Психология управления поведением личности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для работы сотрудников рабочего коллектива. В тоже время проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
1. Руководитель как субъект управленческой деятельности......................................4
1.1 Структура личности руководителя.........................................................................4
1.2 Профессиональные способности руководителя....................................................8
1.3 Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя.....................................................................................................................13
2. Личность подчиненного как объект управления...................................................20
2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении............................................................................................21
2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций....................................................................................................22
2.3 Ролевые стереотипы поведения сотрудников. Нейтрализация негативных последствий «психологических игр» подчиненных......................................................32
Заключение....................................................................................................................36
Список литературы.......................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

Психология управления персоналом.docx

— 68.03 Кб (Скачать документ)

 

потенциально заложены как  возможности социально положительных  достижений, так и социально отрицательный  заряд. Задача руководителя использовать сильные и нейтрализовать слабые стороны «акцентуантов».

Как показали многочисленные исследования, полученные в ходе диагностики  акцентуаций данные об особенностях проявления личности могут эффективно применяться для изучения психологических  особенностей подчинённых.

В соответствии с методикой  Шмишека выделяются следующие акцентуации личности: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.

Дадим их краткую характеристику.

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Человек в маске собственного собеседника, человек—зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречению от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору.

- Привлекательные черты: эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

- Отрицательные черты:  эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать  от решения неотложных вопросов, «уходить» в болезнь.

- Наиболее благоприятные  ситуации: возможность устроить  «шоу», быть на виду, на сцене  в широком смысле слова, торговать,  распоряжаться, «заботиться» о  других.

- Конфликтогенные ситуации: возможность раскрытия игры и  обмана, недооценка «зрителями»,  ущемление права быть «звездой»,  равнодушие.

2. Педантичный тип. Отличается повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Гипертрофия упорядоченности внутренней и внешней, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы.

 

 

- Привлекательные черты:  обязательность, ответственность, надежность, порядочность, ровное настроение.

- Отрицательные черты:  «занудливость», буквоедство, формализм,  ненужная дотошная перепроверка  себя и других, нерешительность  в неопределенных ситуациях.

- Наиболее благоприятные  ситуации: возможность реализации  заданий в соответствии с инструкциями  или определенными требованиями  обстановки, стабильность отношений.

- Конфликтогенные ситуации: требование самостоятельных и  нестандартных решений в неопределенной  обстановке.

3. Застревающий тип. Характеризуется чрезмерной стойкостью и спонтанностью аффектов, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение».

- Привлекательные черты:  принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи  и долга, самопожертвование.

- Отрицательные черты:  спонтанность привязанностей и  обид, подозрительность, мстительность,  самонадеянность, непомерные требования  к окружающим.

- Наиболее благоприятные  ситуации: ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования  его примеру.

- Конфликтогенные ситуации: сомнение в ценности идей и  привязанностей, уличение в несправедливом  отношении к миру.

4. Возбудимый тип. Характерны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, бессознательный (иногда сознательный) перенос собственного состояния вовне. В силу этого поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление. Контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.

 

 

- Привлекательные черты:  энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

- Отрицательные черты:  раздражительность, склонность к  гневу, нетерпимость к противоречию  и самостоятельности других, способность  «поднять руку», безудержность  в увлечениях.

- Наиболее благоприятные  ситуации: ситуации умственной и  физической активности, работа в  одиночестве.

- Конфликтогенные ситуации: ситуации обвинения, противодействия,  морального и материального ущерба.

5. Гипертимический тип. Отличается повышенным фоном настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.

- Привлекательные черты:  общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение  к жизненным проблемам, эрудированность.

- Отрицательные черты:  импульсивность, необдуманность поведения,  высказываний, необязательность, леность,  легкомысленность, раздражительность,  склонность к позе и фразе.

- Наиболее благоприятные  ситуации: трудовое общение, множество  поверхностных контактов, необходимость  оперативных решений без их  глубокой проработки.

- Конфликтогенные ситуации: необходимость спокойного анализа,  ответственных решений, работа  в неспешном ритме, вынужденное  одиночество, однообразие обстановки.

6. Дистимический тип. Характерны сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

- Привлекательные черты:  серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

- Отрицательные черты:  инертность, замедленность, пассивность,  пессимизм, отшельничество, неумение  радоваться вместе с окружающими  и поддерживать группу.

- Наиболее благоприятные  ситуации: профессии «человек —  знаковые системы», «человек —  природа», не требующие, однако, работы  на скорость.

- Конфликтогенные ситуации: необходимость быстро реагировать  на изменения обстановки, менять  способы работы, быстро принимать  решения, сходиться с новыми  сотрудниками, знакомиться с людьми.

7. Тревожно-боязливый тип. Характерны склонность к страхам, робость, пугливость. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка понижена, а оценка окружающих завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.

- Привлекательные черты:  обязательность, впечатлительность,  самокритичность, эмоциональность,  заинтересованность, дружелюбность,  надежность и постоянство привязанностей.

- Отрицательные черты:  тенденция «прилипать» к обстоятельствам  и к людям, неумение дать  отпор, растерянность перед новым,  безынициативность, несамостоятельность,  молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение  событий.

- Наиболее благоприятные  ситуации: однозначные отношения  с другими людьми, точно определенные  права и обязанности, ненужность  инициативы, лидерства и дополнительного  общения.

- Конфликтогенные ситуации: несправедливые обвинения со  стороны других, насмешки, необходимость  определиться в отношениях, особенно  с новыми людьми.

8. Циклотимический тип. Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

 

 

- Привлекательные черты:  нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.

- Отрицательные черты:  погруженность в свой внутренний  мир, субъективность оценок.

- Наиболее благоприятные  ситуации: индивидуальный темп труда,  отшельнический образ жизни.

- Конфликтогенные ситуации: ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении  с людьми по условиям труда.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Отличается легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.

- Привлекательные черты:  эмоциональность, выразительность  оценок и действий.

- Отрицательные черты:  несдержанность чувств, гневливость  или слезливость, эгоизм.

- Наиболее благоприятные  ситуации: возможность иметь «пищу»  для чувств, работа на износ.

- Конфликтогенные ситуации: монотонная работа, требование взвешенных  оценок окружения, ограничение  инструкциями, неприятие чувств  и «глубины» ситуации.

10. Эмотивный тип. Родствен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

- Привлекательные черты:  добросердечие, эмоциональность,  исполнительность, чувство долга,  доброжелательность и тактичность.

Необходимо учитывать, что  акцентуированная личность, являющаяся носителем перечисленных выше черт характера в разных жизненных  обстоятельствах ведет себя неодинаково. Известный психолог Р.Загайнов установил, что в зависимости от ситуации, существуют три образа поведения  такой личности.

Замаскированный. Человек контролирует себя, умело скрывает отрицательные черты своего характера. Таким человек бывает в незнакомой компании, среди малознакомых людей, которым хочет понравиться. Но выдержать долго этот искусственно созданный образ человек не может.

Привычный. Человек ведет себя естественно. Таким он бывает в семье, среди близких людей, таким становится в профессиональном коллективе.

Стрессовый. Усложняются условия жизни человека, когда он устал, измотан жизненными трудностями, ожидает неприятного разговора с коллегой, руководителем, женой. В этих случаях он нередко перестает контролировать себя, плохо поддается воспитательным воздействиям.

Поэтому важно в процессе управления создавать для всех работников, а для акцентуированных личностей  особенно, благоприятные условия, снижающие  риск проявлений негативных черт их характера.

В заключение, исходя из опыта  практического управления акцентуированными  личностями, можно дать следующие  рекомендации руководителям.

Сотруднику гипертимического типа необходимо создать условия для проявления его инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, возможности свободного и интересного для него общения. В общении с ним избегать чрезмерной реактивности, проявления безапелляционной власти и жесткой требовательности.

Учитывая энергичность и  неусидчивость гипертима, постараться вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме и передавая чаще инициативу в разговоре самому акцентуанту.

Исключать мелочный контроль, не допуская, однако, безнадзорности и недостатка внимания. Не поручать ему кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.

Взаимодействуя с сотрудником циклотимического типа, предупреждать повышенные нагрузки с учетом подъема-спада его настроения.

При установлении контакта следует прежде всего понять, что  акцентуант сейчас чувствует, как он относится в данный момент к себе и окружающим:

• в фазе подъема можно  и нужно поговорить с ним о  том, что ему следует делать, чтобы  понимать свои особенности и больше себя контролировать;

• в фазе спада — просто оказать ему теплую психологическую  поддержку, помочь ему справиться с  упадком сил, ни в коем случае не пытаясь повлиять на него.

При взаимодействия с сотрудником аффективно-экзальтированного типа обязательно установить теплый эмоциональный контакт, сочувственное доброжелательное отношение и полное взаимопонимание, о которых можно судить по его эмоциональному реагированию и душевному расслаблению.

Уделять особое внимание взаимоотношениям акцентуанта в семье, в группе по интересам с учетом возможности для него постоянной эмоциональной поддержки и сопереживания окружающих.

Информация о работе Психология управления поведением личности подчиненного