Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:18, реферат
Актуальность проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для работы сотрудников рабочего коллектива. В тоже время проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.
Введение..........................................................................................................................3
1. Руководитель как субъект управленческой деятельности......................................4
1.1 Структура личности руководителя.........................................................................4
1.2 Профессиональные способности руководителя....................................................8
1.3 Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя.....................................................................................................................13
2. Личность подчиненного как объект управления...................................................20
2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении............................................................................................21
2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций....................................................................................................22
2.3 Ролевые стереотипы поведения сотрудников. Нейтрализация негативных последствий «психологических игр» подчиненных......................................................32
Заключение....................................................................................................................36
Список литературы.......................................................................................................38
потенциально заложены как
возможности социально
Как показали многочисленные исследования, полученные в ходе диагностики акцентуаций данные об особенностях проявления личности могут эффективно применяться для изучения психологических особенностей подчинённых.
В соответствии с методикой Шмишека выделяются следующие акцентуации личности: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.
Дадим их краткую характеристику.
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Человек в маске собственного собеседника, человек—зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречению от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору.
- Привлекательные черты: эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.
- Отрицательные черты:
эгоизм в маске участия,
- Наиболее благоприятные
ситуации: возможность устроить
«шоу», быть на виду, на сцене
в широком смысле слова,
- Конфликтогенные ситуации:
возможность раскрытия игры и
обмана, недооценка «зрителями»,
ущемление права быть «звездой»
2. Педантичный тип. Отличается повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Гипертрофия упорядоченности внутренней и внешней, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы.
- Привлекательные черты: обязательность, ответственность, надежность, порядочность, ровное настроение.
- Отрицательные черты:
«занудливость», буквоедство, формализм,
ненужная дотошная
- Наиболее благоприятные
ситуации: возможность реализации
заданий в соответствии с
- Конфликтогенные ситуации:
требование самостоятельных и
нестандартных решений в
3. Застревающий тип. Характеризуется чрезмерной стойкостью и спонтанностью аффектов, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение».
- Привлекательные черты: принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.
- Отрицательные черты:
спонтанность привязанностей и
обид, подозрительность, мстительность,
самонадеянность, непомерные
- Наиболее благоприятные ситуации: ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.
- Конфликтогенные ситуации: сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру.
4. Возбудимый тип. Характерны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, бессознательный (иногда сознательный) перенос собственного состояния вовне. В силу этого поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление. Контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.
- Привлекательные черты:
энергичность, деловитость, инициативность,
домовитость, хозяйственность,
- Отрицательные черты:
раздражительность, склонность
- Наиболее благоприятные ситуации: ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.
- Конфликтогенные ситуации:
ситуации обвинения,
5. Гипертимический тип. Отличается повышенным фоном настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.
- Привлекательные черты:
общительность, энергичность, оптимизм,
инициативность, легкое отношение
к жизненным проблемам,
- Отрицательные черты: импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.
- Наиболее благоприятные
ситуации: трудовое общение, множество
поверхностных контактов,
- Конфликтогенные ситуации:
необходимость спокойного
6. Дистимический тип. Характерны сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
- Привлекательные черты:
серьезность, ответственность,
- Отрицательные черты:
инертность, замедленность, пассивность,
пессимизм, отшельничество, неумение
радоваться вместе с
- Наиболее благоприятные ситуации: профессии «человек — знаковые системы», «человек — природа», не требующие, однако, работы на скорость.
- Конфликтогенные ситуации:
необходимость быстро
7. Тревожно-боязливый тип. Характерны склонность к страхам, робость, пугливость. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка понижена, а оценка окружающих завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.
- Привлекательные черты:
обязательность, впечатлительность,
самокритичность,
- Отрицательные черты:
тенденция «прилипать» к
- Наиболее благоприятные
ситуации: однозначные отношения
с другими людьми, точно определенные
права и обязанности,
- Конфликтогенные ситуации: несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.
8. Циклотимический тип. Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.
- Привлекательные черты:
нестандартное отношение к
- Отрицательные черты:
погруженность в свой
- Наиболее благоприятные ситуации: индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни.
- Конфликтогенные ситуации:
ситуации лишения привычной
9. Аффективно-экзальтированный тип. Отличается легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.
- Привлекательные черты:
эмоциональность,
- Отрицательные черты: несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.
- Наиболее благоприятные ситуации: возможность иметь «пищу» для чувств, работа на износ.
- Конфликтогенные ситуации: монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.
10. Эмотивный тип. Родствен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.
- Привлекательные черты:
добросердечие,
Необходимо учитывать, что акцентуированная личность, являющаяся носителем перечисленных выше черт характера в разных жизненных обстоятельствах ведет себя неодинаково. Известный психолог Р.Загайнов установил, что в зависимости от ситуации, существуют три образа поведения такой личности.
Замаскированный. Человек контролирует себя, умело скрывает отрицательные черты своего характера. Таким человек бывает в незнакомой компании, среди малознакомых людей, которым хочет понравиться. Но выдержать долго этот искусственно созданный образ человек не может.
Привычный. Человек ведет себя естественно. Таким он бывает в семье, среди близких людей, таким становится в профессиональном коллективе.
Стрессовый. Усложняются условия жизни человека, когда он устал, измотан жизненными трудностями, ожидает неприятного разговора с коллегой, руководителем, женой. В этих случаях он нередко перестает контролировать себя, плохо поддается воспитательным воздействиям.
Поэтому важно в процессе управления создавать для всех работников, а для акцентуированных личностей особенно, благоприятные условия, снижающие риск проявлений негативных черт их характера.
В заключение, исходя из опыта практического управления акцентуированными личностями, можно дать следующие рекомендации руководителям.
Сотруднику гипертимического типа необходимо создать условия для проявления его инициативы и энергии, предприимчивости и лидерства, возможности свободного и интересного для него общения. В общении с ним избегать чрезмерной реактивности, проявления безапелляционной власти и жесткой требовательности.
Учитывая энергичность и неусидчивость гипертима, постараться вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме и передавая чаще инициативу в разговоре самому акцентуанту.
Исключать мелочный контроль, не допуская, однако, безнадзорности и недостатка внимания. Не поручать ему кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
Взаимодействуя с сотрудником ц
При установлении контакта следует прежде всего понять, что акцентуант сейчас чувствует, как он относится в данный момент к себе и окружающим:
• в фазе подъема можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше себя контролировать;
• в фазе спада — просто оказать ему теплую психологическую поддержку, помочь ему справиться с упадком сил, ни в коем случае не пытаясь повлиять на него.
При взаимодействия с сотрудником аффективно-экзальтированного типа обязательно установить теплый эмоциональный контакт, сочувственное доброжелательное отношение и полное взаимопонимание, о которых можно судить по его эмоциональному реагированию и душевному расслаблению.
Уделять особое внимание взаимоотношениям акцентуанта в семье, в группе по интересам с учетом возможности для него постоянной эмоциональной поддержки и сопереживания окружающих.
Информация о работе Психология управления поведением личности подчиненного