Психология управления поведением личности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для работы сотрудников рабочего коллектива. В тоже время проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
1. Руководитель как субъект управленческой деятельности......................................4
1.1 Структура личности руководителя.........................................................................4
1.2 Профессиональные способности руководителя....................................................8
1.3 Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя.....................................................................................................................13
2. Личность подчиненного как объект управления...................................................20
2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении............................................................................................21
2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций....................................................................................................22
2.3 Ролевые стереотипы поведения сотрудников. Нейтрализация негативных последствий «психологических игр» подчиненных......................................................32
Заключение....................................................................................................................36
Список литературы.......................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

Психология управления персоналом.docx

— 68.03 Кб (Скачать документ)

Автократический стиль: руководитель имеет административный аппарат, который  не обладает автономией и выполняет  решения вышестоящего руководителя.

Бюрократический стиль представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения  сотрудников организации, достигнутого с помощью детального разделения труда многочисленных должностных  инструкций и других нормативных документов [4].

Авторитарный стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.

Минимальная степень выраженности проявляется в слабом желании  быть лидером, неустойчивых командных  навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и  неспособных подчинённых.

Средняя степень выраженности предполагает хорошие лидерские  качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив  силой приказа и принуждением,

 

целеустремленность и  эгоизм, поверхностное отношение  к запросам подчиненных, нежелание  слушать предложения заместителей.

Высокая степень - раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность  в суждениях, энергичность и жесткая  требовательность, неумение учитывать  инициативу подчиненных и предоставлять  им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в  оценках, честолюбие и низкую совместимость  с заместителями, злоупотребление  наказаниями, игнорирование общественным мнения.

Либеральный стиль  управления.

Либеральный стиль, когда  руководитель минимально участвует  в управлении, старается избежать персональной ответственности –  рабочая группа сама устанавливает  цели и сама их решает. Либеральный  стиль может быть эффективным  в организациях с высокими технологиями и специализированных организациях.

Модификации стиля:

- либерально – попустительский;

- либерально – бюрократический.

Либерально – попустительский  стиль, когда руководитель ставит перед  исполнителями проблему, обеспечивает необходимые организационные условия  для работы, определяет границы решения, а за собой он оставляет функции  консультанта, эксперта, оценивающего полученные результаты [4].

Либерально-бюрократический  стиль: руководитель устраняется от дел, передает их в руки «выдвиженцев», которые от его имени управляют  коллективом, применяя авторитарные методы. Сам руководитель лишь делает вид, что  власть находится у него в руках.

Либеральный стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.

Минимальная степень выраженности проявляется в неустойчивом желании  работать с людьми, неумении ставить  перед подчиненными задачи и решать их

 

совместно, неуверенности  и нечеткости в распределении  обязанностей, импульсивности в критике  недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности.

Средняя степень выраженности отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность  в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям, склонность к уговариванию.

Высокая степень - определяет полное безразличие к интересам  коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать  сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность  и неумение отстаивать свою точку  зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание и панибратство.

Демократический стиль управления.

Руководитель доверяет подчиненным, интересуется их мнением при решении  большинства проблем, практикует совместное принятие решений. Высокая коммуникабельность в коллективе. Сотрудник поначалу такой руководитель может показаться неактивным и даже вызвать разочарование [5].

Демократический стиль управления обеспечивает высокую степень вовлечения сотрудников в работу и, в конечном итоге, высокую производительность труда, как в кратковременном, так  и в долговременном плане.

Модификации демократического стиля:

- консультативный;

- парсипативный.

Консультативный стиль, когда  в значительной мере руководитель доверяет подчиненным, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Стимулирующими мерами являются поощрения, а наказания используются только в исключительных случаях.

Парсипативный стиль построен на участии работников в управлении организацией, применяется, если руководитель уверен в себе, с высоким образовательным  и творческим уровнем, умеет ценить и реализовывать творческие предложения. Предоставление работникам возможности  автономно (от других членов организации) решать проблемы, разрабатывать новые  идеи.

Демократический стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.

Минимальная степень выраженности свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой  неуверенности в своих командно-организаторских  качествах.

Средняя степень выраженности раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие  заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться  на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчинённых, развивать  коллективное мнение.

Высокая степень - отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять  самостоятельность наиболее способным  подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в  споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические  процессы коллектива, развивать гласность  и критику, предупреждать конфликты  и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.

Таким образом, руководители отличаются различными стилями управления, формирование которых обусловлено, как объективными (стиль руководства  вышестоящего руководителя, возрастные, образовательные, социально-психологические  характеристики коллектива, особенности  решаемых задач, существующий порядок  ведения дел, преобладающая система  ценностей и тип культуры), так  и субъективными (человеческие и  деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, энергичность, здравый смысл, способность к  инновациям, привычки, манера поведения, особенности речи, жесты, мимика и  др.), зависящими от личности руководителя, факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО  КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1 Индивидуально-типологические  особенности личности подчиненных  и их использование в управлении

 

Для успешного управления деятельностью подчиненных необходимо учитывать различные их особенности. Одной из наиболее важных характеристик  подчиненного является его темперамент. Со времен Гиппократа и Галена известны четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Прежде чем дать характеристику каждому типу, выскажем ряд предварительных  замечаний:

во-первых, в чистом виде ни один из типов темперамента практически  не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех  типов темперамента, однако один из этих типов доминирует;

во-вторых, темперамент как  врожденное свойство малоизменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент подчиненного [2]. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненных справляется лучше всего;

в-третьих, нет плохих или  хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои недостатки.

Жизненным принципом холерика будет девиз «Ни минуты покоя». Для него характерны энергичность, увлеченность, страстность, целеустремленность, подвижность. Устроив разговор на повышенных тонах, холерик уже через полчаса способен беседовать с вами как ни в чем не бывало. Беда в том, что вы не успеете за это время прийти в себя. Но это уже, как говорится, ваши проблемы. Вместе с тем холерик может отталкивать окружающих своей вспыльчивостью, агрессивностью, нетерпением, несдержанностью, конфликтностью.

Для холерика в наибольшей степени подходит работа без излишней мелочной регламентации и шаблонов; работа, допускающая импровизацию. В отношениях с холериком недопустима  резкость, несдержанность. Любой его  проступок должен быть требовательно  и справедливо оценен.

В отношениях с сангвиником руководитель должен руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй». Представители этого типа темперамента обычно отзывчивы, увлечены, общительны, подвижны, жизнерадостны. Вместе с тем сангвиников зачастую отличает зазнайство, разбросанность (то есть он может начинать много дел, не доводя ни одного из них до конца), легкомыслие, необязательность, сверхобщительность. Сангвинику подходит подвижная работа со сменой видов деятельности и ритма. Ему нужно непрерывно ставить новые и по возможности интересные задачи, требующие сосредоточения и напряжения. Сангвиники требуют детального и частого контроля за своей деятельностью.

Ведущим принципом во взаимоотношениях с флегматиком может быть принцип «Не торопи». Флегматика отличает постоянство, терпение, самообладание, надежность, устойчивость в условиях экстремальных воздействий. Как правило, эти люди раз и навсегда данного слова, которое они постараются сдержать во что бы то ни стало. Вместе с тем для них характерна медлительность, иногда безразличие к эмоциональным сторонам жизни, некоторая «толстокожесть». Кроме того, их отличает педантизм и подчеркнутая аккуратность.

Флегматик способен проявить свое лучшее «Я» на работе, требующей  медленных и плавных движений, стереотипных действий, порядка и  пунктуальности. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Флегматик требует к себе систематического внимания, но без  понукания.

В отношениях с меланхоликом необходимо руководствоваться принципом «не навреди». Его отличает высокая чувствительность, человечность, доброжелательность, мягкость, способность к сочувствию. Он зачастую выступает эмоциональным лидером в группе. Это тот, кто сможет вас понять и просто выслушать. Однако для него характерна в целом невысокая работоспособность и высокая отвлекаемость на различные раздражители, мнительность, ранимость, замкнутость.

Меланхолик лучше всего  справляется с работой, требующей  относительно простых и стереотипных действий; в которой экстремальность  сведена к минимуму. В отношениях с ним не допустимы не только резкость, но и повышенный тон, ирония. О проступке  меланхолика лучше поговорить наедине, без привлечения вездесущей «общественности». Положительно скажется на его отношении  к работе своевременная похвала  за успехи, решительность и волю.

Таким образом, учет индивидуальности каждого сотрудника, знание его темперамента, сильных и слабых сторон составляет важный резерв повышения вклада подчиненных. Изучение своих подчиненных требует серьезных затрат времени, но выигрыш, получаемый при этом, весомее совершенных затрат.

В связи с вышеизложенным, следует отметить, что кроме наблюдения существуют достаточно апробированные методики позволяющие определять достаточно точно тип темперамента, уровень  эмоциональной стабильности, экстраверсии и интроверсии индивида.

 

2.2 Особенности  управления сотрудниками, имеющими  выраженные признаки различных  акцентуаций

 

Особую сложность в  управлении вызывают сотрудники, имеющие  выраженные признаки различных акцентуаций.

В основу выделения акцентуаций, как крайней степени проявления нормы» положена концепция «акцентуированных  личностей» К. Леонгарда и ряда других психологов и психиатров.

В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При  значительной выраженности основные черты  характеризуют личность в целом.

В случае воздействия неблагоприятных  факторов они могут приобрести патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты  ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными.

Такие личности не следует  рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения», предельной выраженности определенных, присущих каждому человеку особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях 

Информация о работе Психология управления поведением личности подчиненного