Психология управления в деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание

Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
2.1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
3.2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1.1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4.1.2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
4.1.3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Российский государственный  университет им. А.И.Герцена» Кафедра психологии развития и образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема реферата: Психология управления в деятельности учителя.

 

 

 

Исполнитель: соискатель Степанова Т.А.

Санкт-Петербург 2006

 

Содержание

 

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
  2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
    1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
  3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
    1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
    2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
  4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
    1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
      1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
      2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
      3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
    2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
  5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
  6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
  7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни  любой организации, способной многократно  повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта. Опыт международных работ в области менеджмента как теории управления во многом может быть полезен современному учителю в его деятельности по управлению классным коллективом, во взаимодействии с коллегами и в планировании собственного самосовершенствования и карьерного роста.

Наше исследование посвящено  анализу работ, рассматривающих  психологические теории управления, которые могли бы оказаться полезными для повышения эффективности работы учителя при управлении классом в процессе проведения уроков. Целью нашей работой является желание показать, что знания и умения в области управления не только желательны, но и необходимы любому учителю. Мы будем рассматривать школу как формальную организацию и учителя, как руководителя класса.  В связи с этим, нам представляется важным проанализировать основные психологические подходы к руководству и сравнить деятельность руководителя и учителя, а также критерии успешности того и другого.

Успешность работы учителя  во многом зависит от того, какие  у него сложились взаимоотношения  с классом, от его умения структурировать  и преподнести материал, организовать работу в классе, поддержать учеников. Все время в процессе педагогической деятельности учителю приходится иметь дело с коллективом учеников, управлять им. Неспособность управлять классом сделает бессмысленной работу даже прекрасного знатока своего предмета. Эффективность деятельности учителя в роли руководителя можно рассматривать и с точки зрения социальной психологии и с точки зрения педагогической.

В содержание многих педагогических способностей включаются организаторские  и управленческие умения (Левитов  Н.Д., Гоноболин Ф.Н., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В.)(11,18,21,24). Во многом именно эти умения, формируемые и развиваемые в педагогической деятельности, определяют ее успешность. С этой точки зрения Н.В.Кузьмина выделяет коммуникативные способности, организаторские способности, сюда же отчасти относятся гностические и конструктивные способности; Крутецкий В.А.(18) выделяет перцептивные, организаторские, авторитарные и коммуникативные способности. Если рассматривать способности с точки зрения того, что они предопределяют успешность деятельности и проявляются в ней (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), то рассмотрение их становится особенно актуально при изучении успешности деятельности учителя как руководителя.

Многие труды в отечественной  социальной психологии посвящены эффективности  деятельности руководителя. Существуют выделенные подходы к изучению личности руководителя. Например, имиджевый подход изучает индивидуально-личностные качества и формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы, интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей (Р.Х.Шакуров, Л.Д.Кудряшова, Е.В.Егорова, С.В.Кошелева)(57,15,19), разработаны модели личности руководителя-профессионала (Е.А.Климов, А.К.Маркова).

Рассмотрению этих и  некоторых других подходов и концепций  посвящено наше теоретическое исследование. Мы хотим провести параллели между  работой профессионального руководителя и учителя, показать одни и те же закономерности, обуславливающие успех и того и другого. Показать возможность использования сходных методов для развития управленческих умений учителя и руководителя.

 

2. Управление  в организации. Школа как формальная организация

В нашей работе мы  рассматриваем, каким образом мировой опыт менеджмента может помочь учителю в его повседневной работе, в ситуациях, когда учителю приходится выступать в роле руководителя, управляющего передачей знаний и воспитанием учеников. При этом под менеджментом мы будем понимать вслед за Р.Л. Дафтом эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля над организационными ресурсами(39).

 

2.1. Организация.

Феномены лидерства  и руководства существуют всегда неотделимо от среды, то есть организации, в которой их рассматривают. В нашем случае в качестве такой организации выступает школа и класс как малая группа.

Понятие, признаки, характеристики организаций, функции, которые они  выполняют, все эти вопросы подробнейшем образом рассматриваются в работах отечественных и западных социальных психологов и специалистов в области управления, таких,  как  Р.Л. Дафт, П. Друкер, Вудкок М., Р.Л.Кричевский, Г.Кунц, С.О'Донелл, Е.С.Кузьмин,  Дубовская Е.М., Ю.Н.Емельянов, А.Л.Свенцицкий, Х. Минцберг, А.В. Филиппов, Якунин В.А., Маркова М. и многих других. Мы рассмотрим эти вопросы немного подробнее, чтобы показать закономерность использования этих понятий при описании школы и класса.

Некая группа должна соответствовать  некоторым обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К таким требованиям исследователи чаще всего относят:

  • Наличие по крайней мере двух людей,  которые  считают себя частью этой группы
  • Наличие по крайней мере одной цели (т.е.  желаемого  конечного  состояния  или  результата),  которую принимают как общую все члены группы.
  • Наличие   членов  группы,  которые  намеренно  работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом,  организация – это группа людей,  деятельность которых сознательно координируется для достижения  общей цели или целей.(2)

Более подробное определение организации дает Ричард Л. Дафт: «под организацией понимается, прежде всего, размещение и использование организационных ресурсов для достижения стратегических целей компании, выражающееся в разделении труда на уровне подразделений, отделов и видов деятельности, формировании структуры власти и механизмов координации выполнения разнообразных рабочих задач».(39 с.308)

Организации могут быть как формальные, так и  неформальные. К неформальным организациям относятся спонтанно возникающие группы людей.

Формальные организации,  имеющие  набор  взаимосвязанных  целей, являются  сложными организациями. Американские исследователи Г.Кунц и С.О'Донелл (22) выделили ряд присущих им характеристик:

1.Ресурсы. В общих  чертах цели всякой организации   включают   преобразование ресурсов  для   достижения   результатов.  Основные ресурсы,  используемые  организацией,  это  люди (человеческие  ресурсы),  капитал, материалы,  технология и информация.

2.Зависимость от внешней  среды. Организации полностью  зависимы от внешней среды,  как в отношении своих ресурсов,  так и  в  отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.  Внешняя среда включает экономические  условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации и др.

3.Горизонтальное  разделение  труда, т.е. разделение всей  работы на составляющие компоненты.

4.Подразделения. Сложные  организации осуществляют четкое  горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих  специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Это отделы или службы.

5.Вертикальное   разделение  труда.  В  организации  существует  две внутренние органичные формы  разделения  труда.  Первая - это  разделение  труда  на  компоненты,  т.е. горизонтальное разделение труда. Второе,  называемое  вертикальным,  отделяет  работу  по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других  людей и составляет сущность управления. 

Р.Л.Дафт выделяет в качестве характеристик организации специализацию, командную цепочку, линейное управление, управление человеческими ресурсами, централизация, формализация и некоторые другие (39).

Организационная структура определяется как:

  • комплекс формальных задач, назначаемых сотрудникам и подразделениям;
  • взаимоотношения формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости
  • разработка систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.(39, с.308)

В некоторых других подходах можно встретить такие элементы организационной структуры как: иерархические звенья управления или  уровни принятия решений; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность (менеджеры и руководители, управляющие работники); связи (отношения, коммуникация, информация).(37,с.197)

В связи с понятием организации в западных литературных источниках используется термин «норма управляемости» или «норма контроля», определяемая числом сотрудников непосредственно подчиненных менеджеру. Данная характеристика отслеживает степень, в которой менеджер отслеживает действия подчиненных. В соответствии с традиционными воззрениями норма управляемости не должна превышать семи подчиненных на одного менеджера. При этом  в настоящее время во многих организациях под началом одного менеджера находятся 30-40 сотрудников, что  соответствует, в частности, размеру среднего класса. Исследования на базе некоторых производственных фирм показали, что существуют факторы, воздействующие на увеличение нормы управляемости. К таким факторам относятся: однотипность выполняемых подчиненными заданий, нахождение всех сотрудников в одном помещении, выполнение заданий регламентируется правилами и процедурами, высокие личные стандарты управляющего и некоторые другие. (39,с. 312-313)

Все вышеизложенное позволяет  нам рассматривать школу как  формальную организацию. Школа представляет собой организацию, безусловно, зависящую от окружающей среды, имеющей специфические ресурсы, цели, вертикальное разделение труда и горизонтальное разделение труда, благодаря меняющимся предметам, также можно говорить и о подразделениях. Практически все требования, выставляемые к организациям, работают и для школы. К организационным компонентам педагогической системы можно отнести:

1. Цели, воспитательные или образовательные, во имя достижения которых педагогическая система создается (к каким видам деятельности, за какой период времени и кого она должна подготовить) .

2. Учебная информация, ради усвоения которой создается система (какие отрасли науки, техники, искусства, спорта, и в каких объемах в ней будут представлены).

3. Средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы реализации искомой цели).

4. Учащиеся (уровень их предшествующей подготовки, пол, возраст, контингент, ролевые функции в обществе и общественном производстве, которыми они должны овладеть за время пребывания в педагогической системе).

5. Педагоги (носители целей, учебной информации, средств педагогической коммуникации, знаний психологии учащихся), призванные за отведенное на их учебный предмет время и за все время пребывания учащихся (цикл обучения, воспитания) реализовать цели.

 

2.2. Управление  в организации. 

Многие исследователи  в области управления подчеркивают, что государственные и некоммерческие организации также могут использовать многие принципы и методы менеджмента.

Управление в той  или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной - необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах; экономической - необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Информация о работе Психология управления в деятельности учителя