Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
2.1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
3.2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1.1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4.1.2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
4.1.3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Российский
Тема реферата: Психология управления в деятельности учителя.
Исполнитель: соискатель Степанова Т.А.
Санкт-Петербург 2006
Содержание
1. Введение
Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта. Опыт международных работ в области менеджмента как теории управления во многом может быть полезен современному учителю в его деятельности по управлению классным коллективом, во взаимодействии с коллегами и в планировании собственного самосовершенствования и карьерного роста.
Наше исследование посвящено анализу работ, рассматривающих психологические теории управления, которые могли бы оказаться полезными для повышения эффективности работы учителя при управлении классом в процессе проведения уроков. Целью нашей работой является желание показать, что знания и умения в области управления не только желательны, но и необходимы любому учителю. Мы будем рассматривать школу как формальную организацию и учителя, как руководителя класса. В связи с этим, нам представляется важным проанализировать основные психологические подходы к руководству и сравнить деятельность руководителя и учителя, а также критерии успешности того и другого.
Успешность работы учителя во многом зависит от того, какие у него сложились взаимоотношения с классом, от его умения структурировать и преподнести материал, организовать работу в классе, поддержать учеников. Все время в процессе педагогической деятельности учителю приходится иметь дело с коллективом учеников, управлять им. Неспособность управлять классом сделает бессмысленной работу даже прекрасного знатока своего предмета. Эффективность деятельности учителя в роли руководителя можно рассматривать и с точки зрения социальной психологии и с точки зрения педагогической.
В содержание многих педагогических способностей включаются организаторские и управленческие умения (Левитов Н.Д., Гоноболин Ф.Н., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В.)(11,18,21,24). Во многом именно эти умения, формируемые и развиваемые в педагогической деятельности, определяют ее успешность. С этой точки зрения Н.В.Кузьмина выделяет коммуникативные способности, организаторские способности, сюда же отчасти относятся гностические и конструктивные способности; Крутецкий В.А.(18) выделяет перцептивные, организаторские, авторитарные и коммуникативные способности. Если рассматривать способности с точки зрения того, что они предопределяют успешность деятельности и проявляются в ней (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), то рассмотрение их становится особенно актуально при изучении успешности деятельности учителя как руководителя.
Многие труды в отечественной социальной психологии посвящены эффективности деятельности руководителя. Существуют выделенные подходы к изучению личности руководителя. Например, имиджевый подход изучает индивидуально-личностные качества и формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы, интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей (Р.Х.Шакуров, Л.Д.Кудряшова, Е.В.Егорова, С.В.Кошелева)(57,15,19), разработаны модели личности руководителя-профессионала (Е.А.Климов, А.К.Маркова).
Рассмотрению этих и
некоторых других подходов и концепций
посвящено наше теоретическое исследование.
Мы хотим провести параллели между
работой профессионального
2. Управление в организации. Школа как формальная организация
В нашей работе мы рассматриваем, каким образом мировой опыт менеджмента может помочь учителю в его повседневной работе, в ситуациях, когда учителю приходится выступать в роле руководителя, управляющего передачей знаний и воспитанием учеников. При этом под менеджментом мы будем понимать вслед за Р.Л. Дафтом эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля над организационными ресурсами(39).
2.1. Организация.
Феномены лидерства и руководства существуют всегда неотделимо от среды, то есть организации, в которой их рассматривают. В нашем случае в качестве такой организации выступает школа и класс как малая группа.
Понятие, признаки, характеристики организаций, функции, которые они выполняют, все эти вопросы подробнейшем образом рассматриваются в работах отечественных и западных социальных психологов и специалистов в области управления, таких, как Р.Л. Дафт, П. Друкер, Вудкок М., Р.Л.Кричевский, Г.Кунц, С.О'Донелл, Е.С.Кузьмин, Дубовская Е.М., Ю.Н.Емельянов, А.Л.Свенцицкий, Х. Минцберг, А.В. Филиппов, Якунин В.А., Маркова М. и многих других. Мы рассмотрим эти вопросы немного подробнее, чтобы показать закономерность использования этих понятий при описании школы и класса.
Некая группа должна соответствовать некоторым обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К таким требованиям исследователи чаще всего относят:
Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.(2)
Более подробное определение организации дает Ричард Л. Дафт: «под организацией понимается, прежде всего, размещение и использование организационных ресурсов для достижения стратегических целей компании, выражающееся в разделении труда на уровне подразделений, отделов и видов деятельности, формировании структуры власти и механизмов координации выполнения разнообразных рабочих задач».(39 с.308)
Организации могут быть как формальные, так и неформальные. К неформальным организациям относятся спонтанно возникающие группы людей.
Формальные организации, имеющие набор взаимосвязанных целей, являются сложными организациями. Американские исследователи Г.Кунц и С.О'Донелл (22) выделили ряд присущих им характеристик:
1.Ресурсы. В общих
чертах цели всякой
2.Зависимость от внешней
среды. Организации полностью
зависимы от внешней среды,
как в отношении своих
3.Горизонтальное разделение
труда, т.е. разделение всей
работы на составляющие
4.Подразделения. Сложные
организации осуществляют
5.Вертикальное разделение труда. В организации существует две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Р.Л.Дафт выделяет в качестве
характеристик организации
Организационная структура определяется как:
В некоторых других подходах можно встретить такие элементы организационной структуры как: иерархические звенья управления или уровни принятия решений; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность (менеджеры и руководители, управляющие работники); связи (отношения, коммуникация, информация).(37,с.197)
В связи с понятием организации в западных литературных источниках используется термин «норма управляемости» или «норма контроля», определяемая числом сотрудников непосредственно подчиненных менеджеру. Данная характеристика отслеживает степень, в которой менеджер отслеживает действия подчиненных. В соответствии с традиционными воззрениями норма управляемости не должна превышать семи подчиненных на одного менеджера. При этом в настоящее время во многих организациях под началом одного менеджера находятся 30-40 сотрудников, что соответствует, в частности, размеру среднего класса. Исследования на базе некоторых производственных фирм показали, что существуют факторы, воздействующие на увеличение нормы управляемости. К таким факторам относятся: однотипность выполняемых подчиненными заданий, нахождение всех сотрудников в одном помещении, выполнение заданий регламентируется правилами и процедурами, высокие личные стандарты управляющего и некоторые другие. (39,с. 312-313)
Все вышеизложенное позволяет нам рассматривать школу как формальную организацию. Школа представляет собой организацию, безусловно, зависящую от окружающей среды, имеющей специфические ресурсы, цели, вертикальное разделение труда и горизонтальное разделение труда, благодаря меняющимся предметам, также можно говорить и о подразделениях. Практически все требования, выставляемые к организациям, работают и для школы. К организационным компонентам педагогической системы можно отнести:
1. Цели, воспитательные или образовательные, во имя достижения которых педагогическая система создается (к каким видам деятельности, за какой период времени и кого она должна подготовить) .
2. Учебная информация, ради усвоения которой создается система (какие отрасли науки, техники, искусства, спорта, и в каких объемах в ней будут представлены).
3. Средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы реализации искомой цели).
4. Учащиеся (уровень их предшествующей подготовки, пол, возраст, контингент, ролевые функции в обществе и общественном производстве, которыми они должны овладеть за время пребывания в педагогической системе).
5. Педагоги (носители целей, учебной информации, средств педагогической коммуникации, знаний психологии учащихся), призванные за отведенное на их учебный предмет время и за все время пребывания учащихся (цикл обучения, воспитания) реализовать цели.
2.2. Управление в организации.
Многие исследователи
в области управления подчеркивают,
что государственные и
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной - необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах; экономической - необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной - защита от врагов и диких зверей.
Информация о работе Психология управления в деятельности учителя