Психология управления в деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание

Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
2.1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
3.2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1.1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4.1.2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
4.1.3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

Изучая обучение с  точки зрения процесса управления, В.А. Якунин писал о том, что управление всегда имеет место в системах, характеризующихся большой сложностью и динамичностью. Исходя из принципов системности, он приходит к мнению, что «постоянные изменения, переходы из одного состояния в другое под влиянием внешних и внутренних воздействий и причин, присущие педагогическим системам, могут иметь обратимый и необратимый характер вести их к сохранению и развитию или к разрушению. И для того, что бы снять возмущающее и деструктивное влияние различных стихийных факторов, возникает необходимость охранить определенные качества, структурные и функциональные характеристики системы в заданных пределах и условиях, обеспечить оптимальный уровень ее функционирования и развития. Эти задачи и призвано решать управление».(56, с.11)

Под управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей  и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Субъектами управления в образовательном учреждении выступают  руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители. Все они  составляют управляющую и управляемую  подсистемы.

Итак, остановимся на том, что в психологии и менеджменте понимается под управлением.

М. Марков определяет управление как организацию или процесс  целенаправленных воздействий. (28)

По определению А.Л.Свенцицкого, управление – это процесс планирования, организации,  мотивации и  контроля,  необходимый  для  того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.(43)

Питер Ф. Друкер определяет процесс  управления как особый вид деятельности,  превращающий неорганизованную толпу  в эффективную, целенаправленную и  производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим  элементом  социальных изменений,  и  примером значительных социальных перемен.(39)

Л.Б.Ительсон пишет о  том, что управление представляет собой  воздействие, в результате которого достигаются заранее поставленные цели. (56)

А.В.Филиппов рассматривает управление как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия.(51)

Как мы видим из этих определений, в управлении особенное внимание уделяется его целенаправленности и тому, что это воздействие обязательно ведет к каким-либо изменениям. В тоже время общим для всех определений теории управления является признание наличия в структуре общественных отношений особого рода отношений - управленческих, которые возникают в процессе управления в социальных системах любого уровня и назначения.

При этом, если, вслед  за Ананьевым (4) мы будем рассматривать воспитание как целенаправленное социальное воздействие на индивида и общественное формирование личности, а обучение как целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку людям в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.(12,с.118) Все это позволяет рассматривать обучение и воспитание в терминах управления.

Якунин (56,с.12) писал, что признак целесообразности позволяет проводить аналогию между процессами управления и воспитания, но еще до него Б.Г.Ананьев утверждал, что «Современная психология доказала, что обучение есть основная форма руководства психическим развитием».(5)

В социальной психологии выделяются следующие функции процесса управления(42):

1.Планирование-решение  о том, какими  должны  быть  цели организации  и  что   должны  делать члены организации,  чтобы достичь этих целей. 

2.Функция организации.  Организовать - значит создать некую структуру.

3.Функция мотивации.  Руководитель всегда должен  помнить,  что  даже  прекрасно  составленные  планы и самая совершенная  структура организации не имеют  никакого смысла, если  кто-то  не выполняет фактическую работу  организации.

4.Функция контроля. Контроль - это процесс обеспечения того,  что организация действительно  достигает своих целей. 

Эти  четыре  функции  управления имеют две общие характеристики: все  они  требуют  принятия  решений,  и  для  всех необходима  коммуникация,  обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения  и  сделать  это решение понятным для других членов организации. Эти функции имеют непосредственное отношение к структурным компонентам учебной и педагогической деятельности. Педагоги и психологи занимающиеся, разработкой состава учебной деятельности постоянно упоминают наряду с другими эти компоненты. Это можно встретить в работах И.И. Илясова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Более подробный анализ функций управления мы проведем далее.

Все это подводит нас к необходимости рассмотреть основные теории руководства, которые разрабатывались в социальной психологии в 20-м веке.

 

3. Психологические  теории руководства

В наше время  существует значительное количество школ в психологии, менеджменте и смежных науках, рассматривающих проблему руководства и управления в тех или иных аспектах и внесших различный вклад в развитие этих проблем. Вот некоторые из них:

 

Школа

Новое слово в развитии науки

Представители

Классическая школа  или школа научного управления (1885-1920)

1.обосновали необходимость  научного подхода к управлению.

2.Хронометраж.

3.Функции управления.

Г. Гантт - 1900

Ф. Тейлор - 1911

Ф. и Л. Гилберт -1911

Черч - 1914

Школа административного  управления (1920-1950)

1. Цель – создание универсальных принципов управления

2. Совершенствование  управления организацией в целом

А. Файоль - 1916

Л. Урвик - 1943

Давис - 1935

Дж. Муни

Рейли - 1931

Школа человеческих отношений (1930-1950)

1. Влияние психологических  и социальных факторов на производительность

2. Хотторнские эксперименты: важность человеческого фактора

Э.Мойо - 1945

А. Маслоу

О. Шелдон

М. П. Фоллетт

Поведенческая школа (бихевиористская).

Япония 1940 - по н. время.

1.Социальные взаимодействия, мотивация.

2. Характер власти и авторитета.

3. Организационная структура,  коммуникации в организациях.

4. Повышение эффективности  трудовых ресурсов.

Барнард- 1940

Питер Друкер-1954

Дж. МакГрегор - 1960

Чермен - 1957

Ф. Герцберг

А. Арджирс

Школа науки управления (с 1950 г. и по наст. Вр.) связана с возникновением кибернетики и исследований операций

1.Исследование операций.

2.Моделирование, количественные  методы.

3.Теория Игр.

4.Теория решений.

5.Математика моделей.

Райфа - 1911

Маслоу - 1965

Тейлор - 1911


 

Как это часто бывает в науке, приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.

В каждой из вышеперечисленных  школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту как системе управления, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам, по-разному рассматривает основные функции руководителя. (32,22,7).

Хотя эмпирическое изучение лидерства началось уже давно, первые  шаги  в этом  направлении были  сделаны А. Бине и Л. Терменом еще на заре 20-го века - его структурный аспект привлек внимание  исследователей  лишь  в 50-е годы.  Тогда Р. Бейлзу и Ф. Слейтору(36) удалось выделить две фундаментальные лидерские роли: роль делового и инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера.

С точки зрения роста  эффективности коллектива целесообразнее всего,  если руководитель является одновременно и его деловым лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера  отнюдь не обязательна.  Хотя желательно,  чтобы в системе эмоциональных отношений его позиция не была чрезмерно низкой,  так как это может негативно сказаться на отношениях с людьми в деловой сфере. Это имеет большое значение для учителя. Очень важно для авторитета личности учителя, чтобы он выступал в качестве делового лидера класса, при любом стиле педагогической деятельности это будет дополнительным преимуществом. Сочетание же качеств делового и эмоционального лидера во многом зависит от стиля педагогической деятельности и конкретной ситуации обучения и воспитания. Присутствие в личности учителя лидерских качеств и отношение к ним учителей изучал А.А. Реан (38), в частности он показал, что много учителя хотели бы развивать в себе лидерские качества, что бы приблизиться к учительскому идеалу, но интересно, что реальное развитие таких качеств может приводить к перекосу в сторону авторитарности и деспотизма.

Более поздние исследования структуры группового лидерства, выполненные  отечественными  психологами   Е.М. Зайцевой,  А. Будановым, Т.Н. Мельниковской и Л.И. Уманским, позволили выявить некоторые другие, новые ее аспекты(15). Напомним, что наиболее часто в социальной психологии в связи с понятием лидерство фигурируют такие теории как: личностная теория лидерства или «теория  великих  людей; ситуационная и поведенческая теория лидерства (создавшая основу для выделения стилей руководства К.Левиным)(6); теория транзакционного лидерства; трансформационного лидерства; синтетические теории(37) и др.

 

3.1Деятельность  руководителя, структура и функции.

Руководитель является особым элементом системы управления. Он выступает в качестве связующего элемента для различных подсистем  всей организации, практически все  связи и коммуникации осуществляются через него, как горизонтальные, так и вертикальные. Кроме того, руководитель часто является элементом многих подсистем.  Поэтому от эффективности  деятельность руководителя  во многом зависит эффективность функционирования системы управления в целом.

Содержание деятельности руководителя раскрывается через ее структуру и функции. Под функцией, в данном случае, можно понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения  нормальной  жизнедеятельности данной системы,  ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявленным требованиям»(6).

Отечественные психологи  и социологи, анализируя функции  руководителя, обнаруживают  большое  сходство  взглядов,  но можно  отметить и некоторые различия.  К числу первых работ в данном направлении  относятся  исследования   Л.И. Уманского, рассматривавшего организаторскую  деятельность  как конечное звено в системе управления людьми.  При этом подчеркивается, что в  первичных коллективах руководящая деятельность сливается с организаторской деятельностью.  Первая функция данной деятельности состоит в интеграции личностей, что осуществляется посредством ознакомления их с общей задачей,  определения средств и условий достижения цели, планировании, координации совместного труда,  контроля и т.д. Следующей функцией организаторской деятельности  называется  функция коммуникации. Имеется в виду установление горизонтальных и вертикальных коммуникаций. Третей и четвертой функциями организаторской деятельности называются обучение и воспитание  (в  самом широком понимании этих слов).

Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов(15) называют следующие функции:  административную (предписание работы, координация индивидуальных  действий  и надзор  за  исполнением), стратегическую (определение  целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую,  функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и даже психотерапевтическую. А.Г. Ковалев рассматривает функции целеполагания  коллектива,  планирования,  согласования, стимулирования, контроля и воспитания.(14)

Г. Кунц и С.О’Донелл считают основой управления  координацию, которая реализуется в функциях планирования,  организации, работы с кадрами, руководстве и контроле.(22)

Более дифференцированно  содержание деятельности руководителя раскрывается в работах  Л.С. Бляхмана(6).  Он  определяет следующие функции деятельности руководителя:  целеполагающая (определение целей коллектива и средств их достижения),  административно-организаторская (формирование органов управления, распределение заданий между подчиненными,  согласование их действий и контроль выполнения решений), экспертная (консультации персонала),  дисциплинарно-стимулирующая   (оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний), представительская (перед внешними организациями), воспитательно-пропагандистская (создание  благоприятного  социально-психологического климата в коллективе,  развитие  способностей и инициативы  подчиненных,  подбор  и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение).

Минцберг(32), тоже  выделяет роли руководителя,  в его трактовке роль - это набор определенных  поведенческих правил, соответствующих   конкретному   учреждению   или  конкретной должности. Минцберг выделяет межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено); информационные роли (приемник информации; распространитель информации; представитель); роли связанные с принятием решения (предприниматель; устраняющий нарушения; распределитель ресурсов; ведущий переговоры). Эти  роли  взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.

 Межличностные роли  вытекают из  полномочий  и  статуса  руководителя  в   организации и охватывают сферу  его взаимодействий с людьми. Все  эти  10  ролей,  взятые вместе,  определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.(6)

В отечественной и  зарубежной литературе можно встретить  и другие перечни функций и  ролей руководителя,  но более актуальной задачей сегодня является анализ этих функций на основе эмпирических исследований. Интересным является исследование, проведенное  Л.Г.Почебут на базе объединения «Светлана» с целью  изучения  структуры  социально-психологических функций руководителя.  Сюда вошли следующие четыре функции:  информационная, организаторская,  социализирующая  и функция принятия решения. Так же интересны работы А.И. Китова,  в которых поднимается вопрос о «блоках» социальной активности руководителя, которые рассматриваются как эмпирические единицы деятельности. В структуре  любой  из  этих единиц, утверждает А.И. Китов, можно найти на основе  теоретического  анализа  практики руководства три  теоретические  единицы деятельности:1)диагностика и прогнозирование, то есть изучение состояние  дел  и предвидение вероятного  хода  событий  в будущем;2)выработка программы деятельности подчиненных, призванной направлять эту деятельность в  нужное  русло;3)побуждение подчиненных к исполнению намеченной программы. Как отмечает  А.И. Китов, удельный вес указанных единиц деятельности различен в разных случаях.(14)

Учитель, также как и руководитель в своей педагогической деятельности реализует довольно разнообразные действия или функции. Многие из них напрямую соотносятся с руководительскими функциями рассмотренными ранее. Такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, А.И.Щербаков, В.В. Богословский, В.А. Сластенин, Орлов Ю.М.  и др.(19,45,40,55,33) все педагогические функции разделяют на две группы – целеполагающие (сюда входят: ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная) и организационно-структурные (к ним относятся: коммуникативная, организаторская, коммуникативная и гностическая). Е.И.Рогов (40) в качестве профессионально-педагогических функция выделяет: воспитательную, гностическую, информационную, исполнительскую, исследовательскую, коммуникативную, конструктивную, методическую, мобилизационную, обучающую, организационную, ориентационную, пропагандистскую, развивающую и функцию самосовершенствования.  А.И. Щербаков(55) отдельно выделяет творческое отношение в своей работе. Эти функции перекликаются с педагогическими способностями и умениями, которые будут нами рассмотрены далее.

Информация о работе Психология управления в деятельности учителя