Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
2.1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
3.2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1.1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4.1.2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
4.1.3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Изучая обучение с точки зрения процесса управления, В.А. Якунин писал о том, что управление всегда имеет место в системах, характеризующихся большой сложностью и динамичностью. Исходя из принципов системности, он приходит к мнению, что «постоянные изменения, переходы из одного состояния в другое под влиянием внешних и внутренних воздействий и причин, присущие педагогическим системам, могут иметь обратимый и необратимый характер вести их к сохранению и развитию или к разрушению. И для того, что бы снять возмущающее и деструктивное влияние различных стихийных факторов, возникает необходимость охранить определенные качества, структурные и функциональные характеристики системы в заданных пределах и условиях, обеспечить оптимальный уровень ее функционирования и развития. Эти задачи и призвано решать управление».(56, с.11)
Под управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).
Субъектами управления в образовательном учреждении выступают руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители. Все они составляют управляющую и управляемую подсистемы.
Итак, остановимся на том, что в психологии и менеджменте понимается под управлением.
М. Марков определяет управление как организацию или процесс целенаправленных воздействий. (28)
По определению А.Л.
Питер Ф. Друкер определяет процесс управления как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.(39)
Л.Б.Ительсон пишет о
том, что управление представляет собой
воздействие, в результате которого
достигаются заранее
А.В.Филиппов рассматривает управление как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия.(51)
Как мы видим из этих определений,
в управлении особенное внимание
уделяется его
При этом, если, вслед за Ананьевым (4) мы будем рассматривать воспитание как целенаправленное социальное воздействие на индивида и общественное формирование личности, а обучение как целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку людям в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.(12,с.118) Все это позволяет рассматривать обучение и воспитание в терминах управления.
Якунин (56,с.12) писал, что признак целесообразности позволяет проводить аналогию между процессами управления и воспитания, но еще до него Б.Г.Ананьев утверждал, что «Современная психология доказала, что обучение есть основная форма руководства психическим развитием».(5)
В социальной психологии выделяются следующие функции процесса управления(42):
1.Планирование-решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
2.Функция организации. Организовать - значит создать некую структуру.
3.Функция мотивации.
Руководитель всегда должен помнить,
что даже прекрасно составленные
планы и самая совершенная
структура организации не
4.Функция контроля. Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.
Эти четыре функции
управления имеют две общие
Все это подводит нас к необходимости рассмотреть основные теории руководства, которые разрабатывались в социальной психологии в 20-м веке.
3. Психологические теории руководства
В наше время существует значительное количество школ в психологии, менеджменте и смежных науках, рассматривающих проблему руководства и управления в тех или иных аспектах и внесших различный вклад в развитие этих проблем. Вот некоторые из них:
Школа |
Новое слово в развитии науки |
Представители |
Классическая школа или школа научного управления (1885-1920) |
1.обосновали необходимость научного подхода к управлению. 2.Хронометраж. 3.Функции управления. |
Г. Гантт - 1900 Ф. Тейлор - 1911 Ф. и Л. Гилберт -1911 Черч - 1914 |
Школа административного управления (1920-1950) |
1. Цель – создание универсальных принципов управления 2. Совершенствование
управления организацией в |
А. Файоль - 1916 Л. Урвик - 1943 Давис - 1935 Дж. Муни Рейли - 1931 |
Школа человеческих отношений (1930-1950) |
1. Влияние психологических и социальных факторов на производительность 2. Хотторнские эксперименты: важность человеческого фактора |
Э.Мойо - 1945 А. Маслоу О. Шелдон М. П. Фоллетт |
Поведенческая школа (бихевиористская). Япония 1940 - по н. время. |
1.Социальные взаимодействия, мотивация. 2. Характер власти и авторитета. 3. Организационная структура, коммуникации в организациях. 4. Повышение эффективности трудовых ресурсов. |
Барнард- 1940 Питер Друкер-1954 Дж. МакГрегор - 1960 Чермен - 1957 Ф. Герцберг А. Арджирс |
Школа науки управления (с 1950 г. и по наст. Вр.) связана с возникновением кибернетики и исследований операций |
1.Исследование операций. 2.Моделирование, 3.Теория Игр. 4.Теория решений. 5.Математика моделей. |
Райфа - 1911 Маслоу - 1965 Тейлор - 1911 |
Как это часто бывает в науке, приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.
В каждой из вышеперечисленных школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту как системе управления, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам, по-разному рассматривает основные функции руководителя. (32,22,7).
Хотя эмпирическое изучение лидерства началось уже давно, первые шаги в этом направлении были сделаны А. Бине и Л. Терменом еще на заре 20-го века - его структурный аспект привлек внимание исследователей лишь в 50-е годы. Тогда Р. Бейлзу и Ф. Слейтору(36) удалось выделить две фундаментальные лидерские роли: роль делового и инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера.
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и его деловым лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера отнюдь не обязательна. Хотя желательно, чтобы в системе эмоциональных отношений его позиция не была чрезмерно низкой, так как это может негативно сказаться на отношениях с людьми в деловой сфере. Это имеет большое значение для учителя. Очень важно для авторитета личности учителя, чтобы он выступал в качестве делового лидера класса, при любом стиле педагогической деятельности это будет дополнительным преимуществом. Сочетание же качеств делового и эмоционального лидера во многом зависит от стиля педагогической деятельности и конкретной ситуации обучения и воспитания. Присутствие в личности учителя лидерских качеств и отношение к ним учителей изучал А.А. Реан (38), в частности он показал, что много учителя хотели бы развивать в себе лидерские качества, что бы приблизиться к учительскому идеалу, но интересно, что реальное развитие таких качеств может приводить к перекосу в сторону авторитарности и деспотизма.
Более поздние исследования структуры группового лидерства, выполненные отечественными психологами Е.М. Зайцевой, А. Будановым, Т.Н. Мельниковской и Л.И. Уманским, позволили выявить некоторые другие, новые ее аспекты(15). Напомним, что наиболее часто в социальной психологии в связи с понятием лидерство фигурируют такие теории как: личностная теория лидерства или «теория великих людей; ситуационная и поведенческая теория лидерства (создавшая основу для выделения стилей руководства К.Левиным)(6); теория транзакционного лидерства; трансформационного лидерства; синтетические теории(37) и др.
3.1Деятельность руководителя, структура и функции.
Руководитель является особым элементом системы управления. Он выступает в качестве связующего элемента для различных подсистем всей организации, практически все связи и коммуникации осуществляются через него, как горизонтальные, так и вертикальные. Кроме того, руководитель часто является элементом многих подсистем. Поэтому от эффективности деятельность руководителя во многом зависит эффективность функционирования системы управления в целом.
Содержание деятельности руководителя раскрывается через ее структуру и функции. Под функцией, в данном случае, можно понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявленным требованиям»(6).
Отечественные психологи и социологи, анализируя функции руководителя, обнаруживают большое сходство взглядов, но можно отметить и некоторые различия. К числу первых работ в данном направлении относятся исследования Л.И. Уманского, рассматривавшего организаторскую деятельность как конечное звено в системе управления людьми. При этом подчеркивается, что в первичных коллективах руководящая деятельность сливается с организаторской деятельностью. Первая функция данной деятельности состоит в интеграции личностей, что осуществляется посредством ознакомления их с общей задачей, определения средств и условий достижения цели, планировании, координации совместного труда, контроля и т.д. Следующей функцией организаторской деятельности называется функция коммуникации. Имеется в виду установление горизонтальных и вертикальных коммуникаций. Третей и четвертой функциями организаторской деятельности называются обучение и воспитание (в самом широком понимании этих слов).
Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов(15) называют следующие функции: административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и даже психотерапевтическую. А.Г. Ковалев рассматривает функции целеполагания коллектива, планирования, согласования, стимулирования, контроля и воспитания.(14)
Г. Кунц и С.О’Донелл считают основой управления координацию, которая реализуется в функциях планирования, организации, работы с кадрами, руководстве и контроле.(22)
Более дифференцированно
содержание деятельности руководителя
раскрывается в работах Л.С. Бляхмана(6). Он определяет следующие функции
деятельности руководителя: целеполагающая
(определение целей коллектива и средств
их достижения), административно-
Минцберг(32), тоже выделяет роли руководителя, в его трактовке роль - это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Минцберг выделяет межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено); информационные роли (приемник информации; распространитель информации; представитель); роли связанные с принятием решения (предприниматель; устраняющий нарушения; распределитель ресурсов; ведущий переговоры). Эти роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли
вытекают из полномочий и
статуса руководителя в
организации и охватывают
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить и другие перечни функций и ролей руководителя, но более актуальной задачей сегодня является анализ этих функций на основе эмпирических исследований. Интересным является исследование, проведенное Л.Г.Почебут на базе объединения «Светлана» с целью изучения структуры социально-психологических функций руководителя. Сюда вошли следующие четыре функции: информационная, организаторская, социализирующая и функция принятия решения. Так же интересны работы А.И. Китова, в которых поднимается вопрос о «блоках» социальной активности руководителя, которые рассматриваются как эмпирические единицы деятельности. В структуре любой из этих единиц, утверждает А.И. Китов, можно найти на основе теоретического анализа практики руководства три теоретические единицы деятельности:1)диагностика и прогнозирование, то есть изучение состояние дел и предвидение вероятного хода событий в будущем;2)выработка программы деятельности подчиненных, призванной направлять эту деятельность в нужное русло;3)побуждение подчиненных к исполнению намеченной программы. Как отмечает А.И. Китов, удельный вес указанных единиц деятельности различен в разных случаях.(14)
Учитель, также как и руководитель в своей педагогической деятельности реализует довольно разнообразные действия или функции. Многие из них напрямую соотносятся с руководительскими функциями рассмотренными ранее. Такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, А.И.Щербаков, В.В. Богословский, В.А. Сластенин, Орлов Ю.М. и др.(19,45,40,55,33) все педагогические функции разделяют на две группы – целеполагающие (сюда входят: ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная) и организационно-структурные (к ним относятся: коммуникативная, организаторская, коммуникативная и гностическая). Е.И.Рогов (40) в качестве профессионально-педагогических функция выделяет: воспитательную, гностическую, информационную, исполнительскую, исследовательскую, коммуникативную, конструктивную, методическую, мобилизационную, обучающую, организационную, ориентационную, пропагандистскую, развивающую и функцию самосовершенствования. А.И. Щербаков(55) отдельно выделяет творческое отношение в своей работе. Эти функции перекликаются с педагогическими способностями и умениями, которые будут нами рассмотрены далее.
Информация о работе Психология управления в деятельности учителя