Психология управления в деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание

Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
2.1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
3.2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1.1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4.1.2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
4.1.3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

Все исследователи подчеркивают теснейшую  связь способностей и деятельности, в которой они проявляются, и  успешности этой деятельности, которой  они способствуют.

Теплов Б.М. отмечает, что способности не могут возникнуть вне соответствия с конкретной деятельностью.(49, с.14)

С.Л. Рубинштейн под способностями  понимает сложную синтетическую  особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более  или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков, как в процессе усвоения продуктов, созданных человеком, так и в процессе их создания (45,с.538)

В своей работе «Способности и одаренность» Теплов пишет: «способности – такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые  могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.» (50, с.267)

Все авторы сходятся на том, что способности существуют только в связи с какой-то деятельностью, вне конкретной деятельности они  не могут ни возникнуть, ни развиваться. Теплов большое внимание уделяет  тому, что к успешности конкретной деятельности приводит не одна способность, а сочетание нескольких. При этом если у человека какая-то способность развита недостаточно, другие способности могут ее компенсировать. Это приводит к тому, что успешные в одной и той же деятельности люди под час обладают разными способностями.

Традиционно в отечественной  психологии принято разделять способности  на общие и специальные. А.Н Леонтьев пишет, что различие общих и специальных  способностей осуществляется не по природе  и не по физиологической основе, а по степени универсальности применения для разных конкретных видов деятельности. (25)

Принято специальные  способности определять в отношении  к отдельным специальным областям деятельности. Развитие специальных  способностей является сложным процессом. С.Л. Рубинштейн пишет о том, что развитие специальных способностей является выражением индивидуального пути развития. (41, с.542) Для каждой специальной способности конкретно, по-иному специфично ставится вопрос о роли природных предпосылок.

О профессиональных способностях Б.М. Теплов пишет: «…применительно к массовым профессиям профессиональные способности, как правило, представляют собой синтез общих (присущих нормальному человеку в определенный социально-исторический момент и являющихся результатом всей его предшествующей жизнедеятельности) и специальных способностей». (49, с.25)

В.Д. Шадриков рассматривает  профессиональные способности как  индивидуальные качества субъекта профессиональной деятельности в их качественном и  количественном своеобразии, определяющие эффективность формирования и функционирования системы профессиональной деятельности. (53, с.17)

Вслед за ним и многими  другими отечественными исследователями  мы делаем вывод о том, что между  уровнем развития профессиональных способностей и показателями эффективности  профессиональной деятельности существует прямая зависимость.

Рассматривая педагогические способности, отечественные исследователи (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Битуев В.П., М.К. Тутушкина и многие другие) выделяли целые списки этих способностей. Их подходы имеют некие общие моменты и индивидуальное своеобразие. Попытаемся рассмотреть основные точки зрения по этому вопросу.

Изучая педагогические опыт работающих учителей под руководством Б. М. Теплова Ф.Н. Гоноболин(11) выделил следующие свойства личности, составляющие, по его мнению, педагогические способности: способность делать учебный материал доступным учащимся; понимание ученика учителем; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; сдержанность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая требовательность.

Кроме этих способностей, он указывает на важность так называемых сопутствующих свойств личности: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределяемость внимания. (10, с.237)

Проводя более обширное исследование, В.П. Битуев пишет о следующих педагогических способностях, выделяя их в психограмму педагогических способностей – это: способность понимать детей; умение проникать в психологию учащихся; способность делать учебный материал доступным ученикам и умение передавать свои знания им; высокий уровень умственной и познавательной деятельности учителя; чувство нового; страсть к исследованиям и науке; способность организовывать детей в коллектив и вести его; скромность и тактичность.

В дальнейшем он показал, что «установление правильных взаимоотношений и характер общения с учащимися главным образом зависит от уровня личных качеств профессиональных способностей учителя». (35 с.19)

Н. Д. Левитов под педагогическими  способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным  сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быстрая и точная ориентировка; 5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.(23)

Позднее психолого-педагогические проблемы понимания учителем ученика были предметом специального исследования С. В. Кондратьевой, социально-психологические аспекты способностей учителя исследовались в трудах Я. Л. Коломинского и его ученика Н. А. Березовика.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким(17), он выделяет: 1. Дидактические способности (способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль);  2. Академические способности (способности к соответствующей области наук); 3. Перцептивные способности (способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний); 4. Речевые способности (способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики) 5. Организаторские способности (способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и способности правильно организовать свою собственную работу); 6. Авторитарные способности (способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета); 7. Коммуникативные способности (способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта); 8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) (это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника); 9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя(17).

Эти группы способностей объединяют в себе предыдущие классификации  и вносят новое содержание в них, добавляются некоторые новые  моменты, например, прогностические способности.

Из приведенных классификаций  педагогических способностей хорошо видно, что наряду со многими личностными качествами раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся, есть, по сути, умение организовать работу других. Это входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в «способность к распределению внимания», и т. д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько способностей. Педагогическим умениям в нашей работе будет посвящена отдельная глава.

Одна из наиболее разработанных  на сегодняшний день классификаций  педагогических способностей выполнена  Н.В. Кузьминой и ее школой. Еще в своих ранних работах (20, с. 140) Н.В. Кузьмина рассматривает структуру способностей как своеобразное отражение структуры деятельности и делает вывод, что для каждой из ведущих областей деятельности требуется не одна способность, а комплекс их. И, следовательно, педагог «опирается на весь комплекс педагогических способностей, опорным при этом может стать любой из компонентов».

Именно Н.В.Кузьмина одна из первых говорит о необходимости  особенное внимание обратить на конструктивные, организаторские и коммуникативные  способности.

Поскольку организаторский  компонент в педагогическом труде наиболее интересен для нас, важно рассмотреть исследование способностей к организаторской деятельности Л. И. Уманского(40). Он выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам: способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей; способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критичность); психологический такт — способность установить контакт с другими людьми; общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей; инициативность; требовательность к другим людям; склонность к организаторской деятельности; практичность; самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности; наблюдательность; самообладание; общительность; настойчивость; активность; работоспособность; организованность.

Если из всего приведенного перечисления качеств, необходимых для успешности педагогического и организаторского труда, попытаться извлечь «неважные», то сделать это окажется почти невозможным. Все важно. Более того, этот список можно значительно увеличиться.

Теперь обратимся к  вопросу о способностях руководителя, здесь тоже  можно говорить об общих и специальных способностях. Общие способности (интеллект) изучались, например, Е. Гизелли в 60-е гг.(22) Его исследования показали, что наиболее эффективными  оказываются руководители не с чрезмерно высоким или низким показателем интеллекта, но имеющие промежуточные по  степени его выраженности  его оценки. Т. Коно объяснил это тем,  что люди с чрезвычайно высокими оценками интеллекта не умеют налаживать  коллективные действия.  В качестве специальных способностей руководителя рассматривают: социальные  умения,  знания компетентность, информированность - эти качества, безусловно, важны для руководителя. В литературе не часто встречается упоминание руководительских способностей, гораздо чаще говорится об умениях и навыках(37,39 и др.).

 

4.1.3. Способности  и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование.

Соотношение способностей и умений и возможность их развивать представляет для нас большой и не только теоретический интерес. Понятно, что это очень тесно связанные понятия при этом связь эта взаимна. В тоже время понятия эти не подменяют друг друга. С одной стороны освоение умений и знаний в какой-либо области предполагает наличие известных способностей, а с другой стороны формирование способностей к какой-либо деятельности предполагает освоение связанных с нею знаний, умений и приобретение навыков. Как только человек в процесс обучения овладевает некими внешними для него умениями, они начинают участвовать в формировании своих способностей. Рубинштейн С.Л. отмечает, что обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности. (41)

Оба эти понятия имеют  прямое отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, к профессиональному  мастерству. Только умения в большей  степени предполагают возможность  научиться и овладеть, в то время  как способности, как уже было сказано ранее, выступают скорее как некая предрасположенность к деятельности, что тоже полностью не исключает возможности их развития.

Сластенин В.А. так же пишет о том, что способности  и знания, умения и навыки безусловно взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к умениям, знаниям и навыкам, а также мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. «Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность – это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле – это действительность». (45, с.127)

В тоже время, если мы заглянем в толковый словарь, то можно обнаружить следующие определения способностей:

- способность – это  природное дарование 

- это возможность,  умение что-либо делать.

Б.Г. Ананьев в «Очерках психологии» (5) писал: « Способность … формируется в ходе… деятельности. … В процессе деятельности развиваются определенные навыки, знания, определенные духовные особенности, приемы мыслительной и всякой иной психической деятельности… природные данные, столь различные у людей, выступают в форме задатков, но не предопределяют сами по себе способностей».

Таким образом, можно говорить, что способности закрепляются в личности. Но исходят из требований деятельности, проявляются и формируются в деятельности.

Информация о работе Психология управления в деятельности учителя