Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Управление людьми признается одной из наиболее важных сфер жизни любой организации, способной многократно повысить эффективность ее деятельности, и это имеет прямое отношение к школе, которая, безусловно, является формальной организацией. Само понятие «управление» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Управление в организации. Школа как формальная организация . . . . 5
2.1. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Управление в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Психологические теории руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1. Деятельность руководителя, структура и функции . . . . . . . . . . . . .14
3.2. Стиль руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
4. Эффективность педагогической деятельности учителя и деятельности руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1. Субъективные свойства учителя, влияющие на его управленческую функцию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.1.1. Влияние биологических особенностей на успешности деятельности педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4.1.2. Способности как предпосылка успешности реализации управленческого компонента в деятельности учителя. . . . . . . .26
4.1.3. Способности и умения педагога и руководителя, их развитие и формирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Управленческие умения учителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Основные функции управления в деятельности учителя . . . . . . . . . . . 42
6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Н.В.Кузьмина(21), рассматривая функциональный состав педагогической деятельности, на прямую связывает его с проблемой управления в область обучения и воспитания. Говоря о процессе управления педагогическими системами как процесс решения множества педагогических задач по обучению детей и взрослых, она выделяет тоже пять основных функциональных компонентов, которые, отражаясь в структуре деятельности преподавателя, воспитателя и т.д., становятся основой управления учебной работой учащихся и формирования их личности. К числу основных компонентов относятся: гностический компонент (получение информации обо все аспектах функционирования педагогической системы); проектировочный компонент (на основе предыдущего компонента формулирование и переформулирование педагогических целей и задач, обновление старых и создание новых планов и программ обучения и воспитания, планирование на дальнюю перспективу); конструктивный компонент (процесс моделирования, построения плана предстоящего учебного занятия и подготовку к нему, это планирование на ближнюю перспективу); организаторский компонент (реальная исполнительская деятельность воспитателя, педагога по воплощению наличного плана или программы обучения и воспитания); коммуникативный компонент (включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения и связи между различными участниками педагогического процесса).
Анализируя различные подходы, А.В.Якунин(56) выделяет следующие стадии или этапы управления и раскрывает их применительно к педагогическим системам:
Исходя из этих этапов, выделяются следующие умения, как признаки эффективности деятельности специалистов в области управления:
Один из наиболее видных представителей административного подхода Анри Файоль(9) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления. Файоль считал, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить, а менеджеры могут развиваться посредством тренировки.
Другие авторы разработали иные перечни функций. К ним относят планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, регулирование и др. По мнению М. Мескона, процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
Не противоречит наш подход и известным исследованиям проблемы обучающей деятельности учителя (А.С.Подымова, А.В.Полякова, Л.М.Фридман и др.)(12). Так, например А.С.Подымова, выделяет такие педагогические действия на этапе реализации обучающей деятельности как: постановка цели; организация восприятия и осмысливания нового материала; организация закрепления и применения знаний на практике; текущий контроль и регулирование, получение обратной связи. Дальнейший анализ управленческих умений учителя нам представляется целесообразней проводить с точки зрения управленческих функций. Для успешного выполнения каждой из управленческого цикла функций учителю понадобятся соответствующие разнообразные умения. Проведения диагностики этих умений с точки зрения самого учителя и его учеников позволит всесторонне оценить процесс управление в деятельности конкретного учителя и разработать соответствующую программу повышения мастерства в области тех умений, которые недостаточно хорошо развиты. С этой целью может быть составлен тренинг и, как дополнение, проведены индивидуальные консультации с психологом.
6. Выводы
В работе нами были рассмотрены различные труды, посвященные психологической теории управления и успешности деятельности учителя. Все они показывают, что возможно проведение серьезных параллелей между деятельностью руководителя и учителя. Огромное место в педагогической деятельности занимает управление, и без дополнительных умений в этой области ни один учитель не может считаться успешным. Очень важно для рассмотрения успешности управленческих функций учителя рассмотреть под этим углом зрения личность учителя, его способности и умения. Многие авторы очень большое внимание уделяют именно организаторским и управленческим умения учителя (Якунин В.А., Левитов Н.Д., Гоноболин Ф.Н., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В. и многие другие).
Структура учебно-познавательной деятельности, в которой взаимодействие субъекта с объектом происходит под руководством учителя, включает следующие компоненты: цель учебной деятельности – осознание учащимися конкретной познавательной задачи, что именно надо знать и для чего; мотив, побуждающий ученика к действию; содержание деятельности; умения, навыки, операции, выполняемые в определенных условиях деятельности, воспроизводящие и творческие, практические и умственные действия; контроль и оценка результатов деятельности со стороны учителя, самоконтроль и самооценка учащихся. Это показано в многочисленных исследованиях отечественных психологов (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Г.С.Костин, А.А.Люблинская, Н.А.Менчинская, А.А.Смирнов, Л.Б.Эльконин и др.)(12). Основной задачей деятельности учителя является руководство процессом усвоения знаний учащимися, он ставит цель, планирует свою и деятельность учеников, оказывает помощь ученикам, контролирует полученные результаты, планирует задачи, содержание и методы, оказывает помощь и предоставляет обратную связь, осуществляет контроль и стимулирование хорошей работы.
Практически каждое воздействие на человека, изменяющее его состояние и вызывающее ответную реакцию, принято характеризовать как воздействие управляющее. Следовательно, в условиях взаимодействия учителя и ученика под влиянием активности каждого, ученик усваивает определенную систему знаний, приобретает умения и навыки для последующего применения их на практике; учитель организует активную умственную и практическую деятельность младших школьников по реконструкции учебного материала и его усвоению, делает процесс усвоения личностно значимым, т.е. управляет этим процессом.
Нами были рассмотрены различные подходы к управлению (Ительсон
Л.Б., Марков М., Филиппов А.В.) и рассмотрены
основные тенденции в современной теории
управления. Этот опыт может быть весьма
полезен для современного учителя.
В целях эффективного управления учениками
в процессе усвоения знаний педагог использует
определенные управленческие умения,
входящие в структуру педагогических
умений учителя. Важной задачей педагогических
вузов является необходимость сформировать
у студентов соответствующие педагогические
умения. В качестве основных таких умений,
на основе анализа трудов педагогических
и социальных психологов, мы выделяем:
умения, связанные с целеполаганием в
широком смысле; это и умение ставить перед
классом понятные, интересные и мотивирующие
цели и задачи, и умение осознавать цели
собственной педагогической деятельности
и цели школы как организации; умения осуществлять
планирование педагогической деятельности
и деятельности учеников, как кратковременное,
так и перспективное; умения связанные
с оказанием помощи и поддержки ученикам
в процессе их деятельности; умение осуществлять
обратную связь в виде оценивания; умение
осуществлять контроль за выполнением
заданий, соблюдением сроков, достижением
целей и, в случае необходимости, проведение
корректировки планов и даже целей; умения,
связанные с мотивацией учеников, со стимулированием
хорошей работы.
Большинство авторов сходится на цикличном характере процесса управления. Различиями в подходах к определению управления обуславливается и выделение разных по числу и содержанию основных компонентов в функциональном составе управления. Среди функций управления в первую очередь выделяют следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль и учет(56).
Рассматривая проблему управления в педагогических системах, такие психологи как Н.В.Кузьмина, А.В.Якунин, А.К.Маркова и другие выделяют различные компоненты в составе управленческого процесса, но практически все отмечают такие действия как постановка целей, планирование, сбор информации, реализация действия и контроль с возможностью коррекции. Те же компоненты входят в состав учебной деятельности. Н.В.Кузьмина подчеркивает, что в деле обучения и воспитания основными функциями педагога являются его функции как руководителя и организатора(21).
Особенно актуальна проблема, связанная с описанием состава и порядка процедур, из которых складывается процесс управления.
Список литературы.
Информация о работе Психология управления в деятельности учителя