Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:26, реферат
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в потоке современной жизни обрушившейся лавины информации на человека становится все больше и больше, и это служит причиной возникновения острых проблем.
Объектом данного исследования является процесс улучшения памяти, а предметом - пути, приемы и средства этого процесса.
Цель данной работы - выявление различных путей, приемов и средств в процессе улучшения памяти.
Введение
Глава I. Методы воздействия на память
Глава II. Пути улучшения памяти
2.1 Питание мозга
2.2 Мнемотехника
2.3 Метод визуализации
2.4 Занятия по развитию памяти для детей
Заключение
Список литературы
Заехать за своим другом Петей по пути на работу.
Купить букет для Лены, потому что у нее день рождения.
Встретиться
с Геной и Галей за ланчем в
"Роге изобилия".
Завезти Петю по дороге с работы домой.
Купить пиццу с пеперони и грибами на ужин.
Существует
несколько способов запомнить все
дела, включая использование
Если вы не хотите целый день вспоминать список, который вы запомнили, то вам лучше подойдет метод визуализации. Вместо аиста-саней-изюма вы можете вообразить ряд картинок в том порядке, как они, будут происходить в течение дня:
Представьте мысленно, как вы едете на работу. Вы знаете дорогу, по которой едете. В том месте, где вам надо съехать на обочину и подобрать Петю или свернуть с дороги, чтобы попасть туда, где вас ждет Петя, вообразите, как вы это самое и делаете. Хорошо представьте себе эту картину. Выберите какой-нибудь ориентир, который вы не можете не увидеть, когда будете подъезжать к нужному месту, и представьте Петю садящимся в вашу машину, как вы наблюдаете за этим в своем воображении. Добавьте к своей картине звук и ощущение движения. Когда вы на самом деле доедете до этого места и действительность совпадет с ожиданием, вы тут же вспомните о том, что должны заехать за Петей.
Следующая сцена в вашем воображаемом кино - это остановка перед стойкой с цветами в холле вашего офисного здания. Вы уже хорошо знакомы с продавцом цветов, и вы видите и слышите, как вы говорите: "Джим, у Лены сегодня день рождения. Я хочу подарить ей красивый букет. Что ты посоветуешь?" Когда вы через некоторое время будете проходить по холлу и увидите стойку с цветами, вы вспомните сцену, которую вы зрительно представили себе.
Мы знаем, что вы собираетесь заняться своими утренними делами, поэтому следующая сцена вашего воображаемого кино показывает, как вы собираетесь на обед. Вы представляете, как вы проделываете некоторые привычные действия, которые вы всегда делаете перед обедом: закрываете ящики рабочего стола, надеваете пиджак или куртку, снимаете устрашающий рыжий парик и накладной нос, или что еще вы там делаете - продолжите эту картину сами - и представьте, как вы идете в "Рог изобилия". Вы видите Гену и Галю, которые сидят за столиком. Они машут вам. Вы пересекаете зал ресторана и присоединяетесь к ним. Когда время ланча на самом деле приблизится, и вы будете просматривать свое воображаемое кино, вы увидите, как вы присоединяетесь к Гене и Гале.
Не забудьте включить сцену, как вы подвозите Петю на обратном пути домой. Используйте те же самые приемы, представив, как вы встречаете Петю по дороге из офиса. В конце вашего рабочего дня вы просмотрите свое воображаемое кино, увидите, как вы встречаете Петю у входа, и убедитесь, что действительность соответствует тому, что вы себе вообразили.
О, еще пицца! Вообразите свою радость, когда вы вечером возвратитесь домой, неся в руках большую картонную коробку с восхитительной дымящейся пиццей. Какую вы собирались купить? Ах да, пеперони и грибы! Это счастливое
окончание
вашего воображаемого кино. После того
как вы подбросите Петю до дома, прокрутите
еще раз кино и вспомните о пицце. Вы прекрасно
сыграли свою роль! Но, как говаривал старый
фермер, "если вы хотите быть уверены,
что ваши джинсы не упадут с вас, лучше
наденьте ремень и подтяжки". Встройте
в свой рабочий день определенные контрольные
пункты, когда вы прерветесь и просмотрите
свое воображаемое кино о планах на день.
Это поможет вам вспомнить о делах, которые
вы намеревались делать.
2.4
Занятия по развитию памяти
для детей
1. ИГРА В СЛОВА
Вариант 1.
Задание 1:
Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Повтори!
Задание 2:
Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: "Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…").
Задание 3:
Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Вариант 2.
Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3.
Трамвай, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.
Задания те же:
воспроизведи все слова;
раздели на группы по одному общему признаку;
запомни и воспроизведи.
2. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Задание:
"Посмотри на этот лист. Запомни его".
Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.
3. ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ
Инструкция:
"Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить"
Внимание!
Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.
рбуз едведь
стра уравей
птека ыло
лмаз алина
Задание 1:
Назови слова, которые ты запомнил.
Задание
2:
Назови слова, которые начинаются с буквы А.
Задание 3:
Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 4:
Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.
4. ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ
Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция:
"Я
буду называть тебе зверей, ты
должен вспомнить тех, кого я не назвала".
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1:
Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2:
Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3:
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4:
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5:
Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
5. ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ
Инструкция:
"Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла".
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1:
Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.
Задание 2:
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
6. ВКУС И ЗАПАХ
Задание 1:
Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2:
Нарисуй лимон.
Задание 3:
Представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 4:
Нарисуй апельсин.
Задание 5:
Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
7. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА
Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.
Инструкция:
"Видишь,
картинка сломалась. Почини ее"
Задание: Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.
Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:
Что изображено на картинке?
Какой формы твой рисунок?
Какого цвета твой рисунок?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.
8. ИГРА В СТИХИ
Задание:
Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
(на самом деле автором является А. Барто).
Пятачок
был очень доволен своим
Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.
Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?
Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.
Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.
Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.
Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека