Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.

Содержание

Введение ...........…...3 ст.

Гл.1. Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии.
1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. ………………….6 ст.
1.2. Специфика агрессивного поведения детей. ………………...15 ст.
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:
а) консультирование ………………30 ст.
б) психотерапия ……………….33 ст.

Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.
2.1. Программа исследования. ……………………35 ст.
2.2. Разработка методики и апробация методики …………………36 ст.
2.3. Результаты апробации …………………46 ст.
2.4. Обсуждение полученных результатов …….….…………49 ст.

Выводы. ……………………...51 ст.
Заключение. ……………………...53 ст.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 173.47 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение                                                                                       ...........…...3 ст.

 

Гл.1. Агрессивное поведение детей  как предмет исследований в современной  психологии.

1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.                                                                   ………………….6 ст.

1.2. Специфика агрессивного поведения детей.                ………………...15 ст.

1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:

а) консультирование                                                       ………………30 ст.

б) психотерапия                                                              ……………….33 ст.

 

Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения  детей с использованием методов  проекции.

2.1. Программа исследования.                             ……………………35 ст.

2.2. Разработка методики и апробация методики  …………………36 ст.

2.3. Результаты апробации                                       …………………46 ст.

2.4. Обсуждение полученных результатов           …….….…………49 ст.

 

Выводы.                                                                        ……………………...51 ст.

Заключение.                                                                 ……………………...53 ст.

Список литературы.                                                  ……………………...54 ст.

Приложения.                                                                ……………………..57 ст.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  работы: – мало кто из авторов обращался к проблемам коррекции агрессии в контексте консультативной работы с маленькими детьми, хотя  тема агрессии является достаточно изученной в современной психологии. В повседневном общении с нашими детьми мы  всё чаще и чаще  сталкиваемся с такими реакциями как агрессия. Мыслью о том, как отгородить себя и своих детей от данной проблемы задаются многие родители, и именно здесь возникает потребность в обращении за помощью к психологу-консультанту.  Небогатый «арсенал» конкретных методических инструментов в этой области подчас оставляет данную проблему не до конца решённой. Что же мы можем предложить начинающему психологу-консультанту в помощь в работе с такими случаями, как проявление агрессии во взаимоотношениях в качестве методического руководства?

Цель  исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
  2. В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
  3. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.
  4. На основе полученных данных разработать блок консультирования агрессивных детей младшего школьного возраста.
  5. Осуществить апробацию полученной методики в рамках психологического консультирования.
  6. Оценить эффективность методики с использованием контрольной группы испытуемых.
  7. Исходя из полученных результатов, внести в методику необходимые изменения.
  8. Сделать вывод об эффективности консультативной работы с агрессивным поведением данной группы детей.

Объект исследования: Младшие школьники - двадцать человек детей, учащихся средней школы  №6 г. Лыткарино. Дети отбирались после общей диагностики всех младших классов (4 класса) на предмет агрессивности. По полученным данным мы  выделили двадцать человек, уровень агрессивности которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочки с разным социальным положением.   

Предмет  исследования: агрессивное поведение семилетних детей.

Основные  результаты:

В данной работе мы разработали и апробировали методику психологического консультирования агрессивных детей семилетнего  возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.

Мы рассмотрели феномен  агрессивности внешнего поведения  с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с агрессивным  поведением детей в рамках практической психологии, рассмотрев отдельно психотерапию и консультирование. Затем, в практической части мы разработали и апробировали методику психологического консультирования, направленную на снижение агрессивных проявлений у семилетних детей.

Осуществив апробацию полученной методики в рамках психологического консультирования, мы привели в качестве примера работы, по одному случаю относительно каждой консультативной гипотезы. 

Проанализировав общие результаты по апробации данной методики, мы выявили  её результативность в 80 % случаев.

Разработанный нами курс «Профилактики агрессивного поведения детей средствами эстетического воспитания» может являться методическим пособием для применения его в школьной практике, как педагогом-психологом, так и преподавателем начальной школы. Хочется отметить, что он является нестандартным и мало применяемым методом обучения и нравственного воспитания детей.

 

Гл.1. Агресивные проявления детей как предмет исследований в современной психологии.

1.1. Феномен агрессивного  поведения с точки зрения совремннной  психологии.

В науке высказывались разные точки  зрения относительно причин возникновения  агрессии, её природы и факторов. 

Самое раннее и, возможно, наиболее известное  теоретическое положение, имеющее  отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение  по своей природе приемущественно  инстинктивное: агрессия возникает  потому, что человеческие существа генетически или конституционально  «запрограмированы» на подобные действия.

Психоаналитический подход. Так в своих ранних работах Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение проистикает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как неотъемлимая, ни как постоянная и не избежная часть жизни (47).

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришёл к более  мрачному уюеждению в отношении  сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго  основного инстинкта, танатоса –  влечение к смерти, чья энергия  направлена на разрушение и прекращение  жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом  сложного взаимодействия этого инстинкта  с эросом и что между ними существует постоянное взаимодействия этого инстинкта  с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и  направляется на других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рисунке:

 

Разрушение                                          Я                                   Сохранение


                                                                Изменение


                                                            Направления энергии      

    

                                   Агрессия, направленная на других 

 

     Положение об инстинкте стремления  к смерти является одним из  наиболее спорных в теории  психоонализа. Оно было фактически  отвергнуто многими учениками  Фрейда, разделявшими его взгляды  по другим вопросам. Тем не  менее утверждение о том, что  агрессия берёт начало из враждённых, инстинктивных сил,  вцелом находило  поддержку даже у этих критиков.

Далее мы рассмотримтри взгляда с позиции эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Три подхода, о которых пойдётречь, сходятся в прихнании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора.

Этнологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неоиданное сходство с позицией Фйейда. Согласно Лоренцу, агрессия берёт начало прежде всего из враждённого  инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего сведетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается и обеспечивают выживание своего потомства.

Одно  из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что  с её помощью можно обьяснить  тот факт, что у людей, в отличии  от других живых существ широко распостранено  насилие в отношении представителей собственного вида. Данный факт Лоренц истолковал как стремление мировых  лидеров подвергать целые нации  риску самоуничтожения в свете  того, что человеческая способность  к насилию превалирует перед  враждёнными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.

Охотничья гипотиза. Адри. Сценарист из Голливуда, «археолог – любитель», написал несколько книг, благодаря которыммногие люди познакомились с популярной эволюционной теорией. Адри утверждал, что в результате естественного отбора появился новый вид – охотники: «Мы нападали, что бы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически» (47). Эта охотничья «природа» и состовляет основу человеческой агрессии. Адри уверял, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. Социобиологи предлагают более специфическое основание для обьяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть, гены «приспособлены» до токой степени, чтовносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агресивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наимение вероятно наличие общих генов. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность – это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие абьекты, где агрессивные действия  будут безнаказанны. Это общее положение о смещённой агрессии было расширено и пересмотренно Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, обьясняющую появление этого феномена.

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провакационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

  И последнее теоретическое направление  которого мы коснёмся, рассматривает  агрессию прежде всего как  явление социальное, а именно  как форму поведения, усвоенного  в процессе научения. В соответствии  с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путём агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие её проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной моделиповедения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агресию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют постоянно совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличии от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль ( 47).               

Информация о работе Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста