Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.

Содержание

Введение ...........…...3 ст.

Гл.1. Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии.
1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. ………………….6 ст.
1.2. Специфика агрессивного поведения детей. ………………...15 ст.
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:
а) консультирование ………………30 ст.
б) психотерапия ……………….33 ст.

Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.
2.1. Программа исследования. ……………………35 ст.
2.2. Разработка методики и апробация методики …………………36 ст.
2.3. Результаты апробации …………………46 ст.
2.4. Обсуждение полученных результатов …….….…………49 ст.

Выводы. ……………………...51 ст.
Заключение. ……………………...53 ст.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 173.47 Кб (Скачать документ)

Количество встреч и работы по данной методике в целом определяет сам  консультант, но для достижения наилучшего терапевтического эффекта должно быть проведено не меньше 10 занятий.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5.

Методика «Каракули».

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и благодаря чему его каракули становятся более спонтанными.

Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.

Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми  глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок  должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется  с некой темой.

Все эти действия ведут обычно к  беседе о различных замеченных формах, фигурок и образов, некоторые  обнаруживают и не одну, выделяя  их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная  история.

Здесь консультанту следует обратить внимание на используемые при раскраске  цвета, а так же и на увиденные  образы. Если ребёнок рассказывает какую то историю по нарисованной картинке, уточните, у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи.

 

 

Методика «картина мира».

Цель:  Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После  этого, ребёнка просят изобразить его  собственный мир, на что он похож.

Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

  1. «Планетарная   картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.
  2. «Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.
  3. «Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека. 
  4. «Опосредованная, или метафорическая  картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.
  5. «Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.

 

Методика «Соломенная  башня».

Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).

 Данное упражнение выполняется  на консультации в присутствии  и ребёнка и его родителей.

Материал: некоторое количество соломинок, спичек или можно, в крайнем случае, попытаться построить карточный  домик.

Процедура: Семье предлагается совместно  построить в течение 20 минут домик  или башню, но так, что бы все участники  были обязательно задействованы  в работе.

Консультант засекает время, и пока семья начинает свою работу в его  задачу входит проанализировать:

    1. Насколько организованно семья распределила обязанности
    2. Кто занял лидирующую позицию (начал командовать)
    3. На сколько уважительно члены семьи относились друг к другу
    4. Какую роль в этом процессе играл ребёнок
    5. Не был ли кто – то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания.

По окончанию консультант обсуждает  чувства, возникшие в игре, кто  и насколько активно или пассивно участвовал, заметили ли сами члены  семьи  свои взаимоотношения и  т.д.

 

Методика «Портрет моей семьи».

Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

Материал: карандаши цветные и  листы бумаги.

Процедура: Ребёнку предлагается по очереди нарисовать всех членов своей  семьи в виде портрета, организовав  некоторую галерею предков. После  этого, консультант предлагает оживить  портреты, но уже не в нашем времени, а в другом, наделив их качествами, которые присущи изображённым персонам.  Затем, в месте с ребёнком придумывается  история, при которой те качества, которые ребёнку не нравятся в  предках, помогают им выжить. После  этого, консультант в месте с  ребёнком рисуют его портрет и  тоже переносят в прошлое, где  он становится волшебником, а все персонажи  приходят к нему с просьбой перенести  их в их настоящее время. Каким окажется волшебник (с какими качествами), перенесёт ли он предков обратно или нет, решает сам ребёнок (здесь диагностируется принятие или не принятие своей семьи ребёнком).

Игра должна закончится тем, что  ребёнок снова идёт по галерее  картин с нарисованными членами  своей семьи, и по очереди каждого  человека с портрета перенести на общий лист бумаги и нарисовать его  за каким-то общем занятием с остальными. Ребёнок же остаётся пока в роли волшебника и может вспомнить  все свои «обидки» и нарисовать их в виде разных, страшных животных рядом  с каждым членом семьи. Когда рисунок  закончен, ребёнку предлагается внимательно  посмотреть на страшную картинку и  подумать, хотел бы он там оказаться… ведь роль волшебника должна закончится, и ему придётся нарисовать себя тоже на этом страшном листе с животными. Но у него есть последнее желание…

 

Методика «рисование истории».

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

Материал: карандаши и листы  бумаги.

Процедура: консультант на бумаге рисует одну линию и просит ребёнка  дополнить это таким образом, что бы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок закончен, консультант  задает вопросы вроде: «что это?»  или « Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем  этапе уже ребёнок должен нарисовать первый знак, консультант развивает  этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ребёнком. Таким образом, возникает серия  рисунков, которые должны уложиться  в более полную  историю. Когда  серия картинок будет закончена  и ребёнок расскажет историю  о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть ребёнку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребёнок сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6.

Профилактика агрессивного поведения детей средствами эстетического  воспитания.

 

  1. Основные правила этикета.

  а) поведение в гостях;  б)  поведение за столом;

  в) украшение и сервировка стола;  г) как правильно рассадить  гостей.

 

  1. Навыки общения с людьми.

  а) Развивающие занятия «приглашение  в мир общения».

  б) Коррекционно-развивающая программа  «я учусь владеть собой».

    

Некоторые примеры игр, в которых ребёнок  может выражать свою агрессию в социально  приемлемой форме.

 

  1. Основы флористики (составление букетов).

  а) букеты из живых цветов; б) сочетание их различных видов;

  в)  букеты из сухих цветов;  г) создаём свои композиции.

 

  1. Организация творческой мастерской.

                (основные принципы)

 

 

Цели курса:

Научить детей соблюдать моральные  нормы поведения принятых в обществе, а так же привить умение реализовывать  свои негативные импульсы в социально  приемлемой форме, не причиняя вред другим людям.

Курс рассчитан  на 20 групповых занятий по 60 минут  три раза в неделю.

 

 

1 занятие.

Цель: Ознакомить детей с понятием «Этикет», давая возможность осмыслить тот факт, что они встречаются с его проявлениями каждый день.

Материалы: карандаши и лист бумаги.

С ребятами проводится беседа, на которой им рассказывается, чему будут посвящены данные занятия. После этого психолог предлагает детям объяснить значение слова  «Этикет», выслушав все мнения, он даёт свою формулировку данного понятия. Затем учитель продолжает разговор, расспрашивая ребят, где и когда  они сталкивались с культурным и  некультурным поведением людей.  

После этого  предлагается нарисовать разные ситуации хорошего (культурного) поведения и  плохого.

  Учитель  старается классифицировать рассказы  детей по рисункам, объясняя, что,  например, «этикет» предполагает  культуру речи, которая заключается  в отсутствии вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов,  перемежая рассказ детскими примерами  (что такое слова – паразиты  и т.д.).

В конце занятия  учитель спрашивает, что же такое  «вежливость» и когда мы с ней  встречаемся. Мы разбираем,  какими словами люди здороваются, прощаются, говорят «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарят за помощь, услугу, желают спокойной  ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

Детям даётся домашнее задание постараться, как  можно больше использовать разобранные  слова, понаблюдать, как часто сами взрослые используют их.

 

2 занятие.

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них  предлагается изобразить:

    • двух людей, которые о чём – то спорят;
    • людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
    • Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и  отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к  мысли, что, например, в первом случае важным является  манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем  говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем  случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда  они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про  Федору и т.д. Привести примеры в  обсуждении как выглядит дом «чистюли»  и «грязнули».

В домашнем задании  попросить ребят изобразить это  в рисунках.

 

3 занятие.

Цель: в игре «идём в гости» набросать основные правила поведения в гостях и за столом.

Детям предлагается разбиться по двое (мальчик с девочкой) и выбрать одну из пар, к кому все  остальные пойдут в гости. После  этого вся группа совместно с  учителем рассказывает известные правила  поведения и встречи гостей выбранной  паре.

Правила для  хозяина и хозяйки:

1 правило – За стол гостей приглашают обычно не позже, чем через тридцать минут после назначенного срока, даже если не все еще собрались.

2 правило – Будьте вежливы и улыбчивы с приглашёнными людьми.

3 правило – Будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивайте свое блюдо первым. Подождите, пока закончат гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо.

 

Правила для  гостей:

1 правило – к застолью надо приходить в точно назначенный час. Считается, что гости, прибывшие с опозданием, проявляют большую невежливость по отношению к хозяевам и другим гостям, задерживая их.

2 правило – Не следует пристально разглядывать мебель, картины, другие предметы, находящиеся в комнате. Не торопитесь сесть, подождите, пока вас пригласят, или когда хозяин и хозяйка сядут сами.

3 правило – Здороваться обязательно с хозяином и хозяйкой дома, а остальным достаточно только поклониться.

4 правило – мужчины садятся за стол только после того, как сядут все дамы. Сопровождая даму к столу, следует предложить ей правую руку.

5 правило – мужчина сначала предлагает выбрать женщине блюда, стоящие на столе, а затем кладет их на тарелку.

6 правило – Не следует приступать к еде, прежде чем угощение не было предложено всем гостям. Когда приносят следующие блюда, то ждать, пока наполнятся тарелки остальных присутствующих, уже не обязательно. Мужчины должны ждать, пока не начнут есть сидящие рядом женщины.

Начинать  пить можно лишь после общего тоста.

7 правило -  Самый большой промах,  это есть с ножа. Столовую ложку не отправляют в рот целиком. Если суп близится к концу, надо наклонить край тарелки от себя и ложкой собрать его остатки.

8 правило – Пользоваться расческой за столом нельзя, пудриться и подкрашивать губы можно только после окончания еды.

Информация о работе Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста