Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.

Содержание

Введение ...........…...3 ст.

Гл.1. Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии.
1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. ………………….6 ст.
1.2. Специфика агрессивного поведения детей. ………………...15 ст.
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:
а) консультирование ………………30 ст.
б) психотерапия ……………….33 ст.

Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.
2.1. Программа исследования. ……………………35 ст.
2.2. Разработка методики и апробация методики …………………36 ст.
2.3. Результаты апробации …………………46 ст.
2.4. Обсуждение полученных результатов …….….…………49 ст.

Выводы. ……………………...51 ст.
Заключение. ……………………...53 ст.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 173.47 Кб (Скачать документ)

 9 правило -  Нетактично без надобности выходить из-за стола до окончания трапезы.

10 правило – Не рекомендуется разговаривать с кем-либо через соседа. Разговаривая с соседом (соседкой) по столу, не нужно поворачиваться к нему всем корпусом, чтобы не оказаться спиной к другому. Вставая из-за стола, не забудьте поблагодарить хозяйку.

11 правило – После окончания обеда или ужина спешить с уходом не следует, но и излишне задерживаться тоже не рекомендуется.

12 правило – Невежливо делать какие-либо замечания относительно подаваемого блюда, а также критиковать то, что подается к столу.

13 правило – Не смотрите часто на часы, находясь в гостях. Если действительно необходимо уйти до того, как начнут расходиться другие гости, это следует сделать незаметно для окружающих, предварительно извинившись перед хозяевами дома.

Обсудив все  эти правила с детьми, начинаем их проигрывать.

После игры мы обсуждаем ощущения ребят, и отмечаем, какие правила всё -  таки они  забыли. В этой игре желательно использовать реальные предметы, а так же проводить  её в другом помещении, приблизив  его к реальной домашней ситуации.

В домашнем задании  можно попросить ребят совместно  с родителями разобрать к следующему занятию «как правильно сервировать  стол». 

 

4 занятие.

Цель: привития навыков правильного украшения стола и его сервировки.

Материалы: набор посуды и столовых приборов, салфетки и цветная бумага.

К этому занятию  преподаватель приносит книгу –  сервировка праздничного стала, и вместе с ребятами по имеющимся картинкам  отгадывает, как называется тот или  иной предмет (название столовых приборов (посуды) и  их назначение в сервировке). После этого следует просмотреть  и обсудить иллюстрации, показывающие способы правильной сервировки и  украшения стола. Вместе с ребятами попробовать по примерам на картинках  сложить салфетки, используя различные  варианты, а так же  каждый  на общем столе должен попробовать  правильно расставить приборы (это  можно преподнести в виде соревнования).  Разобрать назначение и расстановку именных карточек, а так же варианты их создания.

На дом  предложить сделать свои варианты украшения  именных карточек и нарисовать в  правильной последовательности положения  приборов на столе.

 

5 занятие.

Цель: укрепление информации прошлого урока, разбор украшений стола – живые и искусственные цветы, составление мини-букетиков.

Материалы: живые и искусственные цветы, различные по форме и высоте вазы, инструменты для скрепления искусственных мини-букетов (проволока, ножницы, и т.д.), 

В начале урока  преподаватель должен проверить  и разобрать ошибки домашнего  задания. Затем рассказать о тематике данного урока, посмотрев по книге  значение и сочетание самых распространённых цветов. Обозначить определённые правила  присутствия цветов на столе:

 1 правило -  цветы ставят в центре или на краю стола, если там не предусмотрено место для гостей,  букет не должен заслонять напротив сидящего или мешать беседе гостей.

2 правило – Если число гостей превышает 50 человек, то цветы размещают на каждом столе для группы гостей (10-12 человек) или на границе между двумя группами.

 3 правило – Не рекомендуется на стол ставить цветы с ярко выраженным запахом, а также большие и тяжелые цветы, например, георгины, хризантемы, гладиолусы.

4 правило – Для украшения праздничного стола нужно выбирать низкие вазы, которые могут быть различной формы и из разного материала. Большие высокие вазы больше всего подходят к столу «а ля фуршет».

5 правило – Цветы надо ставить в вазы, подходящие как по цвету, так и по форме, в одну вазу надо поставить не больше 9 цветов, и высота их не должна превышать уровня глаз.

6 правило – Окраска цветов должна подходить к цвету посуды, скатерти и салфеток.

 После  этого рассказать ребятам способы  формирования композиций из искусственных,  высушенных цветов и предложить  попробовать составить свои букетики.

 

6, 7, 8, 9, 10 занятие. 

Основы  флористики (составление букетов).

Цель: научить  ребят основам правильного составления  и создания  цветочных композиций  из живых и искусственных цветов.

Материалы: Цветы  живые, искусственные, сушёные, а так  же скрепляющие материалы, проволока  и т.д., украшающие материалы: бусинки, блёстки, лак для волос и ногтей, и т.д., (см. материалы для творческой мастерской). 

 

  Навыки  общения с людьми.

 Развивающие занятия «приглашение в мир общения».

Цель: Профилактика агрессии детей через средства осознания ими собственного опыта, в том числе полученного в ходе выполнения психологических заданий, через анализ различных ситуаций, а не в форме нравоучений и истин, высказанных взрослыми.

Задачи:

  1. Развитие у детей лучшего понимания себя и других людей,
  2. Формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества,
  3. Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

 

В качестве методического материала  для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием Пилипко Н. В. Приглашение в мир  общения часть первая. – М. 1999. –106с.  

Предлагаемое  пособие включает в себя большое  количество заданий, упражнений, игр  психологического характера, направленных на развитие навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширение словарного запаса в области  чувств и эмоций. Пособие предназначено  для учащихся начальной школы  и может быть использовано психологами, педагогами как в групповой, так  и в индивидуальной работе с детьми.

 

 

Коррекционно - развивающая программа «я учусь  владеть собой».

Цель: помощь детям в адаптации к  школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:

  1. овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.
  2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. 

 

В качестве методического материала  для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999.  -198с.

В этой книге говорится о том, как  развить у детей способность  осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния  других людей, которые формируются  по мере личностного развития ребёнка.

 

Некоторые примеры игр, в которых  ребёнок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.

 

Игра - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в  шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными  обидчику.

Когда ребёнок устанет и немного  успокоится, можно вместе с ним  собрать бумажные комки и сложить  их до следующего раза, объясняя ему, что  он всегда может ими воспользоваться  наедине в своей комнате, когда  снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Игра «крикни громче!» 

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним  из методов, применяемых, когда ребёнок  часто использует ненормативную  лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.

При очередной ситуации, когда ребёнок  применил какие либо «обзывательства», родителю (или психологу) обязательно  нужно выяснить, насколько ребёнок  вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив  на вопросы:

  • Почему он употребляет именно эти слова?
  • Чем они ему нравятся? Что для него значат?
  • Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.
  • Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его ни кто не будет там за это ругать…

  На следующий день или  в ближайшее время после такого  разговора предложить ему прогуляться  в лес. Привести ребёнка на  какую-нибудь, достаточно дальнюю  полянку (где вас ни кто не  сможет услышать), остановившись  по середине, объявить, что это  то самое место, где он может  очень, очень громко произносить  все ругательства, какие хочет. 

После этого, постараться сделать  так, что бы ребёнок произнёс все  известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом  усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы в месте с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, что бы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.

 

Методика  «Традиция».

Цель: научить отражать чувства  как позитивные, так и негативные. Их принятие в семье всеми её членами.

В коридоре квартиры предлагается повесить специальную доску, на которой можно  писать фломастерами или кусок ватмана. И в течение дня выражать в  небольшом рисунке своё настроение, пожелания для других, выражение  чувств, адресованное кому - либо и т.д.

Такую «традицию» можно ввести и  в школе, когда дети утром приходят в класс. Как правило, в классе много ребят, что бы не было путаницы, каждый должен  писать имя или выбрать какой - либо значок, оставляя его возле рисунка.

Цели  создания в школе «творческой  мастерской».

Цели:

  1. Развитие творческого воображения детей.
  2. Развитие моторики рук.
  3. Психологический климат класса, общение детей вне уроков (развитие              взаимовыручки, поддержки, доброжелательного взаимоотношения ребят друг к другу).
  4. Привлечение интереса детей и внимания со стороны родителей                (проведение конкурсов, выставок детских работ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструментарий  творческой мастерской:

 

  1. Лаки для ногтей разных цветов.
  2. Лак для волос сильной фиксации – «Прелесть».
  3. Блёстки любые, разноцветный бисер разных размеров, старые камни от бальных платьев.
  4. Кусочки кружев, меха, воздушные и бархатные ткани разных цветов, подарочные бантики.
  5. Ремешёчки и цветные верёвочки.
  6. Проволока цветная, разной толщины.
  7. Пластилин; краски; ножницы.
  8. Клей момент или другой склеивающий «намертво».
  9. Бумага цветная и ватман; карандаши цветные (применяется чаще всего их грифель, поэтому не каждые подойдут.)
  10. Природный материал – кора деревьев, шишки, веточки, засушенная травка.
  11. Домашние мелкие сломанные вещицы – серёжки, заколки, бусинки, кусочки цепочек, стёклышки от посуды, красивые камешки, интересные колпачки от духов и т.д.
  12. Обязательно разного рода ракушки – начиная с морских и заканчивая речными, разных размеров, а так же их осколки.
  13. Какие либо деревянные предметы небольшого размера с устойчивым низом.
  14. Искусственные цветы и листья; различные всевозможные перья птиц.
  15. А так же всё то, что придёт в голову и на чём остановится «творческий

            взгляд воображения».

Список использованной литературы.

    1. Барнетт Ф. Цветы к праздникам. // Пятьдесят праздничных композиций из живых и сухих цветов. -М., 1998.
    2. Гейнц Т. Сервировка праздничного стала. -М., 1996. -110с.
    3. Сервировка праздничного стала. // под. Ред. Т. Иосенко. -М., 1996. –151с.
    4. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения часть первая. – М. 1999. –106с. 
    5. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999.  -198с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №7.

Основные  правила этикета.

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила  учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Особенностью  того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения  в заранее определенных ситуациях  со здоровым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое  значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям  без особых усилий использовать уже  готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы этикета  достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных  выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго  утра, хорошего аппетита, здоровья и  пр.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно  вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное  впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который  знает, как держаться в любых  обстоятельствах, и всегда ведет  себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также  немаловажное значение при обращении  людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в  такой форме, чтобы они были интересны  и не выглядели как назидание  или нравоучение.

Умение управлять  своими отрицательными эмоциями свидетельствует  о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

Информация о работе Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста