Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.

Содержание

Введение ...........…...3 ст.

Гл.1. Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии.
1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. ………………….6 ст.
1.2. Специфика агрессивного поведения детей. ………………...15 ст.
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:
а) консультирование ………………30 ст.
б) психотерапия ……………….33 ст.

Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.
2.1. Программа исследования. ……………………35 ст.
2.2. Разработка методики и апробация методики …………………36 ст.
2.3. Результаты апробации …………………46 ст.
2.4. Обсуждение полученных результатов …….….…………49 ст.

Выводы. ……………………...51 ст.
Заключение. ……………………...53 ст.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 173.47 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Метод наблюдения за поведением ребёнка  в ходе игры.

Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в  том, что каждый ребёнок подгруппы  из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку  не хватало стула или кегли, когда  после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или  схватить кеглю, количество которых,  на одну меньше чем детей. Целью игры являлась более полная актуализация мотивационных тенденций у детей. Инструкция нацеливает детей на борьбу и выигрыш. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей представленные в следующих этапах: 1. вступление в игру, 2. игровые этапы (6этапов), 3. выход из игры.

Поведение ребёнка на каждом этапе  фиксировалось по следующим категориям: 1. выражение лица и поведения  вообще, 2. речь, 3. агрессивные проявления, 4. косвенная агрессия.

Показателем методики является частота  агрессивных реакций, а так же эмоциональных проявлений, сопровождаемых агрессивное поведение. Методика направлена на более детальный анализ  поведения  и эмоциональных реакций ребёнка  в ситуации соревновательной игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема:

Наблюдение за ребёнком в ходе игры

Вступление в игру

Протекание игры

Выход из игры

Выражение лица и поведение вообще

     

Суетливость

     

Растерянность

     

Беспокойство

     

Радость

     

Спокойствие

     

Смущение

     

Удивление

     

Безразличие

     

Злоба

     

Отчаяние

     

Огорчение

     

Отказ

     

Нарушение правил

     

Другие реакции

     

Речь

     

Командный тон

     

Угрожающий крик

     

Плач

     

Обзывается

     

Ругается

     

Просьба

     

Радостный возглас

     

Другие реакции

     

Агрессивные реакции

     

Толкается

     

Дерётся

     

Забирает  кеглю

     

Сталкивает  со стула

     

Косвенная агрессия

     

Топает  ногами

     

Кидает  игрушку

     

Начинает  плакать

     

Другие реакции

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

Упражнения «Страна понимания».

Развитие  коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения.

Цель:

  1. Обучение умению слушать и слышать других.
  2. Осмысление своих поступков.
  3. Развитие способности делиться своими переживаниями.

Методические  приёмы:

  1. Беседа, направленная на знакомство с различными средствами понимания.
  2. Словесно подвижные релаксационные упражнения.
  3. Рисование

Группа из 5 –6 человек, рассчитанная на 10 занятий по 50 минут.

 

1 занятие.

1 упражнение.

Снижение  агрессивности по средством двигательной активности.

Психолог говорит: «давайте познакомимся», дети должны называть себя по имени.

Игра «Снежный ком».

Дети становятся в круг, ведущий  берёт мячик и кидает одному из детей, он называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени называет имя предшествующего и т.д. 

 

2 упражнение.

«Давайте поздороваемся».  Вначале  говорится о разных формах приветствия  реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

 

3 упражнение.

«Те кто…».

Ведущий предлагает встать тем, кто…

  • любит бегать
  • радуется хорошей погоде
  • имеет младшую сестру и т.д.

После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую  сестру, а кто любит бегать и  т.д.

 

2 занятие.

1 упражнение. Снижаем агрессию, привлекая внимание  детей к другим ребятам, обучая  пониманию положительного и отрицательного  отношения друг к другу. 

Дети приветствуют друг друга в  кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Дети делятся по двое и  встают спиной друг к другу. После  этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, на сколько ребёнок был точен.

 

2 упражнение.

«Что изменилось?!» Каждый ребёнок  по очереди становится водящим. Водящий  выходит из комнаты. За это время  в группе происходит 2–3 изменения  в одежде, перестановке мебели и  т.д. В задачу водящего входит правильно  подметить эти изменения.

 

3 упражнение.

«Прощание». Обсуждаем разные формы  прощания, а затем придумываем  свои варианты  и прощаемся.

3 занятие.

1 упражнение. Ребята учатся делать друг  другу приятное, меняя свои установки  о том, что агрессией и негативным  поведением можно добиться внимания  или расположения других.

Группа встаёт в круг и здоровается, а затем начинает игру «Цветик - Семицветик». Дети рисуют отдельные части цветка – лепестки и разукрашивают разными  цветами. Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и  мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам?» или «Если  бы у тебя был цветик - семицветик какое бы ты желание загадал?» 

«Лети, лети лепесток через запад  на восток

через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели

Вели что бы…»

По окончанию можно провести конкурс на самое лучшее желание  для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.

После проведения первых трёх занятий  и для тревожных детей и  для детей с трудностями в  общении, мы разделили их с целью  повышения самооценки у одних  и повышение коммуникативных  способностей у других. 

 

 

Снижение  агрессивности путем повышения самооценки у тревожных детей.

 

 

 

Упражнения, снижающие уровень агрессивности  детей, посредством повышения уровня коммуникативных способностей. 

1  упражнение  - «Кораблик».

Дети делают кораблик, встав так, чтобы один ребенок уместился  в середине. Ведущий объясняет, что  кораблик сначала плывет  в солнечную  хорошую погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине капитан корабля и он не боится шторма. На зло бури и молниям  он должен крикнуть «Я сильный и  смелый капитан, я не боюсь бури!» 

4   а з а н я т и  е.

1  упражнение - «Руки знакомятся, ссорятся, мерятся».

Упражнение выполняется в парах  с закрытыми глазами, дети сидят  напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки.

 

 

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь  друзьями. После этого обсуждаются  ощущения детей в ходе игры.

1  упражнение - «Волшебные заросли». Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет. 

 

2  упражнение - «Рисуем».

Ведущий предлагает нарисовать доброе животное, которое могло бы защитить детей от всего плохого, и написать (рассказать в кругу), какими добрыми  качествами оно наделено.

5  з а н я т и е

1  упражнение - «Кто позвал, узнай!»

Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает  глаза. Даётся инструкция: дети по очереди  называют водящего по имени  разными  интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как 

( нежно, грубо, зло и т.д.) После  упражнения обсуждаются чувства,  возникшие при том или ином  оклике.

 

2   упражнение –  «Мы рисуем».

 Ведущий предлагает нарисовать  доброе животное и назвать  его ласковым именем. После этого,  все дети показывают своё животное  и объясняют, что говорит о  том, что животное доброе.

1  упражнение – «Волшебный ящик».

В центр круга ставится ящик (или  то, что его напоминает), Дети должны по очереди подойти к нему и  что-то из него вынуть, показав какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. А окружающие должны догадаться, что он делает или что это за игра. 

6 з а н я т и е

1  упражнение - «походка».

Детям предлагается пройтись так, как  в их представлении ходит:

  • маленькая девочка в хорошем настроении;
  • старик;
  • уставший мужчина и т.д.

Так же, дети могут сами выбрать  себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает.

 

1  упражнение – «То,  что я люблю делать».

Дети стоят в кругу, водящий  средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое  время года и т.д.

7 з а н я т и е

 

1  упражнение – «Вежливые  слова».

Игра проводится с мячом и  в кругу. Дети бросают друг другу  мяч, называя вежливые слова. Затем  упражнение усложняется: надо назвать  только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д. 

 

 

2  упражнение – «Калаж».

Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, что бы в одной  группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся,  злые люди. Дети придумывают про каждую группу свою историю и стараются объяснить, чем же доброта отличается от зла  и каким человеком легче быть добрым или злым.   

8 з а н я т и е

1  упражнение – «Игрушка».

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары обладатель красивой, очень любимой игрушки, а другой очень хочет в неё поиграть. Важно что бы обладатель игрушки  смог представить ту игрушку, которую  он держит самой, самой любимой. В  задачу другого входит упросить напарника  дать поиграть игрушку. Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему, игра прерывается, и у хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку. 

1  упражнение – «Мы играем в  приключенья!»

Детям предлагается придумать сказку и выбрать похожих на них персонажей, а затем проиграть её перед  другими (водящие – изображающие историю, 2-3 ребёнка). А остальные  внимательно смотрят и пытаются проследить, на сколько у «актёров»  получилось вжиться в образ героев сказки. Затем проходит беседа, насколько  было сложно изобразить выбранный персонаж и  передать содержание сказки. 

9 з а н я т и е

2  упражнение – «Калаж».

Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые  им понравились, приклеив их на общий  лист ватмана. Затем предлагается рассказать, почему они выбрали именно эти  картинки, чем они понравились  и придумать историю, задействуя все изображения, но так, что бы следующий  участник мог продолжить своей частью, в конце мы получаем общую сказку.

1  упражнение - «Итоги – каким бы  я хотел быть и какой сейчас».

Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как  стать лучше) какие шаги нужно  предпринять, что бы соответствовать  своему образу, какие ему присущи  черты, и как в себе их развить.

После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку –     лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)

10 з а н я т и е

1 упражнение - «Итоги – каким бы  я хотел быть и какой сейчас».

Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как  стать лучше) какие шаги нужно  предпринять, что бы соответствовать  своему образу, какие ему присущи  черты, и как в себе их развить.

После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку –  лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)

 


 

По окончанию курса, проводится отдельная консультация с родителями, на которой им даются рекомендации относительно конкретного ребёнка, а так же инструкция по поддержанию  эффекта проведённых занятий, связанных  с последним упражнением. Объясняются его цели и  задачи, а так же предлагается поддерживать в ребёнке личностный контроль над своими поступками, акцентируя его внимание на построенной им лестнице.

 

 

Цель игры «Итоги»: заключается в самостоятельном контроле ребёнка самого себя (ощущения себя взрослым, повышение самооценки, внимательность по отношению к своим поступкам и действиям, самоанализ и самокритика негативного поведения и со своей стороны и со стороны взрослых).

Первые шаги родителей:

  1. Повесить рисунок в комнате ребёнка.
  2. Вместе с ребёнком, ежедневно акцентируя его внимание на поступках в повседневной жизни, добавлять или убирать качества которые помогают сделать шаг к вершине.
  3. Для улучшения взаимопонимания в семье нарисовать такую же лестницу на консультации для родителей.

а) «Какой мой ребёнок сейчас, и  каким бы я хотел (ла) его видеть».

б) «Что я делал (ла), что бы он был  такой, какой есть сейчас и что  нужно сделать, что бы он стал таким, каким мне бы хотелось».

 в) «Какой я сейчас сам  и что мне нужно, чтобы принимать  своего ребёнка таким, какой  он есть».

Для данной  консультативной сессии выделяются 2 –3 встречи в течение  недели, после всего курса, а так  же 2 –3 в течение месяца по надобности клиента.                                                                                  

 

 

 

 

Приложение № 4.

Упражнение 1 - «Наши чувства».

Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.   

 

Методика «Маленький секрет».

 Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.

Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 –3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься  и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй  там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.

Попробуй нарисовать это место, что ты представил».

Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что  это всё похоже и т.д.

Время процедуры: час, час двадцать. 

 

Методика «Мои эмоции».

Цель: ролевое проигрывание жизненных  ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты  поведения, нежели агрессия.

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки  и  т.д.)

Процедура: Проводится на примере  сказок, либо вместе с ребёнком придумываются  различные истории, где ребёнок  придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом  вместе с ребёнком просматривать  и выделять персонажей, на сколько  их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось  бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что  бы быть лучшим и как ему этого  достичь. Придумать сказку, где положительный  персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку  в отрицательном герое и что  из этого в итоге получается.

Постараться переместить героев к  концу 3 – 4 занятию в реальную жизнь.

 

Методика «Театр из пластилина».

 Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.

Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие  игрушки и конструктор.

Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной  окраски. Например: игра крепость. Ребёнок  строит один лагерь из пластилина, а  другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается  нападение, дальнейший ход придумывает  ребёнок, будет ли кто - то победителем  или он всё разрушит, консультант  остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии.

В момент, когда консультант почувствует, что агрессивные импульсы стали  постепенно угасать в игре, ему  следует постараться постепенно, посредством новых историй научить  ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А так же объяснить, чем они будут мешать в жизни  «главного героя», и постараться  обратить внимания ребёнка на то, что  негативные чувства других в большинстве  случаев можно обратить в добрые.

Информация о работе Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста