Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.

Содержание

Введение ...........…...3 ст.

Гл.1. Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии.
1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. ………………….6 ст.
1.2. Специфика агрессивного поведения детей. ………………...15 ст.
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:
а) консультирование ………………30 ст.
б) психотерапия ……………….33 ст.

Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.
2.1. Программа исследования. ……………………35 ст.
2.2. Разработка методики и апробация методики …………………36 ст.
2.3. Результаты апробации …………………46 ст.
2.4. Обсуждение полученных результатов …….….…………49 ст.

Выводы. ……………………...51 ст.
Заключение. ……………………...53 ст.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 173.47 Кб (Скачать документ)

  Всё же большинство  исследователей утверждают, что  просмотр детьми телевидения  и видеопродукции изобилующих  сценами насилия и жестокости, оказывает скорее негативное, чем  позитивное, влияние на поведение  и личность ребёнка и имеет  ряд отрицательных по своему  воздействию последствий. Прежде  всего, ребёнок учится новым,  не известным ему формам агрессивного  поведения. Особенно это относится  к подросткам, которые «подсматривают»  способы издевательства над   людьми из фильмов. Помимо этого,  ослабляются сдерживающие агрессию  силы. «Если это можно взрослому»  или другому ребёнку, почему  и я не могу так делать?! Тем  более что в большинстве фильмов  герои, действующие агрессивно, не  только не подвергаются наказаниям, но и порой оказываются в  выигрыше, по сравнению с менее  агрессивными персонажами. Так  же у ребёнка вырабатывается  толерантное отношение к показываемому  ему насилию, уменьшается чувствительность  к проявлениям агрессии. И если  в начале кадры насилия могут  вызывать у ребёнка страх и  ужас, то потом лишь безразличное  отношение к жертвам, или даже  одобрение действий агрессора.  Большое количество насилия и  агрессии, увиденные на экране  детьми приводит к снижению  чувствительности  к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия  к страданиям человека. Ребёнок   не задумывается над тем, что  ситуации в фильмах вымышленные,  что в реальности люди не  решают свои проблемы с помощью  кулаков, оскорблений, что стрельба  и погоня встречается в жизни  намного реже, чем  в кино. Лёгкость, с которой герои боевиков «расправляются»  со своими врагами, только кажущаяся,  ребенок же этого не понимает, как и то, что на самом деле все это опасно для жизни. 

Однако, не смотря на это, средства массовой информации остаются одним  из самых спорных источников обучения агрессии. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных  методов и приемов всё же остаётся не выясненным степень влияния СМИ  на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа всё же оказывает  какое-то влияние, однако сила его остаётся неизвестной. 

   Так же следует  упомянуть и об увлечении современных  детей компьютерными играми, многие  из которых агрессивны по содержанию. В отличие от фильмов, игры  дают  возможность стать участником  процесса, ребенок в них может  реализовать себя, самоутверждаясь  «сурагатным» образом.

  Само по себе, в  отрыве от учета многообразных  условий жизни, телевидение не  может выступать в качестве  определяющего фактора, влияющего  на развитие детской агрессивности.  Обвинять телевидение в том,  что оно способствует росту  агрессивности у детей и подростков  – это перекладывать ответственность  за организацию жизни ребенка.  Его досуга и занятий со  взрослыми, составляющее ближайшее  окружение ребенка, и, прежде  всего с родителей, на «третье»  лицо, в данном случае – телевидение.       

 

1.3. Работа с агрессивным поведением  детей в рамках современной  практической психологии. 

В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей.

Широкое внедрение психологии в  практику закономерно приводит к  развитию всех её областей,  которые  традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди  них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование и многое другое.

  Психологическое консультирование  тесно связано, а во многом  непосредственно переплетается  с психологической коррекцией  и психотерапией. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия являются определённом образом построенная беседа.

 Анализируя различные концепты  консультирования, не трудно их  разделить на две большие группы - концепты воздействия и взаимодействия. Концепты воздействия почти столько  же влиятельны и распространенны,  как и в определении сущности  психотерапии. Например: «психотерапевт  является областью психотерапии, и, следовательно, частью медицинской  теории и практики влияния  на психику больного (49). С другой стороны, можно встретить и не клинические взгляды на консультирование: Например, А. Обозова видит «общую задачу психолога, проводящего консультирование в том, чтобы помочь посетителю в осознании, поиске путей решения, способов достижения принятого решения»…(46). Результаты труда консультанта заключаются в том, что посетитель начинает лучше понимать свои трудности, точнее видит их причину, узнаёт способы разрешения проблем, верит в себя и в успех своих усилий, готов исполнить найденные решения проблем.

  Соответствующая  форма беседы активно используется  и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование  ориентированно, прежде всего, на  помощь клиенту в реорганизации  его межличностных отношений, то психокоррекционная или психотерапевтическое воздействие ориентированно в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Кроме того, возможно, выделить различные виды консультирования в соответствии с различными принципами классификации, например, индивидуальное и групповое консультирование предъявляют различные требования к профессиональным навыкам и умениям консультанта. В данном случае мы не будем рассматривать групповое взаимодействие в процессе консультирования, так как наша тематика связана с индивидуальным консультированием. Начиная с первой встречи, очевидно, что клиент – это человек, нуждающийся в помощи, а консультант – это специалист, имеющий талант и навыки её оказания. В случае консультирования детей, всё обстоит иначе, так как здесь решают родители, нужна ли их ребёнку психологическая помощь, поэтому задача консультанта усложняется, помимо контакта с родителями, он должен найти общий язык и с ребёнком.  По нашему мнению, осуществлять такую работу должен детский психолог, имеющий опыт консультативной работы с взрослыми людьми.

  Освещая,  далее, наши выводы из обзора  литературы по методам коррекции  агрессивного поведения, мы определили  их, как подходящие к индивидуальному  консультированию детей с агрессивными  проявлениями и не подходящие. К первым относятся все игры  и методы, направленные на усвоение  иных форм поведения, когда  ребёнок посредством игры и  с помощью консультанта постепенно  осознаёт свою агрессию (не правильное  поведение), а потом учится частично  её контролировать,  усваивая  другие варианты своей реакции  на происходящее. Сюда подходят  некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.

 Ко вторым, мы относим методы, подразумевающие выражение агрессивных  импульсов. Выход агрессии через  действия или их имитацию в  игре - такая форма, как нам  кажется, больше проходит для  групповой коррекции агрессии. Конечно,  что-то из последних разбираемых  методов и возможно реализовать  в консультации, но они уже  не будут традиционными, а значит  и применимыми  в большинстве  случаев. Рассматривать их в  нашей работе не имеет смысла, так как мы настроены на  создание такой методики консультирования, которая поможет, или хотя бы  будет полезной в большинстве  случаев агрессии детей нашего  времени.

  В конце же этой главы,  как её итогом, мы хотим согласиться  с мнением, высказываемым во  многих книгах,  что консультирование имеет неуловимую границу с психотерапией и разделить эти области практически не возможно, так как любое консультирование есть психотерапевтический процесс, единственно, что влияет как разделяющий фактор, так это специализация психолога в его работе (30) .

  Если говорить о психотерапии, то мы уточним, что в настоящее  время под ней принято понимать  широкую область научной и  практической деятельности специалистов (медиков, психологов и т.д.), внутри  которой наличествует большое  количество разнообразных теоретико-методологических  подходов. Можно говорить о существовании  медицинской, психологической, социологической  и философской моделях психотерапии. В узком смысле слова (медицинская  модель) психотерапия понимается  как комплексное лечебное вербальное  и невербальное воздействие на  эмоции, суждения, самосознание человека  при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Термин «психотерапия» был введён в 1872г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца 19 в. Буквальное же значение термина звучит как «исцеление душой» или «лечение души». В последние годы условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики,  и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить своё отношение к социальному окружению и к собственной личности.

  Психотерапия традиционно рассматривалась  как отрасль медицинской дисциплины,  и поэтому по сей день, многие  считают, что психотерапией имеют  право заниматься только врачи.  Однако в науке имеется и  психологическая модель психотерапии, а значит, её можно рассматривать  как направление деятельности  практического психолога…. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а так же в случае потребности улучшить качество жизни» (47).                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.2. Разработка и апробация  методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения  детей с использованием методов  проекции.

2.1. Программа исследования.

Цель исследования: разработать методику психологического консультирования младших школьников направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.

Задачи:

  1. На основе полученных в процессе анализа литературы данных, разработать методику консультирования агрессивных детей младше школьного возраста.
  2. Осуществить апробацию полученной методики в рамках психологического консультирования.
  3. Оценить эффективность методики с использованием контрольной группы испытуемых.
  4. Исходя из полученных результатов, внести в методику необходимые изменения.
  5. Сделать вывод об эффективности консультативной работы с агрессивным поведением данной группы детей.
  6. Разработать рекомендации по консультативной работе с детьми младше школьного возраста.

Объект  исследования:

Младшие школьники - двадцать человек  детей, учащихся средней школы  №6 г. Лыткарино. Дети отбирались после  общей диагностики всех младших  классов (4 класса) на предмет агрессивности. По полученным данным мы  выделили двадцать человек, уровень агрессивности которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочки с разным социальным положением.   

 Предметом  исследования является агрессивное поведение семилетних детей.

 

2.2.  Разработка и апробация  методики.

В начале нашей  работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить  агрессивность  детей. Сюда вошли  следующие методики:

  Первый метод – это тест  «несуществующего животного».

Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в  этой методике предлагается придумать  и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе  бумаги и назвать его несуществующем именем (см. Приложение №1).

  1.   Второй метод – это наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры. Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых,  на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей (см. Приложение №2).

    После общего обследования детей из всех имеющихся начальных классов (4кл. - в целом 65чел.) по указанным выше методикам, мы отобрали двадцать человек со средним и высоким уровнем агрессивности. Набранную группу мы разделили на две, по 10 человек в каждой, повторно замерив,  уровень агрессивности для точности и сравнения в дальнейшем. С первой группой мы проводили  психологическое консультирование по разработанной методике, а со второй не проводилось никаких занятий. После проведения упражнений мы снова провели диагностику агрессии, сравнив результаты до начала консультативной работы и после нее, у двух групп,  в одной из которых проходила работа по снижению уровня агрессивности, а в другой - нет.

Ключевые элементы разработанной  нами консультативной методики мы представили  в таблице 1, в которой первый столбик будет связан с консультативными гипотезами, второй отражает диагностические методики для проверки консультативных гипотез, а третий – методы оказания воздействия.

Таблица 1.Основные блоки консультативной методики.

Психологическая проблема:   Агрессивность ребёнка

 

Консультативные

гипотезы

 

Диагностические методики для проверки консультативных гипотез.

 

Методы оказания воздействия.

1. Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами.

1. Методика: «Рисунок семьи».

 

1. Методика «каракули»: 

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии.

2. «Картина мира»: 

Цель:  Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного  восприятия «своего мира», на сколько  его восприятие негативное у данного  ребёнка.

 

а) дефицит внимания по отношению  к ребёнку.

 

 

 

 

2. Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка.

3. «Соломенная башня»: 

Цель: проследить структуру взаимоотношений  в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).

4. «Портрет твоей семьи»:

Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребёнку и окружающим).

в) Стиль семейного  воспитания

(культ агрессии).

3. Отдельная беседа с родителями и ребёнком,

а так  же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

5.Методика «рисование истории»:

Цель: укрепление связи между консультантом  и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств (иные, нежели агрессия) и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

См. приложение № 5.

2. Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией.

 

а) тревожность, неуверенность в себе.

 

б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

1. Наблюдение за ребёнком на уроке и перемене, беседа с учителем.

2. Тест выявления тревожности у ребёнка.

3.Тест «стиль педагогического общения».

4. «Социометрическая методика»  (изучение межличностных отношений ребёнка с классом).

Тренинг «Страна понимания»:

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они  научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения. Данные упражнения проводятся с 5 -6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом

см. приложение № 3 .

3. Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.

1. Методика «рисунок человека».

2. Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка.

1. Методика «Наши чувства»:

Цель: Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией (см. приложение № 4).

 

4. Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия. 

 

1. Методика «свободный рисунок».

2. Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время.

1. Методика «маленький секрет»: 

 Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

2. «Мои эмоции»:

Цель: ролевое проигрывание жизненных  ситуаций, вживание в роль. Возникающие  чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты  поведения, нежели агрессия.

3. «Театр из пластилина»:

Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина (см. приложение

№ 4)

5. Агрессия обусловлена половой принадлежностью

( у мальчиков она  всегда выше, чем у девочек).

  1. «Тест Руки»

 Э. Вагнера (раздельное тестирование  мальчиков и девочек).

1. Курс общей работы с мальчиками  и девочками, направленный 

на снижение агрессии

посредствам привития норм поведения  принятых в современном  обществе.

См. приложение №6. 

Информация о работе Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста