Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:04, курсовая работа
Математика одна из самых древних и важных наук. Многими математическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности – тысячами лет назад. Эти знания были необходимы древним купцам и строителям, воинам и землемерам, жрецам и путешественникам. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики. Чем больше человек решает творческих задач, тем совершеннее становится его мозг. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………….5
Исследования творческого мышления………………………….5
1.2. Сущность проблемы…………………………………………….10
1.3. Изучение творческих способностей ребенка…………………12
1.4.Креативность – процесс дивергентного мышления…………..13
1.5. Анализ и синтез в мыслительной деятельности………………15
1.6. Принципы построения занятий………………………………...19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ, ФОРМ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ………………………………………………………22
2.1. Игра………………………………………………………………22
2.2. Задания творческого характера или нестандартные задачи…………………………………………………………………24
2.3 Моделирование и рисование……………………………………27
2.4. Самостоятельная работа………………………………………..28
2.5. Сочинение математических сказок…………………………….30
2.6. Пример творческой личности…………………………………..33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….40
1.6. Принципы построения занятий.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о принципах, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: При проведении занятий с детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип открытости заданий, который означает, что большинство
упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
- Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом;
- Помощь детям в выражении их идей;
- Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;
- Создание безопасной психологической атмосферы;
- Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам;
- Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем;
- Возможность самостоятельного поиска решений.
Открытые задания максимально приближены к житейским проблемным ситуациям, с которыми в жизни сталкиваются учащиеся. В этих ситуациях очень важно умение выдвигать как можно больше альтернативных стратегий решения, а затем, оценив их в соответствии с критериями трудозатрат и эффективности, выбрать одно или несколько лучших.
Для развития креативности, используются специально подобранные
задания. Это такие упражнения, как “Цепочка”, “Энциклопедия”, “Математические сказки”, “Символика”, “Животные на плоскости”.
В работе по развитию творческих способностей задействуется не только интеллектуальная, но и моторно-двигательная сфера детей. Следует помнить о бесконечно разнообразии индивидуальных проявлений творчества, и не делать отрицательных заключений на основании кратного тестирования. Однако в практической деятельности часто возникает необходимость в быстрой ориентировочной оценке способностей учащихся для отслеживания эффективности занятий, направленных на развитие творческих возможностей учащихся.
Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности учащихся. При этом ориентироваться
нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития.
Уроки, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, а, следовательно, желание заниматься ею и приобретать новые знания по этому предмету, но и способствовать развитию личности, её мыслительной деятельности: умение выделять главное в проблеме: формирование высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда ученик сам способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования можно сделать вывод.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:
1. Главная задача в развитии математического творчества – это развитие креативности или дивергентного мышления учащихся.
2. Развитие креативности способствует формированию у детей:
- умения мыслить в разных направлениях;
- умения находить решения в нестандартных ситуациях;
- развивает оригинальность мыслительной деятельности;
- умения анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
- развивает свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
3. Уроки математике
должны способствовать
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ, ФОРМ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1. Игра.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Совершенствуя методы, средства, формы обучения, каждый педагог должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению. Успешность изучения курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность обучающихся на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от того, насколько умело учитель построит свою работу.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», – писал К.Д.Ушинский.
Одним из способов решения этой проблемы, на мой взгляд, является использование игровых технологий, как вид преобразующей творческой деятельности, в тесной связи с другими видами учебной работы на занятиях математики.
Усталость – одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера я считаю можно с помощью игровых ситуаций. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности обучающихся, создают уникальные условия для личностного проявления. Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся. Используя игровую деятельность, любой этап занятия можно “оживить”.
Игра вызывает положительные эмоции у детей любого возраста. Тяготение к играм – творческое начало в детях – по-своему характеризует и последующий переходный возраст. Потребность в играх – это потребность в свершениях, в созидании. Бурно развивающееся в младшем возрасте наглядно-образное мышление играет важную роль не только на этапах развития, оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное и, наконец, просто использование логических игр и упражнений, вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал, развивает творческие способности младших школьников.
Так, при знакомстве с некоторыми геометрическими понятиями, такими, как точка, линия, прямая линия, отрезок прямой, удачным оказалось использование мной хорошо известного детям четверостишия:
«Точка, точка, два крючка, носик, ротик, оборотик…» с параллельным изображением всего, о чём говорится в четверостишии, на доске. Закончив рисование и чтение, опираясь на ответы детей, я ещё раз выделяю те геометрические фигуры, представления о которых хотела сформировать у
детей. Для закрепления полученных представлений прошу детей назвать и показать использование геометрических фигур, например, при изображении клоуна. Затем предлагаю обратную по характеру действия задачу: из заданных геометрических фигур и их элементов сконструировать человека.
Игра - разминка. Этот прием фронтальной работы, применяемый мной, вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут. В чём смысл данного вида работы? Я провожу её или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку провожу в начале урока перед объяснением новой темы, то она включает не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Детям предлагаю как можно быстрее, хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценивать себя.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Сознавая пользу дидактических игр, я вовсе не отказываюсь от обычных видов заданий на уроке: работы с учебником, у доски, под диктовку учителя, работа в парах, группах и т. д.
Ценность игры определяю не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а насколько она эффективно помогает мне решать учебную задачу применительно к каждому ученику.
2.2. Задания творческого характера или нестандартные задачи.
Однообразная деятельность тормозит творческую и познавательную активность. Но, конечно, выполнение большого количества однотипных упражнений способствует усвоению вычислительных навыков, но имеет и
отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока
лишь в моменты ознакомления с новым, затем она постепенно снижается, пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок.
В каждое занятие я вношу что-то новое, занимательное. Этому способствуют заданиями творческого характера или нестандартные задания и задачи.
Нестандартная задача в отличие от традиционной не может быть непосредственно (в той форме, в которой она предъявлена) решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует
творческой работы мышления и способствующий его развитию. «Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжения ума и насладиться радостью победы».
Решение нестандартных задач – процесс сложный. Я заметила, что при решении таких задач дети встречают трудности. Мои наблюдения показали, что это объясняется такими причинами:
- неуверенность в своих возможностях и боязнь трудностей;
- отсутствие необходимого для этого умения и навыков.
И только при систематической работе можно достичь желаемого результата. Обязательными при проведении занятий является соблюдение условий безоценочности, принятия, поддержки. Для реализации этих условий нужно восхищаться каждой идеей ребенка, исключается всякая критика личности и деятельность детей, принимаются и выслушиваются все ответы, создается климат взаимного доверия. Использую принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.
Занятия провожу в форме игры, сказки, консультации, матбоя и др. Работают дети парами, в группах. Учащиеся читают задачу, обсуждают между собой, слушают мнения товарищей, спорят, отстаивают свои мнения, рассуждают, планируют работу. При такой форме работы все активно работают, все хотят выступать, объяснять свои решения.
Кроссворд. Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая занимательная игра кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Логические задания кроссвордов подбираю с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много, однако наибольший интерес вызывают задания, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале (для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости). Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
Процесс отгадывания, по моему мнению и наблюдению, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок я рассматриваю как процесс творческий, а саму загадку, как творческую задачу. Оживить опрос и активизировать учащихся помогают мне занимательные формы проверки усвоения фактического материала - кроссворды.
Решая нестандартные задачи на занятиях, я заметила, дети сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать. Решение таких задач требует от учащихся умения самостоятельно осуществлять анализ ситуации и формировать гипотезы преобразования данной ситуации. При решении подобных задач дети проявляли смекалку, догадывались, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает. Проявлению сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления, которая играет важную роль в развитии творческого мышления. Я уверена, всем детям нравится решать творческие задания, у них резко возрастает интерес к математике, к самой мыслительной деятельности.