Развитие математического творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание

Математика одна из самых древних и важных наук. Многими математическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности – тысячами лет назад. Эти знания были необходимы древним купцам и строителям, воинам и землемерам, жрецам и путешественникам. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики. Чем больше человек решает творческих задач, тем совершеннее становится его мозг. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………….5
Исследования творческого мышления………………………….5
1.2. Сущность проблемы…………………………………………….10
1.3. Изучение творческих способностей ребенка…………………12
1.4.Креативность – процесс дивергентного мышления…………..13
1.5. Анализ и синтез в мыслительной деятельности………………15
1.6. Принципы построения занятий………………………………...19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ, ФОРМ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ………………………………………………………22
2.1. Игра………………………………………………………………22
2.2. Задания творческого характера или нестандартные задачи…………………………………………………………………24
2.3 Моделирование и рисование……………………………………27
2.4. Самостоятельная работа………………………………………..28
2.5. Сочинение математических сказок…………………………….30
2.6. Пример творческой личности…………………………………..33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ПЕД. развит..doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Сведения из истории  науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Поэтому  так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока  математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки. Вводимый исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Через обзоры и деятельность великих математиков  я, уже как воспитатель, имею возможность познакомить учащихся с самим понятием творчества, с творчеством в науке. Развивая творческое мышление, на своих занятиях по математике,  знакомлю  детей с историей развития математических понятий, символов, идей, рассказываю об известных ученых математиках, большое математическое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке.

Например рассказываю:

Омар Хайям открыл свойства треугольника и прекрасный поэт;

Галилео Галилей –  астроном, физик, художник, музыкант;

Рене Декарт – основатель французской прозы, философ, математик, создатель системы координат;

В Древней Греции геометрию  причисляли к семи свободным искусствам наряду с грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, астрономией и музыкой. Такие ученые, как Пифагор и  Платон, считали, что окружающая природа устроена по определенному плану, поэтому красоту окружающего мира, по их мнению, можно было познать с помощью математики.

Также, я убеждена, сам педагог - это пример творческой личности. Дети должны постоянно видеть, что я, их педагог, всегда в поиске новых решений, совместная  работа интересна и увлекательна  для меня.

Создание  творческих заданий, является творчеством и самого учителя. Без него невозможно творчество учеников. Многое зависит от отношения учителя к творческим работам детей, от диалогического общения педагога и ученика (в смысле равноправности и заинтересованности обеих сторон во мнениях друг друга). Это процесс творчества, как для ученика, так и для педагога. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.

Все это будет, если отношение  учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.

Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.

 

ВЫВОДЫ ПО  ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

    1. Методы, которые  позволяют учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, является: игра, задания творческого характера или нестандартные задачи, моделирование и рисование, самостоятельная работа, сочинение математических сказок, пример творческой личности.
    2. Проанализированные методы и приёмы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке.
    3. Методы и приёмы соответствуют современным требованиям «Концепции дошкольного образования», способствуют развитию математического творчества и повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

4. Такая система работы педагога позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание условий, которые  бы обеспечивали ребенку успех в  школе, ощущение радости учебного труда  – одно из главных условий становления  личности ребенка. Если усилия ребенка не увенчиваются успехом, то он начинает терять веру в свои возможности, а постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Ученика надо хвалить за незначительный шаг вперед. Даже самые маленькие достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Видя положительную реакцию на результаты своего творчества, ребенку хочется работать еще больше.

Творчество становится востребованным, и это тоже рождает  состояние успеха. Это позволяет  привить ребенку вкус к самостоятельным  рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулирует мыслительный процесс, который приносит ребенку радость познания. Если ребенок справляется с поставленной задачей, если он работает с радостью и увлечением, то у него крепнет желание учиться хорошо. А это является одним из главных критериев оценки учительского труда.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это  новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, подготовки школьников к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления и перестройки школьного образования лежит и проблема развития творческой личности учащегося, которая предполагает полное обеспечение возможностей для ее самораскрытия и самосовершенствования. При таком подходе ребенок рассматривается как уникальный, саморазвивающийся индивид.

 

Цель нашего воспитания – вырастить творческую личность, которая

сможет развить и  претворить в жизнь все свои способности. Банальность

мышления – основной тормоз в развитии творческой личности.

Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели бы сделать что–либо самостоятельно». Банальность мысли рождается от привычки копировать, от механически принятого стандарта, враждебного всякому творческому началу. Ребенку чужда банальность мышления. Напротив, дети всегда видят мир по–своему, каждое явление для них открытие, и слово, которым ребенок называет увиденное, почти всегда оригинально и даже поэтично. Ребенок не стыдится своего незнания и, активно познавая мир, находит удивительно свежие слова, отражающие его восприятие мира. А если не знает, не понимает, то не стыдится спрашивать.

Знаменитый польский педагог Януш Корчак писал, что нам нужно «тянуться, вставать на цыпочки» для общения с ребенком. Большинство наших педагогических просчетов происходит оттого, что, во–первых, мы заведомо уверены, что ребенок знает гораздо меньше нас, во–вторых, что мы хотим сотворить его по образу и подобию своему. Детский ум, детская душа, детское сердце творит непроизвольно, органично. Творчество входит в его мир с самых ранних лет как реальность. Он верит в чудеса, он верит в волшебство.  Творческие задания  привлекают ребенка неограниченной возможностью, высокой нравственностью, оптимизмом, чувством справедливости.

Развивая интерес к  математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.

В заключении я хочу сказать: математика, конечно же, сложная  наука, и если не вносить в ее преподавание крупицы юмора и любви, то очень  трудно добиться от детей любви к  этому предмету. Ни одна область

человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

Математика – благодатная почва для творчества  педагога и его учеников. Надо только любить свой предмет. И, конечно, учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Щербакова,Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5- 8 классы / Ю. В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008.

Ремчукова,И.Б. Математика. 5- 8 классы: игровые технологии на уроках /

И. Б. Ремчукова.- Волгоград: Учитель,2007.

Курдюмова, Н.А. Нестандартные уроки математики (5 – 9 классы) /

Н. А. Курдюмова.- М.: Школьная пресса, 2004.

Фарков, А.В. Математические кружки в школе. 5- 8 классы / А. В. Фарков. -3-е изд.- М.: Айрис- пресс,2007.

Азевич, А. От Евклида  до Петра: Страницы истории на уроках математики А. Азевич. //Учительская газета. – 1995- №10

Волина, В. Праздник числа / В.Волина -  М: 1993 2.

Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Столярова Н.Н. // Начальная школа 1990 №7 , 1991 №7, 1992 №7, №8, 1993 №7 3.

Корчемлюк, О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики / О.М. Корчемлюк // Начальная школа 1994 №8 4.

Виленкин, Н.Я. Метод последовательных приближений / Н.Я. Виленкин.- М.: Наука, 1968.

Козлова, Е.Г. Сказки и подсказки / Е.Г. Козлова. - М.: МИРОС, 1994.

Сорокин, П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах/ П.И.Сорокин - М:, 1985

Трутнёв, В.П. Считай, смекай, отгадывай / В.П.Труднев - Санкт-Петербург, 1997

Щукина, М. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной.- М.: Просвещение, 1984.

Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. Книга учителя/  М.Ю.Шуба – М. 2005.

Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов- М. : Просвещение 1990г.

Венгер, Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко -М.: Просвещение 1989 г.

Гальперин, П.Я. Введение в психологию/ П.Я.Гальперин - М.: 1976г.

Гальперин, П.Я. О методе формирования умственных действий: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / П.Я.Гальперин - М.: 1981г.

Грин, Р. Введение в мир числа / Р.Грин. В. Лаксон -  М. Педагогика 1982г. стр. 13-20.

Ерофеева,Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева - М.: Просвещение 1992г.

Костюк, Т.С. Избранные психологические труды./ Т.С.Костюк -М. : Педагогика 1988г. стр. 170-194.

Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Я.А.Коменский -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.

Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В.И. Логинова. - Л: 1990г. стр.24-37.

Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике / Н.А. Менчинская - АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.

Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова - М.: Изд. МГУ, 1972г. стр.41-74.

Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци -М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.

Смоленцева, А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием / А.А.Смоленцева.- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.

Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2. / К.Д. Ушинский -М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.

Фребель,  Ф. Воспитание человека  / Ф.Фребель.- М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.

Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д.Пойа -М.: «Наука».,1975.

Волков, И.П. Педагогический поиск / И.П.Волков - М.:  Педагогика, 1987

Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И.Андреев - Казань, 1988

Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений / Ю.К.Кулюткин - М.: Педагогика, 1970

Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина - М.: Просвещение, 1984

Лезан,  Ф. Развитие математической инициативы / Ф. Лезан - М.: Наука, 1989

Окунев,  А.А. Как учит не уча / А.А. Окунев - Спб.: Питер-пресс, 1996

Лернер,  И.Я. Прооблемное обучение / И.Я. Лернер - М.: Знание, 1974

Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В.А.Крутецкий - М., 1968.

Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я.А.Пономарёв - М.: Наука, 1960.

Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л.Рубинштейн - М.: Просвещение, 1958.

 Сойер У. У.,  "Прелюдия  к математике", М.: 1972, Просвещение.

Хуторской, А.В. Эвристическое обучения / А.В.Хуторской - М.: 1998

Воробьёв, Г.Г. Школа будущего начинается сегодня/ Г.Г. Воробьёв - М., 1991

Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи/ Л.М. Фридман. Е.Н.Турецкий - М., Просвящение,  1989.

Колягин, Ю. М. Учись решать задачи/Ю.М. Колягин. В.А.Оганесян - М. 1985


Информация о работе Развитие математического творчества