Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта
1.1 Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов
1.2 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
1.3 Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ обр.docx

— 82.58 Кб (Скачать документ)

 

– Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в  наибольшей степени отвечает требованиям  эстетики).

 

– Соблюдать охранительный  режим, что оказывает положительное  воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой  обстановки, четко организованного  и привычного хода работы.

 

– Разговаривать во время  урока ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу  творчества и взаимного понимания.

 

– Строить каждый урок в  тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.

 

– Приучать учащихся с интеллектуальной недостаточностью видеть прекрасное в  окружающем, в искусстве педагог  должен предполагать организацию наблюдений за окружающей действительностью, посещение  музеев, выставок, просмотр кинофильмов  и т.д.

 

– Проводить на заключительном этапе каждого урока рисования  оценку работ учащихся.

 

– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и  различать величину, форму, цвет, положение  предметов в пространстве, а так  же умение владеть техникой рисования.

 

– Уделять большое внимание изобразительной деятельности вне  занятий. В классе нужно определить место, где во вторую половину дня  учащиеся могли бы порисовать.

 

Таким образом, коррекция  нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные  функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования  у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и  сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной  деятельности.

 

 

Заключение

 

Анализ теоретических  источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной.

 

Мелкая моторика в жизни  и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много  разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические  процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей  в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте  или деятельности.

 

Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения  мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении  и деятельности, резко снижают  их работоспособность и тем самым  значительно затрудняют организацию  учебно-воспитательного процесса в  коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны  поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Проведенная нами исследовательская  работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у учащихся 1 класса с нарушением интеллекта страдает развитие мелкой моторики. По результатам констатирующего  эксперимента мы определили, что у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии  активно переключать внимание, и  в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

 

На формирующем этапе  нами были использованы ряд уроков и специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

 

Основная задача тренировочных  упражнений состояла в том, чтобы  сделать доступными и легко выполнимыми  все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  на уроках изобразительной деятельности.

 

Достигнуть этого можно  лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности.

 

На контрольном этапе  нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы  знаний по методикам констатирующего  эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей  работы постепенно расширились возможности  учащихся замечать, интенсивно выполнять  несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они  становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный  и целенаправленный характер.

 

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования рабочая  гипотеза нашла свое частичное подтверждение. Цели и задачи дипломной работы выполнены.

 

Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших  классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний  день. Поэтому мы считаем, что разработанные  нами рекомендации, а так же уроки  и подобранные упражнения по изобразительной  деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.

 

 

Список литературы

 

 

 

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.,

 

1987

 

2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.

 

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996, -136 с.

 

4. Богатырева З.Н. Чудесные  поделки из бумаги. – М.: Педагогика, 1987, –184 с.

 

5. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001

 

6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988

 

7. Виноградова А.Д. Практикум  по психологии умственно отсталого  ребенка. – М.: Просвещение, 1985, –144 с.

 

8. Власова Т.А., Певзнер  М.С. Учителю о детях с отклонениями  в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.

 

9. Вопросы психологии  внимания. – Саратов: СГПИ, 1979, –96 с.

 

10. Воспитание и обучение  во вспомогательной школе. /Под  ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа  – ПРЕСС, 1994, –416 с.

 

11. Выготский Л.С. Развитие  высших психических функций. –  М.: Просвещение, 1988, – 500 с.

 

12. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., – Т. 5, 1983

 

13. Выготский Л.С. Психология  искусства. – Минск, 1998

 

14. Гальперин П.Я. Введение  в психологию. – .: «АСТ-ПРЕСС», 1995, – 150 с.

 

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2002, –336 с.

 

16. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1983. – №6. – С. 13–16.

 

17. Головина Т.Н. Изобразительная  деятельность учащихся вспомогательной  школы. – М.: Педагогика, 1990, –  120 с.

 

18. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.

 

19. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001, –224 с.

 

20. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. // Дефектология. –1980. – №6.–С. 45–53.

 

21. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998, –48 с.

 

22. Грошенков И.А. Уроки рисования в I–IV классах вспомогательной школы. – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998, –76 с.

 

23. Грошенков И.А. Уроки рисования в I–VI классах вспомогательной школы. – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1992, –176 с.

 

24. Дети с задержкой  психического развития. /Под ред.  Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной – М., 1984, -287 с.

 

25. Дефектология. Словарь-справочник. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005, –208 с.

 

26. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). – М.: Дрофа, – С. 115–148.

 

27. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1990, –55 с.

 

28. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: 1998, –94 с.

 

29. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995, –112 с.

 

30. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1988.

 

31. Исследование познавательных  процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987

 

32. Кольцова М.М. Двигательная  активность и развитие функций  мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.

 

33. Комарова Т.С. Формирование  графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980, –152 с.

 

34. Комарова Т.С. Обучение  детей технике рисования. –  М., 1994

 

35. Коррекционно-развивающее  обучение. /Под ред. Шевченко С.Г.  – М.: Владос, 1999, – 140 с.

 

36. Краткий психологический  словарь. /Под ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского. – М., 1985

 

37. Комарова Т.С. Формирование  графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970, –152 с.

 

38. Кузьмина–Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 –96 с.

 

39. Лебединский В.В. Нарушения  психологического развития у  детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985, –167 с.

 

40. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский  центр «Академия», 2000, –232 с.

 

41. Лиепинь С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. // Дефектология. – 1977. – №5. – С. 20–25.

 

42. Ломов Б.Ф. О системной  детерминации психических явлений  и поведения. // Принцип системности  в психологических исследованиях.  – М.: Наука, 1990, – С. 10–18.

 

43. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.

 

44. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. – Иркутск: ИГПИ, 1992, – 159 с.

 

45. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1996, – 114 с.

 

46. Морозова Н.Г. Формирование  познавательных интересов у аномальных  детей. – М., 1987.

 

47. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. – Алма-Ата, 1985

 

48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, – 512 с.

 

49. Обучение детей с  нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, – 272 с.

 

50. Обучение детей с  задержкой психического развития. /Под ред. Лубовского В.И. – Смоленск, 1994, – 218 с.

 

51. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая  культура, ручной труд, пение и  музыка). /Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1983, – 208 с.

 

52. Организация обучения  и воспитания детей с задержкой  психического развития. /Под ред.  Романова Л.И., Ципиной Н.А. –  М., 1993, – 158 с.

 

53. Особенности умственного  развития учащихся вспомогательной  школы /Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1965

 

54. Основы коррекционной  педагогики. /Под ред. Гонеева А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаевой Н.В. – М., Просвещение. 1985, – С. 142–154.

 

55. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей – олигофренов. – М., 1963

 

56. Перова М.Н. Практическая  и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2001, – 158 с.

 

57. Петрова В.Г., Белякова  И.В. Психология умственно отсталого  школьника (олигофренопсихология). – М., 1996

Информация о работе Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности