Развитие творческого воображения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения творческого воображения………………………………………………………………….6
1.1.Обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития творческого воображения …………………………………………..6
1.2.Особенности творческого воображения подростков …………10
Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20
2.1. Цель, задачи и методики исследования………………………....20
2.2. Анализ результатов данных ……………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....31
Литература ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Российский  государственный социальный университет

Филиал  в г. Чебоксары 

Факультет социальной работы

Кафедра педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по общей психологии

на тему:

Развитие  творческого воображения подростков 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнил студент

                                                                      факультета социальной работы

      специальности «Психология»

                                                                           Гурьева Олеся Владимировна

                                                                           Научный руководитель:

                                                                           доцент, канд.психол.наук

                                                                           Велиева Светлана Витальевна 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары-2009

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………..стр.3

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения  творческого воображения………………………………………………………………….6

    1.1.Обзор  отечественной и зарубежной литературы  по вопросам развития творческого воображения …………………………………………..6

    1.2.Особенности   творческого воображения подростков …………10

 Глава 2.  Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20

    2.1. Цель, задачи  и методики исследования………………………....20

    2.2. Анализ  результатов данных ……………………………………..22

Заключение ………………………………………………………………....31

Литература ………………………………………………………………….33

Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая    необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

       На значение воображения, фантазии  в жизни ребенка указывали  практически все психологи, изучавшие  онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн,  Д. Дьюи) утверждали, что воображение  ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

     Выявленные  для каждого возрастного этапа  законы развития творческого воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.

     Однако  следует заметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности подростков в целом и, в частности, воображения. Решение этого вопроса требует выделения психологических основ формирования и развития воображения, к которым следует отнести объективные и субъективные составляющие творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового  возраста.

     Актуальность  изучения общих закономерностей  развития воображения, диктуется, с  одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями педагогической практики.

     Цель  исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.

     Объект  исследования: воображение ребёнка-подростка.

     Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.

     Гипотеза  исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.

     Методологическая  основа исследования базируется на:

     -общефилософском принципе объективности, требующем глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления;

     - диалектике как общем методе познания, предлагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи;

     -системном подходе как общеметодологическом принципе науки;

     -на принципе историзма, предлагающем генетический объективный подход к изучению явлений.

     Методы  исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции творческой деятельности детей 14-16 лет. Так же использовалась литература по теме исследования.

     Задачи  исследования:

     1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме  исследования;

     2. Выявить особенности творческого  воображения старших школьников  с различным уровнем развития  воображения; 

     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дать  несколько определений понятию «воображение», «творческое воображение»;

     - уточнить понятия «творческое  воображение подростков», определить  его структуру, уровень проявления  и механизм  развития;

     Практическая  значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей творческого воображения подростков.

     База  исследования: «Малокибечская сош им. А.Я.Яковлева» в селе Малые Кибечи Канашского района, учащиеся  9 класса подростки 14-16 лет и «Лицей- интернат им. Г.С. Лебедева в г. Чебоксары» в г. Чебоксары, ученики 9 класса обучаемые с гуманитарным уклоном, подростки 15-16 лет.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения  творческого воображения 
 

1.1.Обзор  отечественной и  зарубежной литературы  по вопросам развития творческого воображения 

     Воображение  - особая  форма   психики, которая  может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

     Обладая  богатым  воображением,  человек  может жить в разном времени, что  не может   себе   позволить   никакое  другое  живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено    в   мечтах   и   фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что  человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от  нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его  действительную природу. В научной литературе существует много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения. С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».[5]

     Л.С.Выготский  считает, что «воображение не повторяет  впечатлений, которые накоплены  прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение  этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [3]

     Согласно  Е.И.Игнатьеву, «основной признак  процесса воображения заключается  в преобразовании и переработке  данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [3]

     А «Философский словарь» определяет воображение  как «способность создавать новые  чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений». [6]

     Как видно из определений, существенным признаком воображения считается  способность субъекта создавать  новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

     Воображение – особая  форма человеческой  психики, стоящая отдельно от остальных  психических  процессов  и  вместе  с  тем  занимающая промежуточное  положение  между  восприятием,  мышлением  и  памятью.  Специфика  этой  формы психического  процесса  состоит  в  том, что воображение, вероятно, характерно только  для  человека  и  странным  образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.  Последнее  означает,  что  ни  в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный  и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно  воображение,  желание  его  понять  и  объяснить  привлекло внимание к психическим  явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и наши дни.[3]

     Воображение  - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы  поведения в тех случаях, когда  проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. Над ее изучением работали такие известны отечественные и западные исследователи, как Эрдман Гензелинг, Сегал, Ю. Линдварський,  Б. Зальцман, В. Романець,  А. Петровский и др.

     Этот  процесс чрезвычайно сложен, и о настоящем удостоверяет тот факт, что и до сих пор нет его удовлетворительного определения. Г. Эрдман понимал под воображением или фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для воображения. [14]

Информация о работе Развитие творческого воображения подростков