Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.
Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения творческого воображения………………………………………………………………….6
1.1.Обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития творческого воображения …………………………………………..6
1.2.Особенности творческого воображения подростков …………10
Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20
2.1. Цель, задачи и методики исследования………………………....20
2.2. Анализ результатов данных ……………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....31
Литература ………………
Министерство образования и науки РФ
Российский государственный социальный университет
Филиал
в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Кафедра
педагогики и психологии
Курсовая работа по общей психологии
на тему:
Развитие
творческого воображения
подростков
специальности «Психология»
Чебоксары-2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………………………………..ст
Глава 1. Теоретические
основы проблемы изучения творческого
воображения…………………………………………………
1.1.Обзор
отечественной и зарубежной
1.2.Особенности
творческого воображения
Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20
2.1. Цель, задачи
и методики исследования…………………
2.2. Анализ результатов данных ……………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....31
Литература ………………………………………………………………….33
Приложение
Введение
Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
На значение воображения,
Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития творческого воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.
Однако следует заметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности подростков в целом и, в частности, воображения. Решение этого вопроса требует выделения психологических основ формирования и развития воображения, к которым следует отнести объективные и субъективные составляющие творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста.
Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, с одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями педагогической практики.
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.
Методологическая основа исследования базируется на:
-общефилософском принципе объективности, требующем глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления;
- диалектике как общем методе познания, предлагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи;
-системном подходе как общеметодологическом принципе науки;
-на принципе историзма, предлагающем генетический объективный подход к изучению явлений.
Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции творческой деятельности детей 14-16 лет. Так же использовалась литература по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2.
Выявить особенности
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дать несколько определений понятию «воображение», «творческое воображение»;
-
уточнить понятия «творческое
воображение подростков»,
Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей творческого воображения подростков.
База исследования: «Малокибечская сош им. А.Я.Яковлева» в селе Малые Кибечи Канашского района, учащиеся 9 класса подростки 14-16 лет и «Лицей- интернат им. Г.С. Лебедева в г. Чебоксары» в г. Чебоксары, ученики 9 класса обучаемые с гуманитарным уклоном, подростки 15-16 лет.
Глава
1. Теоретические основы
проблемы изучения
творческого воображения
1.1.Обзор
отечественной и
зарубежной литературы
по вопросам развития
творческого воображения
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения. С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».[5]
Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [3]
Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [3]
А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений». [6]
Как
видно из определений, существенным
признаком воображения
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и наши дни.[3]
Воображение
- это необходимый элемент
Этот процесс чрезвычайно сложен, и о настоящем удостоверяет тот факт, что и до сих пор нет его удовлетворительного определения. Г. Эрдман понимал под воображением или фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для воображения. [14]
Информация о работе Развитие творческого воображения подростков