Развитие творческого воображения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения творческого воображения………………………………………………………………….6
1.1.Обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития творческого воображения …………………………………………..6
1.2.Особенности творческого воображения подростков …………10
Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20
2.1. Цель, задачи и методики исследования………………………....20
2.2. Анализ результатов данных ……………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....31
Литература ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

     Подростковый  возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более  критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

     Эти возрастные изменения необходимо учитывать  при организации воспитательного, учебного процессов, а также при  проведении диагностики воображения  и развивающего обучения.

     Таким образом, значение функции творческого  воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая  форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему  познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

     В чем важность воображения?  Все  наши цели рождаются «в голове», в  воображении. Если воображение сковано  стереотипами, то и мысли стереотипны. Воображение - это источник идей и для бизнеса, и для любви, и для творчества. Бурно развивающееся воображение оказывает сильное влияние на формирование личности. В силу специфичности того, что жизнь стала более эмоциональной, подросток чаще всего погружается в какое-то одно значимое переживание, вот тогда особенно сильно проявляется действие законов общего эмоционального знака и эмоциональной реальности воображения. Сущность закона общего эмоционального знака состоит в том, что всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет подростком в данную минуту. Впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности не существует налицо.

     Закон эмоциональной реальности воображения проявляется в том, что всякое построение фантазии обычно влияет на чувства, и если это построение и не способствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим чувством. Из-за процесса перестройки, постепенной дифференциации воображения, представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко могут стать настолько реальными, что подросток непроизвольно пытается  воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах о них, делающих их как будто бы реальными.

     Таким образом, значение функции творческого  воображения подростка в психическом  развитии велико. Однако фантазия, как  и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. 
 

     Вывод по 1 главе

     Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

       Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

     Обладая богатым воображением, человек может  «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

     В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма творческого  воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

     Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет  его самые сокровенные желания  и потребности. В мечтах подросток  строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего. В творческом воображении заложено активное начало для развития личности подростка.

     Образовательная система в целом и учительство, в частности, выполняют жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта. Однако, передача информации от одного поколения к другому не обеспечит развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой лежат в основе процессов обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. Развитие творческого воображения подростка возможно только в процессе творческой деятельности, в процессе решения проблемно-творческих задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное  изучение развития творческого воображения подростков 

2.1. Цель, задачи и  методики исследования

     Исследование проводилось в  2009 году на базе общеобразовательной школы им. А.Я. Яковлева в селе Малые Кибечи  Канашского района и в лицей -  интернате им. Г.С. Лебедева в г. Чебоксары. В экспериментальной работе принимали участие  26 человек это ученики 14-16 лет.

     Целью экспериментальной работы является выявление особенностей творческого воображения, и выявление психолого-педагогических условий развития творческого воображения.

     Задачами  в констатирующем этапе эксперимента были подбор методик для изучения воображения подростков и выявление специфики развития изучаемого явления.

     Для решения вышеуказанных задач  нами были использованы следующие методики:

     1. Методика «Вербальная фантазия»;

    2.  Методика «Исследование индивидуальных особенностей воображения».

Ниже  приводится описание методик и анализ полученных результатов. 

     Методика  «Вербальная фантазия»

     Целью этой  методики были: исследование гибкости, оригинальности воображения и скорости  протекания процессов воображения, а также степени впечатлительности и разнообразности образов воображения. При выполнении  данной методики использовалось следующее оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.

     Перед началом выполнения методики испытуемым была зачитана инструкция: «Придумайте рассказ, историю или сказку о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чём-либо ином, по своему усмотрению, и изложите его устно в течении 5-и минут. По сигналу "Стоп!" вы прекращаете рассказ».

     На  придумывание  темы  или  сюжета  рассказа (истории, сказки) детям отводилось до одной минуты, и после этого  ребенок приступал к рассказу. После этого были даны указания начать работу и включен секундомер. Результаты данной методики были оформлены в виде таблицы.  

     Методика  «Исследование индивидуальных особенностей воображения».

     Целью данной методики стали определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения  и  степени его стереотипности или оригинальности. При выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см (на первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см, на втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см), карандаш и секундомер.

     Без объяснения цели работы испытуемым была зачитана инструкция: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте". Затем испытуемым были розданы бланки и дано указание приступить к работе. После этого были даны указания начать работу и включен секундомер.

       При выполнении данной методики и получении результатов, составлении таблицы, учитывались следующие показатели: гибкость воображения или степень фиксированности образов представлений, степень стереотипности воображения и уровень сложности воображения. 

2.2. Анализ результатов данных

     Все полученные результаты были  оформлены    в  соответствующих  таблицах.

     Таблица №1

Уровень развития речевого воображения  у учеников общеобразовательной  школы

Уровни развития воображения Показатели
абс. %
Очень высокий 2 15
Высокий 4 30
Средний 7 55
 

     Из  таблицы №1 видно что  7 учеников (55%) отнесены в группу со средним уровнем развития речевого воображения. Они характеризуются слабо выраженной оригинальностью, проработанностью воображаемых образов, разнообразностью и впечатлительностью образов. Скорость процессов воображения у данной группы средняя. 30% учеников имеют высокий уровень вербальной фантазии, а остальные 15% (2 человека) характеризуются сильно выраженными, оцениваемыми в данном исследовании, параметрами воображения.

Таблица №2

Уровни развития речевого воображения у школьников с гуманитарным уклоном

Уровни развития  воображения Показатели
абс. %
Очень высокий 4 30
Высокий 6 46
Средний 3 24

     При рассмотрении данной таблицы (таблица №2) видно что 46% учеников имеют высокий уровень вербальной фантазии. Для данной группы характерно достаточно быстрое решение поставленной перед ними задачи. Рассказы данной группы отличаются эмоциональностью и оригинальностью. Образы в рассказе достаточно разнообразные и проработанные в плане деталей. Другая группа, со средним уровнем речевого воображения, составила 24%, это 3 человека. 30%  подростков из всей группы испытуемых   имеют очень высокий уровень речевого воображения. Они характеризуются большой скоростью придумывания рассказа, четкой проработанностью, детальностью и оригинальностью образов воображения. Рассказ данной группы очень впечатлителен и эмоционально захватывающий.

Информация о работе Развитие творческого воображения подростков