Развитие творческого воображения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения творческого воображения………………………………………………………………….6
1.1.Обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития творческого воображения …………………………………………..6
1.2.Особенности творческого воображения подростков …………10
Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20
2.1. Цель, задачи и методики исследования………………………....20
2.2. Анализ результатов данных ……………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....31
Литература ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

  Таблица №3

Сводная таблица уровней  развития речевого воображения 2-х  групп 

Уровни   развития речевого воображения Показатели
Учеников  общеобразовательной школы Учеников  с гуманитарным уклоном обучения
Абс. % Абс. %
Очень высокий 2 15 4 30
Высокий 4 30 6 46
средний 7 55 3 24
 

Рис.1.   Сводная гистограмма уровней развития  речевого  воображения  2-х групп

     Из  гистограммы 1 видно что в обоих группах выделены три уровня речевого воображения: очень высокий, высокий и средний. В группе учащихся в общеобразовательной школе лиц со средним уровнем вербальной фантазии больше на 31% . Лиц с высоким уровнем речевой фантазии в группе подростков с гуманитарным уклоном обучения больше на 16%, и вэтой же группе на 15% больше детей с очень высоким уровнем речевого воображения. 

Таблица №4

Уровни сложности воображения учеников общеобразовательной школы

    Уровни сложности  воображения
Показатели
абс. %
1-ый  уровень 1 8
2-ой  уровень 8 61
3-ий  уровень 3 23
4-ый  уровень 1 8
 

     Из  таблицы 3 следует заметить что 61% детей  имеют 2-ой уровень сложности воображения. Для данной группы подростков характерно использование контура  как основы рисунка, но с дополнениями к геометрическому контуру. 23% детей относятся в группу с 3-им уровнем сложности, только по одному подростку (8%) отнесены к 1-му и 4-му уровням сложности творческого воображения. 1-ый уровень сложности воображения характеризуется использованием  контура геометрической фигуры как основной детали рисунка. Сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Таблица №5

Уроьвни сложности воображения подростков с гуманитарным уклоном обучения

Уровни  сложности воображения Показатели
абс. %
2-ой  уровень 10 77
3-ий  уровень 1 11
4-ый  уровень 1 11
5-ый  уровень 1 11
 

     На  основании таблицы 4 можно сказать  что 77% (10 подростков) имеют 2-ой уровень  сложности воображения. Один подросток (11%) имеет 3-ий уровень сложности воображения. Эта группа так же использует контур как основная деталь рисунка, но здесь уже присутствует некоторый сюжет. Для 4-го уровня сложности воображения характерно использование контуров геометрических фигур как основной детали, но рисунок – это уже некий сюжет с добавлением фигурок и деталей. 5-ый уровень сложности воображения характеризуется использованием контуров геометрических фигур как одной из деталей , а рисунок представляет собой сложный сюжет.

Таблица №6

Сводная  таблица  уровней  сложности воображения  2-х  групп

Уровни сложности  воображения Показатели
Учеников  общеобразовательной школы Учеников  с гуманитарным уклоном обучения
абс. % абс. %
1-ый  уровень 1 8 0 0
2-ой  уровень 8 61 10 77
3-ий  уровень 3 23 1 11
4-ый  уровень 1 8 1 11
5-ый  уровень 0 0 1 11
 

Рис.2. Сводная  гистограмма  уровней сложности воображения  2-х групп

     Из  гистограммы 2 видно что в ходе исследования вербальной фантазии подростков выделено 5 уровней сложности воображения. 1-ый уровень сложности имеет 1 ученик (8%) общеобразовательной школы. 2-ой уровень сложности воображения имеют 77% подростков с гуманитарным уклоном обучения и 61% детей общеобразовательной школы. Детей с 3-им уровнем сложности в группе испытуемых общеобразовательной школы больше на 12%, а 4-ый уровень сложности воображения больше на 3% у учеников с гуманитарным уклоном обучения. 5-ый уровень имеет только один ученик обучаемый с гуманитарным уклоном.

Таблица №7

Уровени гибкости воображения у учеников общеобразовательной школы  

Уровень  гибкости воображения Показатели
Абс. %
Высокий 9 70
Средний 3 23
Низкий 1 7
 

     Из  таблицы 6 видно что 70% учеников имеют  высокий уровень гибкости воображения. Испытуемые данной группы иллюстрировали контуры геометрических фигур на разные сюжеты, охватывающие как внутреннюю, так и внешнюю части контуров. 23% подростков имеют средний уровень гибкости (фиксированности образов) воображения. Данная группа выполнила иллюстрацию  двух контуров геометрических фигур на один и тот же сюжет. Низкий уровень гибкости или высокий уровень фиксированности образов воображения имеет всего один ученик из всей группы испытуемых. Для данного уровня характерно использование одного сюжета при иллюстрации всех контуров геометрических фигур.

Таблица №8

Степень фиксированности  образов воображения  у учеников  с гуманитарным уклоном обучения

Уровень гибкости воображения Показатели
Абс. %
Высокий 8 62
Средний 5 38
 

     Из  таблицы 7 видно что 62% учеников имеют  высокий уровень гибкости воображения. Данная  группа характеризуется  тем, что  фиксированности образов  в представлении  не наблюдается. Все три контура иллюстрированы в разных сюжетах и  охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Остальные 38% имеют средний уровень гибкости воображения и характеризуются использованием одного и того же сюжета на иллюстрирование двух контуров геометрических фигур.

Таблица №9

Сводная таблица исследования уровня гибкости подростков

Уровень  гибкости воображения Показатели
Учеников  общеобразовательной школы Учеников  с гуманитарным уклоном обучения
абс. % абс. %
Высокий 9 70 8 62
Средний 3 23 5 38
Низкий  1 7 0 0
 

Рис.3 Сводная гистограмма уровней гибкости воображения 2–х групп

     Из  данной гистограммы (рис.3) видно что  высокий уровень гибкости воображения  у учеников с гуманитарным уклоном  обучения меньше на 8%, но в данной группе нет учеников с низким уровнем гибкости воображения. Учеников со средним уровнем меньше в группе учеников общеобразовательной школы.

Таблица №10

Степень стереотипности воображения  учеников общеобразовательной  школы

Степень стереотипности    воображения Показатели
Абс. %
Высокая 12 92
Средняя 1 8
 

     Из  таблицы 10 видно что 92% учеников имеют высокую степень стереотипности воображения. Для данной группы характерно использование контуров геометрических фигур для типичных по содержанию рисунков, таких как: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик - для контуров круга;  призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак - для  контуров треугольников; человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо - для контуров квадратов. Остальные 8% учеников имеют средний уровень стереотипности воображения.

Таблица №11

Степень стереотипности воображения  учеников с гуманитарным уклоном обучения

Степень стереотипности    воображения Показатели
Абс. %
Высокая 9 70
Средняя 4 30
 

     При рассмотрении данной таблицы (таблица №11) видно что 70% учеников имеют высокий уровень стереотипности воображения. Остальные 30% учеников данной группы имеют более оригинальные рисунки.

Таблица №12

Сводная таблица исследования степени стереотипности воображения 2-х групп

Степень стереотипности    воображения Показатели
Учеников  общеобразовательной школы Учеников  с гуманитарным уклоном обучения
абс. % абс. %
Высокий 12 92 9 70
Средний 1 8 4 30

Информация о работе Развитие творческого воображения подростков