Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения подростков.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения.
Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения творческого воображения………………………………………………………………….6
1.1.Обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития творческого воображения …………………………………………..6
1.2.Особенности творческого воображения подростков …………10
Глава 2. Экспериментальное изучение развития творческого воображения подростков …………………………………………………………………...20
2.1. Цель, задачи и методики исследования………………………....20
2.2. Анализ результатов данных ……………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....31
Литература ………………
Рис.4
Сводная гистограмма
исследования степени
стереотипности воображения 2-х
групп
Из
данной гистограммы (рис.4) видно что
в общеобразовательной школе учеников
с высокой степенью стереотипности
воображения больше на 22%. Учеников
со средней степенью стереотипности
воображения больше на 22% в группе учеников
с гуманитарным уклоном обучения.
Вывод по 2 главе
В
подростковом возрасте усиливается
независимость детей от взрослых
людей. Подростки гораздо менее,
чем младшие школьники
Во время данного эксперимента гипотеза поставленная в начале исследовательской работы подтвердилась, в силу чего можно говорить о том, что развитие творческого воображения подростков зависит от учебной программы и методов обучения детей.
У
подростков с гуманитарным уклоном
обучения выявлен более высокий
уровень творческого
Заключение
Существует
мнение, что у детей воображение
богаче, чем у взрослого, и
что по мере развития сила фантазии
и воображение идут на убыль.
Этому послужили следующие
Однако, известно, что опыт ребенка
беднее, его интересы проще,
Воображение начинает созревать по мере приближения к зрелости: в подростковом возрасте соединяются мощный подъем воображения и начало созревания фантазии. Выготский говорит о том, что существует тесная связь между половым созреванием и развитием воображения. У подростка подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление деятельность его воображения на фоне общего созревания.
В детском возрасте развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся, и именно независимость детского воображения от деятельности рассудка и является выражением бедности фантазии ребенка. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, он доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, у него беднее характер комбинаций элементов действительности, их качество и разнообразие. У ребенка есть только две формы связи воображения с реальностью: реальность элементов и реальность эмоциональной основы воображения. Остальные формы развиваются только с годами.
Переломным моментом в развитии воображения является подростковый возраст, после которого воображение и рассудок тесно соединяются. Деятельность воображения приспосабливается к рациональным условиям и становится смешанным. Однако у многих творческое воображение приходит в упадок под воздействием «прозы жизни», но оно не исчезает совершенно, а делается случайностью.
Критический период в развитии воображения совпадает с подростковым возрастом. Здесь воображение преобразуется из субъективного в объективное. Причина этого с физиологической позиции – образование взрослого организма и взрослого мозга, а с психологической – антагонизм между «субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов», т.е. «неустойчивостью и устойчивостью ума». Как и сам критический возраст, воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поиском нового равновесия. Проявления деятельности воображения детского возраста свертываются под влиянием критического отношения к продуктам этой деятельности: большинство подростков перестает рисовать, у них пропадает интерес к наивным играм более раннего возраста, фантастическим сказкам и рассказам. Зато формой деятельности воображения становится литературное творчество – сочинение стихов и рассказов, которое стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, углублением интимной жизни, формированием своего внутреннего мира, и со временем также приходит в упадок под влиянием все того же критического отношения. Таким образом, критическую фазу характеризует подъем и глубокое преобразование воображения.
В
критической фазе выделяется два
типа воображения: 1) пластическое, или
внешнее, которое пользуется данными
внешних впечатлений, строит из элементов,
заимствованных извне, и 2) эмоциональное,
или внутреннее, строящее из элементов,
взятых изнутри. Первое можно считать
объективным, а второе – субъективным.
Литература
1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
2. Веккер Л. М.Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
4. Выгодский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
6. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
7. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
8. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт –М», 2001.
10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
11. Меерович М.И., Шрагин Л.И. Теории решения творческих задач – Минск: Харвест, 2003. – 428,/4/ с. – (Библиотека практической психологии).
12. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
13. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
14. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
15. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
16. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.
18. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
19. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
20. Меерович М.И., Шрагин Л.И. Теории решения творческих задач – Минск: Харвест, 2003. – 428,/4/ с. – (Библиотека практической психологии).
21. Немов Р.С. Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, владос, 2002
22. Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
23. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978. – 48с.
24. Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию // Дефектология, №2, 1981.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
26. Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1993. №10. С. 67-73.
Исследование
индивидуальных особенностей воображения.
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность. Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер. Процедура исследования .Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией. Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте". Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам. По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?" Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого. Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности. Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру. Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали. Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей. Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей. Определение
гибкости воображения
Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура. | |||
Определение
степени стереотипности
воображения. Стереотипность определяется
по содержанию рисунков. Если содержание
рисунка типичное, то воображение считается,
так же как и сам рисунок, стереотипным,
если не типичное, оригинальное – то творческим.
К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром
круга: солнце, цветок, человек, лицо
человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо. Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты. Анализ результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом. Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы. |
Протокол
№1 учеников Малокибечской
СОШ им. А.Я. Яковлева
ФИО ученика, возраст |
Критерии оценки индивидуальных особенностей воображения | ||
Уровень сложности воображения |
Уровень гибкости воображения (степени фиксированности образов воображения) | Степень стереотипности воображения | |
1. Алексеева
Е.,16 лет
2. Алексеева Е.,15 лет 3. Викторова С., 15лет 4.Ефремова Н., 15 лет 5. Комаров Д., 15 лет 6. Назарова Е., 15 лет 7. Николаева В., 15 лет 8. Павлов Д., 15 лет 9. Смирнова А., 15 лет 10.Спиридонов А., 16 лет 11. Тихонова Т., 16 лет 12. Фёдорова А.,16 лет 13. Фёдорова Н., 15 лет |
2-ой уровень
2-ой уровень 2-ой уровень 3-ий уровень 1-ый уровень 2-ой уровень 3-ий уровень 4-ый уровень 2-ой уровень 2-ой уровень 2-ой уровень 2-ой уровень 3-ий уровень |
высокий
средний высокий средний низкий средний высокий высокий высокий высокий высокий высокий высокий |
высокая
высокая высокая высокая высокая высокая высокая средняя высокая высокая высокая высокая высокая |
Информация о работе Развитие творческого воображения подростков