Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:38, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности самооценки младшего школьника. Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить ряд задач; во-первых, мы изучим теоретические аспекты, сопоставим взгляды разных ученых, рассмотрим условия при которых проходит становление самооценки младшего школьника; во-вторых, проведем эксперимент с детьми разного уровня сформированности учебной деятельности, и проанализируем полученные на психодиагностической основе результаты.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты становления самооценки младшего школьника
1.1.Что такое самооценка?.................................................................5
1.2.Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………8
1.3.Влияние родительского воспитания на особенности самооценки младшего школьника……………………………………………………………14
Глава 2.Изучение особенностей самооценки младшего школьника на психодиагностической основе
2.1.Исследование особенностей самооценки младшего школьника в учебной деятельности……………………………………………………………………..18
2.2.Результаты исследования…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владимирский
государственный гуманитарный университет»
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ
САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Владимир
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты становления самооценки младшего школьника
1.1.Что
такое самооценка?...................
1.2.Психологические
условия формирования самооценки в младшем
школьном возрасте…………………………………………………………
1.3.Влияние
родительского воспитания на особенности
самооценки младшего школьника………………………………………………………
Глава 2.Изучение особенностей самооценки младшего школьника на психодиагностической основе
2.1.Исследование
особенностей самооценки младшего школьника
в учебной деятельности………………………………………………
2.2.Результаты
исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении на научной основе вопросов совершенствования работы школ, глубокое исследование учебной деятельности. Необходимость изучения самооценки диктуется, прежде всего, потребностями современного общества: создание инновационных методик обучения, позволяющих достигнуть максимальное усвоение знаний и навыков в учебной деятельности. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т.е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление особенностей самооценки приобретают чрезвычайную актуальность.
Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Младший школьный возраст (6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу, период обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении.
Цель данной работы выявить особенности самооценки младшего школьника. Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить ряд задач; во-первых, мы изучим теоретические аспекты, сопоставим взгляды разных ученых, рассмотрим условия при которых проходит становление самооценки младшего школьника; во-вторых, проведем эксперимент с детьми разного уровня сформированности учебной деятельности, и проанализируем полученные на психодиагностической основе результаты.
Объектом курсовой работы является самооценка младшего школьника.
Предметом исследования являются особенности самооценки.
Методологической
основой изучаемой проблемы является
теория деятельности А.Н. Леонтьева. В
нашем исследовании сделана попытка осуществления
деятельностного подхода к изучению самооценки.
Гипотеза нашего исследования такова
– особенности самооценки младшего школьника,
зависят от уровня сформированности учебной
деятельности.
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в данной структуре. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта. Можно констатировать ряд интерпретаций, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления. Разумеется, каждый исследователь, приступивший к изучению феномена самооценки, задается вопросом: что это такое? И на первый взгляд здесь нет особых затруднений. Со словом самооценка привычно ассоциируется явление оценки человеком себя по какому-либо отдельному свойству или способности либо – оценки собственного потенциала в целом. Сложности возникают тогда, когда появляется необходимость в сопоставлении понятия самооценка с другими концептами в сфере психологии «Я », такими, например, как «образ Я», «отношение к себе» и т.п. Выполняя подобное сопостовление L. Welles и G. Marwelle используют полстраницы книги среднего формата для перечисления огромного количества применяемых в данной области понятий: «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой», «оценка себя» и т.д., объединяя, наконец, всю эту массу термином «self-esteem», что переводится на русский язык, как уважение к себе, чувство собственного достоинства. Авторы полагают, что избранный ими концепт является наиболее общим, охватывающим все оттенки приведенных и рассмотренных понятий.
При отсутствии общепринятого определения самооценки в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.
В зарубежной литературе принят термин «концепция «Я», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже- с образом «Я» и концепцией «Я» в целом. Нетрудно видеть, что при таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для нашей психологии, а точнее - заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта. Правильно ли это, оправдано ли? Безусловно, нет!
Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из названных выше элементов. Образ «Я» фиксирует знание субъекта о себе, это комплекс сведений данного человека о нем самом, отвечающий на вопрос: что Я имею, чем обладаю? Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное ли негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.
Итак,
по крайней мере, три образования: образ
себя, самооценку и отношение к себе, не
следует смешивать – это разные подструктуры.
Разделить их можно только в абстракции,
в анализе, но это необходимо, чтобы уяснить
природу и сущность самооценки, выделив
ее предмет, не редуцируя его к другим.
Каждый период в развитии ребенка характеризуется своим, присущим ему типом субъектности. Так, в младенческом возрасте субъектность выступает в форме «пра-мы», т.е. некоторого недифференцированного ощущения своей общности со взрослым, смутного противопостовления этой общности остальному миру. В раннем возрасте складывается индивидуальная деятельность ребенка, он становится относительно самостоятельным субъектом. Но осознание себя как субъекта деятельности возникает позже – лишь к концу раннего возраста, в период «кризиса 3 лет». На протяжении всего дошкольного возраста это осознание остается очень мало дифференцированным. Ребенок осознает себя лишь в самых общих, неиндивидуализированных категориях: «Я хороший мальчик».
Какие же изменения происходят в типе субъектности ребенка в период «кризиса 7 лет»? Л.С. Выготский предполагал, что именно в этом возрасте начинается складываться самооценка – обобщенное ( т.е. устойчивое, вне ситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Е.Д. Божович связывает кризис 6-7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторический условиях оказывается обучение в школе.
Так, Е.З. Басина в исследовании разных аспектов отношения ребенка к себе, проведенном с использованием методики Дембо–Рубинштейн, выявила динамику самоотношения. В исследовании показано, что к шести годам ребенку свойственно безусловно положительное отношение к себе независимо от конкретной сферы, относительно которой он должен оценить себя (на всех «линейках Дембо» ребенок помечает свое место среди «всех людей» как максимально высокое, независимо от того, какому качеству данная линейка соответствует. Кроме того, если просить ребенка отметить реальное и желаемое состояние его ума, красоты и т.п., то и реальное и идеальное отмечаются на верхней оконечности линейки. К семи же годам ответы ребенка меняются кардинальным образом: во-первых, различаются Я-реальное и Я-идеальное по всем возможным сферам; во-вторых, Я-реальное занимает свое положение чуть выше середины шкалы, что соответствует ответам здоровых взрослых. И, в-третьих, Я-идеальное остается на верхней оконечности шкалы, что в принципе отражает некоторый инфантилизм ответов семилеток.