Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:38, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности самооценки младшего школьника. Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить ряд задач; во-первых, мы изучим теоретические аспекты, сопоставим взгляды разных ученых, рассмотрим условия при которых проходит становление самооценки младшего школьника; во-вторых, проведем эксперимент с детьми разного уровня сформированности учебной деятельности, и проанализируем полученные на психодиагностической основе результаты.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты становления самооценки младшего школьника
1.1.Что такое самооценка?.................................................................5
1.2.Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………8
1.3.Влияние родительского воспитания на особенности самооценки младшего школьника……………………………………………………………14
Глава 2.Изучение особенностей самооценки младшего школьника на психодиагностической основе
2.1.Исследование особенностей самооценки младшего школьника в учебной деятельности……………………………………………………………………..18
2.2.Результаты исследования…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Р. Бернс, анализируя большое число исследований, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии Я–концепции. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно содержательно охарактеризовать происходящие изменения в формировании самооценки.
Проблемы связанные с самооценкой и образом Я, в советской психологии традиционно рассматриваются в контексте изучения самосознания. Доминирует следующее понимание этих проблем: они – образования познавательной природы и констатирующего характера, т.е. в них фиксируются представления ребенка о его наличных качествах и возможностях. В специальных экспериментальных исследованиях изучается преимущественно самооценка детей в конкретных видах деятельности. Анализ результатов этих исследований показывает, что к 7 годам самооценка детей начинает тяготеть к адекватности или уже становиться таковой.
Данные, характеризующие формирование познавательных представлений ребенка о самом себе, меру успешности самопознания и адекватности самооценки в деятельности, изучают в контексте развития когнитивной сферы психики. Однако представление ребенка о самом себе не исчерпывается, по-видимому, чисто познавательными аспектами, тем более что подлинное самопознание едва ли присуще детскому возрасту. Существуют принципиальные различия между способностью более или менее адекватно оценивать себя в конкретной деятельности при внешнем провоцировании самооценки ( в условиях эксперимента) и склонностью осмысливать себя самостоятельно, спонтанно, причем не в сфере конкретных занятий, а в целом.
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем вызвать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Ребенок младшего школьного возраста стремиться иметь положительную самооценку. «Я хороший» - внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции – большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свою потребность на это признание.
Потребность в признании проявляется и в стремлении ребенка утвердить в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает не насыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует на притязания соответствовать положительному нравственному эталону.
На становление самооценки непосредственно влияет школьная оценка. Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин особое место придавал тому, как ребенок оценивает степень изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становиться ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно этот компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций». Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребенка, а ребенок учиться оценивать самого себя. Оценка как внешнее действие, фиксированное на результате, способствует тому, что ребенок выделяет себя как предмет изменений.
Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкин, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.
Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2-х классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценят выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку», «Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре», «Я не хуже всех, у меня тоже может быть четыре».
Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-ого к 4-му классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды знаний. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер.
Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой даже низкой оценке. Они оценивают только конкурентную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не приказывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит качественный скачок и начинает складываться самооценка, на которую непосредственно влияет учебная деятельность. В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений, учитель является реальным носителем общественных требований к ребенку как ученику. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным. Именно в этот период у ребенка формируется основное качество самооценки - ее адекватность, на которое большое влияние оказывает школьная оценка успеваемости.
В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме воспитания ребенка в семье. Вопросы семейного воспитания рассматривают социологи и педагоги. Большое внимание уделяют этим проблемам психологи и психотерапевты. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских нервозов (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская), есть исследования влияния родительского воспитания на общение ребенка со сверстниками (Ю.Б. Насонова). Психологи также обнаружили, что семейное воспитание оказывает сильное влияние на самооценку ребенка, его образ Я и т.д.
Первый кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребенка положительную Я-концепцию, был Л.Д. Стотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, и в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.
М. Розенберг также изучал социальные предпосылки самооценки, причем в своем исследовании ему удалось показать, что широкий социальный контекст, а именно принадлежность к тому или иному социальному классу, вероисповеданию, этнической группе для формирования самооценки человека меньшее значение, чем отношение с близкими людъми и собственные успехи ребенка. Однако родители, относящиеся к разным общественным слоям, религии, этническим группам, по разному проявляют внимание и интерес к ребенку, и это сказывается на самооценке.
Однако из наиболее обширных исследований влияния семьи на развитие самооценки ребенка проведено С. Куперсмитом. Он выделил параметры семьи, которые по его мнению, могут влиять на самооценку. Среди них – размер семьи, порядок рождения, характер отношения с братьями, сестрами и сверстниками, особенности личности матери и отца, а также их отношения. Большое внимание уделялось родительскому воспитанию как условию становления самооценки ребенка.
С.Купесмит установил, что самооценка выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию ( например у сына, родившегося после нескольких дочерей). Размер семьи не связан с самооценкой ребенка. Дети с высокой самооценкой реже, чем дети с низкой и средней, оставались в одиночестве в детстве, у них были близкие отношения с сестрами и братьями, а также много друзей вне семьи.
Изучая особенности личности родителей и их отношения между собой в семьях с детей с разным уровнем самооценки, С.Куперсмит обнаружил значительные отличия. В семьях детей с высокой самооценкой одному человеку, обычно отцу, предоставляется право принимать большинство решений, выбирать цели, устанавливать обязанности всех членов семьи. Хотя основные решения принимает один родитель, в повседневной жизни участвуют оба. Мать в таких семьях в большей мере вовлечена в повседневные дела детей, она более активна во взаимодействии с ними, руководит их жизнью в согласии с отцовскими требованиями. Ее задача- подтверждение авторитета отца. Такие отношения возможны, если родители любят, уважают и доверяют друг другу.
Выявилось также, что матери детей с высокой самооценкой оценивают себя выше, они эмоционально стабильнее, более уверены в себе, оптимистичны, охотно принимают свою роль в семье и более эффективны в ее реализации, нежели матери детей со средней и низкой самооценкой. Косвенное изучение отцовского воспитания ( через ответы матери и детей) показало, что отцы детей с высокой самооценкой внимательны и заботливы по отношению к детям, между детьми и отцами царит атмосфера доверия.
По мнению С. Куперсмита, условием
формирования высокой
С. Куперсмит показал также,
что для развития и
В западной психологии в последние годы появляются исследования, посвященные влиянию различных факторов риска, исходящих от семьи, на развитие личности ребенка. К таким факторам риска относят жестокое обращение с детьми, включающее физическое и сексуальное насилие над ребенком, пренебрежение к нему, эмоциональное плохое общение, а также депрессивность родителей. Существуют многочисленные исследования, посвященные изучению того, как эти факторы влияют на развитие Я ребенка, причем исследования проводятся с детьми разного возраста.
В целом отношение ребенка в большей мере формируется под влиянием отношения к нему матери. Положительное отношение транслируется ребенку посредством ее сотрудничества с ним, ее участия в его делах, планах увлечениях. Результатом этого будет высокая самооценка ребенка. Отвержение ребенка, транслируемое ему матерью, скорее всего, в высказываемых оценках его личности, поведения, вызывает у ребенка неприятие себя.