Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:38, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности самооценки младшего школьника. Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить ряд задач; во-первых, мы изучим теоретические аспекты, сопоставим взгляды разных ученых, рассмотрим условия при которых проходит становление самооценки младшего школьника; во-вторых, проведем эксперимент с детьми разного уровня сформированности учебной деятельности, и проанализируем полученные на психодиагностической основе результаты.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты становления самооценки младшего школьника
1.1.Что такое самооценка?.................................................................5
1.2.Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………8
1.3.Влияние родительского воспитания на особенности самооценки младшего школьника……………………………………………………………14
Глава 2.Изучение особенностей самооценки младшего школьника на психодиагностической основе
2.1.Исследование особенностей самооценки младшего школьника в учебной деятельности……………………………………………………………………..18
2.2.Результаты исследования…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Подводя итог можно констатировать, что исследования выявили зависимость особенностей самооценки от уровня сформированности учебной деятельности. Так у учащихся экспериментальной школы обнаружили объективные основания самооценки, в отличие от учащихся обычной школы ориентированных на эмоционально-потребностную сферу.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование учебной деятельности по типу содержательного обобщения (В.В. Давыдов) конституирует самооценку с более устойчивым комплексом содержательных характеристик. Обучение в экспериментальной школе, имеющее своей целью формирование теоретического сознания, вооружает учащихся средствами анализа предмета и способов его преобразования, формирует новое – теоретичекое в своей основе - отношение к самому себе как субъекту деятельности.
Подводя итог проделанной работы, представляется целесообразным акцентировать внимание на следующих моментах.
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Самооценка – это ценность, которую нельзя отожествлять с другими образованиями личности, это отдельная подструктура.
Но от чего зависит самооценка? Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью ребенка собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или проявления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одно над другим постоянно формируют самооценку личности школьника. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки и достижения в учебной деятельности, а это в свою очередь зависит от квалифицированности учителя. Вместе с тем констатируется, что самооценка младшего школьника – почти буквальный слепок оценок окружающих, в первую очередь учителя. Так же непосредственное влияние на формирование самооценки оказывает родительское воспитание, так у детей из неблагополучных семей самооценка заниженная, а единственный ребенок в семье тяготеет к завышенной самооценке. Важным условием развития высокой самооценки является высокая требовательность родителей.
Все задачи нашей работы были решены, цель достигнута, выявлены особенности самооценки младшего школьника такие, как рефлексивность, адекватность, устойчивой и дифференцированной.
Из нашего исследования, можно констатировать, что обучение, при котором учебная деятельность становится предметом специального усвоения (экспериментальный класс), создает оптимальные условия для формирования самооценки и ее особенностей, таких как обоснованность и исследовательская направленность. Наша гипотеза подтвердилась: уровень сформированности учебной деятельности влияет на особенности самооценки младшего школьника.
1.Андрущенко
Т.Ю. Психологические условия
формирования самооценки в
2.Архиреева Т.В.
Влияние родительского
3.Басина Е.В. Становление самооценки и образа Я.-М.,1995-С139-С145
4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?.-Психологический журнал.-1992.-№4.-С 99-100.
5.Давыдова В.В.. Психологическое развитие младших школьников.-М., 1990.-С139.
6. Давыдов. В.В.. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на совреаменном этапе развития образования.- Вопросы психологии.-1976.-№4-С.
7.Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности.- Вопросы психологии.-1980.-№4-С90.
8. Захарова А.В.Формирование
самооценки в учебной
9.Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология.-Ростов-на Дону.,2007.- С251.
10.Лисин М.И.Общение, личность и психика ребенка.-М.,2001-С154
11.ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1975.-С84
12.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.-М.,2007.-С640.
13.Першина Л.А. Возрастная психология.-М.,2005.-С256.
14.Рубинштейн С.Л. Общая психология.-,Спб.,2004.-С713
15.Рогов Е.И. Общая психология.-М,2002.-С448.
16.Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитие детей 6-7 лет.-М., 1986-102.
17.Филатов Ф.Р. Общая
психология.-Ростов-на-Дону.,
18.Чамата П.Р.Вопросы
самосознания личности в
19.Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста.-М.,1988.-С136
20.Эльконин Д.Б.
Психологические вопросы формирования
учебной деятельности в младшем школьном
возрасте.-Киев.,1961.-С12-14