Проблемы современного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе.



Задачи курсовой работы:

1) Проанализировать существующие подходы к определению понятия «семейное воспитание».

2) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

3) Собрать эмпирическим путем данные о семейном воспитании в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 5
1.1. Понятие “семья” и функции семейного воспитания 5
1.2. Взгляды на семейное воспитание в истории педагогической мысли 9
Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 25
2.1.Традиции семейного воспитания в зарубежных странах 25
2.1.1. Традиции воспитания в японской семье 25
2.1.2. Проблемы семейного воспитания в американской педагогике 29
2.2. Проблемы современного семейного воспитания в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Свинарь семейное.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  РФ

ГОУ ВПО Тульский государственный  педагогический университет

им. Л. Н. Толстого 
 
 

Кафедра педагогики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  педагогике на тему:

Проблемы  современного семейного  воспитания 
 
 
 
 
 

           Выполнил:

           студент факультета

           физической  культуры

           очной формы обучения

           группы  «4-г»

           Свинарь Владимир Анатольевич

Научный руководитель:

ассистент кафедры педагогики

Алешина Елена Викторовна 
 
 
 
 
 
 
 

Тула  – 2007

 

Содержание

Приложения

 

Введение

      Семейное  воспитание имеет огромное значение в воспитании,  образовании  и становлении любого человека. Я бы сказал,  что  это  фундамент,  на  котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен,  и  тверд  этот  фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

      Давно известно, что семья является ведущим  фактором развития личности ребенка. Именно она на всем протяжении своего развития остается сложнейшим социальным образованием, в функционировании которого сходятся личностные, групповые и социальные интересы, предрассудки и противоречия.

      В течение развития общества нравственные нормы, моральные принципы, идеи воспитания подрастающего поколения подвергались переоценке в зависимости от того, в каких конкретных условиях они целесообразны.

      Проблемы  семейного воспитания изучались  на протяжении исторического развития общества. Изменялись взгляды на сущность и назначение семьи. Мною  были  изучены  статьи  и  труды  известных российских педагогов Лесгафта  П.Ф.  «Семейное  воспитание ребенка и его значение», А.С. Макаренко “О роли состава семьи”, “О важности воспитания  дисциплины у ребенка”,  В.А. Сухомлинского о том, «Как воспитать настоящего человека», Л. Н. Толстого “О подражании в семье”, где основное  внимание  уделяется вопросам семейного воспитания, его проблемам и особенностям.

      Вопросы семейного воспитания рассматриваются и современными педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

      Цель  работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе. 
 

      Задачи  курсовой работы:

      1) Проанализировать существующие  подходы к определению понятия «семейное воспитание».

      2) Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

      3) Собрать эмпирическим путем данные  о семейном воспитании в современном обществе. 

 

       Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

      1.1. Понятие “семья” и функции семейного воспитания

      Семья — наиболее распространенный  вид  социальной  группы,  основная ячейка общества, в которой рождается,  формируется,  развивается  и  большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные  отношения  обычно определяют психологию  и  поведение  человека,  поэтому  семья  представляет особый  интерес  для   социально-психологического   исследования.   Типичная современная семья в развитых европейских странах  состоит  из  2—6  человек: мужа, жены, детей и  ближайших  родственников  по  материнской  и  отцовской линиям — бабушек и дедушек.

        Основное назначение семьи —  удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей.  Являясь  социальной  ячейкой  общества,  семья удовлетворяет  ряд  его  важнейших   потребностей,   в   том   числе   и   в воспроизводстве населения.  В  то  же  время  она  удовлетворяет  личностные потребности  каждого  своего  члена,  а   также   общесемейные   (групповые) потребности. Из этого и вытекают  основные  функции  семьи:  репродуктивная, экономическая,  воспитательная,  коммуникативная,   организации   досуга   и отдыха. Между ними  существует  тесная  взаимосвязь,  взаимопроникновение.

      Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.  Эта  функция  включает  в себя элементы всех других функций, так  как  семья  участвует  не только  в количественном, но и в качественном воспроизводстве  населения. 

      Заложенный  от  природы  инстинкт  продолжения  рода  преобразуется  у человека  в  потребность  иметь  детей,  растить  и  воспитывать   их.   Без удовлетворения этой потребности человек,  как  правило,  не  чувствует  себя счастливым. И это не случайно. Если супружество  пробуждает  в  людях  новые силы и новые  чувства,  то  появление  детей  преображает  супругов.  В  них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных  с  нею чувств,  которые  только  и   могут   появиться   с   рождением   детей:   у женщины - материнство, у мужчины - отцовство.

      А в чем  суть  общесемейных  интересов,  связанных  с  репродуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего к числу детей. Если  семья  имеет несколько  детей,  то  появляются  естественные  условия  для   формирования полноценного семейного коллектива.  И  это  обогащает  жизнь  каждого  члена семьи и создает благоприятную обстановку  для  успешного  выполнения  семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все  сильно  усложняется. И это понятно. В семье,  где  несколько  детей,  коллектив  создается  самой жизнью; здесь есть  с  кого  брать  пример,  есть  за  кого  отвечать,  есть наставники и  подопечные.  В  такой  семье  идет  активное  взаимовоспитание детей,  в  жизни  каждого   ребенка   естественным   образом   воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство  товарищества  и  дружбы, любовь к брату или сестре.

      В семье воспитываются и взрослые, и дети.  Особенно  важное  значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому  воспитательная  функция семьи имеет три аспекта:

      1) формирование  личности  ребенка,  развитие его  способностей  и  интересов,  передача  детям  взрослыми  членами  семьи (матерью,  отцом,  дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;    выработка    у    них    научного    мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие им чувства коллективизма и толерантности,     обогащение  их интеллекта,    эстетическое    развитие,    содействие    их     физическому совершенствованию,  укреплению  здоровья  и  выработке  навыков   санитарно-гигиенической   культуры;  

      2) систематическое   воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей  его жизни; 

      3) постоянное  влияние детей на  родителей  (и  других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

      Успех выполнения этой функции зависит  от  воспитательного  потенциала семьи. Он  представляет  собой  комплекс  условий  и  средств,  определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс  объединяет  материальные  и бытовые  условия,  численность  и  структуру  семьи,  развитость   семейного коллектива и характер отношений  между  его  членами.  Он  включает  идейно - нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую  атмосферу,  жизненный опыт, образование и профессиональные качества  родителей.  Большое  значение имеют личный  пример  отца  и  матери,  традиции  семьи.  Следует  учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень  педагогической культуры взрослых (в первую очередь  матери  и  отца),  распределение  между ними  воспитательных   обязанностей,   взаимосвязь   семьи   со   школой   и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого  процесса семейного воспитания.

      Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до  конца  своей жизни. Значит, семейному   воспитанию   свойственны   непрерывность    и продолжительность. И в этом с семьей не  может  сравниться  ни  один  другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на  детей  в различные периоды их жизни неодинаково.  Сама  естественная  жизнь  в  семье учит дошкольника, а затем  и  школьника  очень  и  очень  многому.  Так  как семейное воспитание немыслимо без родительской любви  к  детям  и  ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему  характеру,  чем любое другое воспитание. Семья  объединяет  людей  разного  возраста,  пола, нередко  с  разными  профессиональными  интересами.  Это  позволяет  ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

      Характерная особенность воспитательного влияния семьи на  детей - его устойчивость. Обычно  правильное  отношение  родителей  к  воспитанию  детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их  учебной, трудовой и  общественной  активности.  И  наоборот,  недостаточное  внимание родителей  к  воспитанию  детей  младшего дошкольного  и   дошкольного   возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда  они уже обучаются в школе.

      Активнейшее  воздействие  семья  оказывает   на   развитие   духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы  поведения.  Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается  важнейшим  фактором  в выработке системы социальных  установок  и  формирования  жизненных  планов. Общественные  правила  впервые  осознаются  в  семье,  культурные   ценности общества потребляются  через  семью,  познание  других  людей  начинается  с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как  и диапазон общественного воздействия.

      Если  семья имеет несколько детей, то появляются естественные  условия для формирования полноценного семейного коллектива. И  это  обогащает  жизнь каждого  члена  семьи  и  создает  благоприятную  обстановку  для  успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье,  где  один  ребенок,  все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например,  решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка  более  трудное  дело,  чем воспитание нескольких детей.  Даже  в  том  случае,  если  семья  испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

      Выходит,   воспитательная    функция    органически    сливается    с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

      Все большее значение социологи придавали  и  придают  коммуникативной функции  семьи.   Можно   назвать   следующие   компоненты   этой   функции: посредничество  семьи  в  контакте  своих  членов  со  средствами   массовой информации  (телевидение,  радио,  периодическая  печать),   литературой   и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов  с  окружающей природной средой и на характер ее  восприятия;  организация  внутрисемейного общения.

      Если  семья уделяет выполнению этой функции  достаточное  внимание,  то это   заметно   усиливает   ее   воспитательный   потенциал.    Нередко    с коммуникативной функцией  связывают  (иногда  даже  считают  самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По  сути, с этим нельзя не согласиться: в  нашу  динамичную  эпоху  сильно  возрастает значение семьи как психологической  ячейки. 

      В настоящее время заметно возрастает  функция  семьи  по  организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся  понимать  внерабочее  (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и  усмотрению. Свободное время - одна  из  важнейших  социальных  ценностей,  незаменимое средство восстановления физических и духовных  сил  человека,  всестороннего развития личности. Повышению роли  досуга  способствуют  правильный  ритм  и режим жизни семьи, разумное распределение  обязанностей  между  ее  членами, планирование труда  и  отдыха.  В  целом  досуг  является  как  бы  зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его  досуга  о  человеке  можно сказать очень многое.

Информация о работе Проблемы современного семейного воспитания