Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка
Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.
М. М. Сеченов (1829–1905) – выдающийся российский физиолог и психолог, основоположник отечественной физиологической школы, создатель естественно-научной теории психической регуляции поведения, доктор медицины (1860), чл. – кор. Петербургской АН (1869), почетный академик Петербургской АН (1904). Удостоен Демидовской премии Петербургской АН за курс лекций «О животном электричестве» (1863).
Опираясь на
два направления русской
Сравнивая психику с рефлексом, Сеченов доказывал, что, подобно тому, как рефлекс начинается с контактов организма с внешним объектом, психический акт первым своим звеном имеет подобные контакты. Затем при рефлексе внешнее воздействие переходит в центры головного мозга.
Равным образом второе звено психического акта развертывается в центрах. И, наконец, его третьим звеном, как и в рефлексе, служит мышечная активность.
Новым важным моментом являлось открытие Сеченовым в головном мозге аппарата торможения рефлексов. Это открытие показало, что организм не только отражает внешние влияния, но и способен их задерживать, т. е. не реагировать на них. В этом проявляется его особая активность, его способность не идти на поводу у среды, а противостоять ей.
Применительно к психике, Сеченов объяснял своим открытием и процесс мышления, и волю.
Боевого человека отличает умение противостоять неприемлемым для него влияниям, какими бы сильными они ни были, подавлять нежелательные влечения. Это и достигается аппаратом торможения. Благодаря этому аппарату возникают и незримые акты мышления. Он задерживает движение, и тогда от целостного акта остаются только первые 2/3.
Двигательные операции, благодаря которым организм производит анализ и синтез воспринимаемых внешних сигналов, однако, не исчезают. Благодаря торможению они уходят «извне вовнутрь».
Этот процесс был назван в дальнейшем интериоризацией (переходом извне вовнутрь). Человек не получает готовым свой внутренний психический мир. Он его строит своими активными действиями. Это происходит объективно. Поэтому и психология должна работать объективным методом.
Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это же относится к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий, Н. Н. Ланге организовал их в Новороссийском университете. В Московском университете лабораторную работу вел А. А. Токарский, в Юрьевском – В. В. Чиж, в Харьковском – П. И. Ковалевский, в Казанском – В. М. Бехтерев.
В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Восприняв сеченовские идеи и концепцию передовых русских философов о целостности человека как существа природного и духовного, он искал пути комплексного изучения деятельности человеческого мозга.
Будучи блестящим организатором, он возглавил многие коллективы, создал ряд журналов, где публиковались статьи также и по экспериментальной психологии.
В лаборатории
психологии ведал врач по образованию
А. Ф. Лазурский (1874–1917).
Он разработал характерологию как учение
об индивидуальных различиях. Объясняя
их, он выделил две сферы: эндопсихи-ку
как прирожденную основу личности и экзосферу,
понимаемую как систему отношений личности
к окружающему миру. На этой базе он построил
систему классификации личностей. Неудовлетворенность
лабора-торно-
Главным же центром
разработки проблем экспериментальной
психологии стал созданный в Москве
Челпано-вым Институт экспериментальной
психологии. Челпанов приложил немало
усилий для обучения экспериментальным
методам будущих научных
Важным отличием
сложившегося в России учения являлось
утверждение принципа активности поведения.
Резко обострился интерес к вопросу
о том, каким образом, не отступая
от детерминистской трактовки
Зарождается представление о том, что избирательный характер реакций на внешнее воздействие, сосредоточенность на нем имеют основание не в имматериальной силе воли, а в особых свойствах центральной нервной системы, доступных, как и все другие ее свойства, объективному познанию и экспериментальному анализу.
Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения.
Павлов и Бехтерев
обратились к высшим нервным центрам
головного мозга. Они утверждали
взамен изолированного сознания новый
предмет, а именно – целостное
поведение. Поскольку теперь вместо
ощущения в качестве исходного понятия
выступил рефлекс, это направление
приобрело известность под
Павлов обнародовал свою программу в 1903 г., назвав ее «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Чтобы понять революционный смысл павловского учения о поведении, следует иметь в виду, что он называл его учением о высшей нервной деятельности. Речь шла не о замене одних слов другими, но о кардинальном преобразовании всей системы категорий, в которых объяснялась эта деятельность.
Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная, стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин – «условный рефлекс». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних.
Модельный опыт Павлова заключался в выработке реакции слюнной железы собаки на звук, свет и т. п. На этой гениально простой модели Павлов открыл законы высшей нервной деятельности. За каждым не сложным опытом крылась густая сеть разработанных павловской школой понятий (о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифферен-цировке, управлении и др.), позволяющая причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение.
В 1904 г. Павлов И. П. был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
Идеи, сходные с павловскими, развивал в книге «Объективная психология» (1907) Бехтерев, давший условным рефлексам другое название – сочетательные.
Между воззрениями двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии.
П. П. Блонский (1884–1941) – один из известнейших российских психологов и педагогов. Когда Блон-ский поступил в Киевский университет на кафедру психологии, на его мировоззрения и научные ориентиры коренным образом повлияли лекции А. Н. Гиляро-ва и Г. И. Челпанова. Именно под руководством последнего он стал участвовать в психологических семинарах. Однако впоследствии Блонский, уверенный, что психологию надо изучать на основе Марксизма, разошелся с Челпановым во взглядах и вынужден был расстаться со своим учителем.
В своих работах
он рассматривал поведение с точки
зрения его развития как особый исторический
процесс, зависящий у человека от
социальных воздействий («Очерки научной
психологии» (1921)). Особое значение он придавал
практической направленности психологии,
позволяющей «политику, судье, моралисту»
действовать эффективно. Развивая сравнительно-генетический
подход к психике, Блонский проанализировал
ее эволюцию, которая трактовалась
как ряд периодов, имеющих отличительные
особенности, причем различие между
периодами считалось
Его работа побудила выдвинуть на передний план роль обучения в умственном развитии школьников.
Для исследований
Блонского характерна установка
на соотнесение умственного
Специальное внимание уделялось проблеме полового воспитания подростков. Труды Блонского сыграли важную роль в научном объяснении как интеллектуальных, так и эмоциональных процессов, трактуемых в контексте единства решения психологических и педагогических задач с акцентом на воспитание любви к труду.
Исследования М. Я. Басова (1892–1931) было принято относить к особой науке – педологии. Под ней имелось в виду комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты его развития.
До Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники давно признанного убеждения, согласно которому этим предметом является сознание, и сторонники нового убеждения, считавшие, что им является поведение. После Басова картина изменилась. Нужно, считал он, перейти в совершенно новую плоскость, подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Он ее назвал деятельностью.
Приверженцы структурализма считали, что психическая структура складывается из элементов сознания, функционализма – из взаимодействия функций, бихевиоризма – из стимулов и реакций, рефлексологии – из рефлексов. Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей.
Структура может быть устойчивой, стабильной. Но она может также каждый раз создаваться заново. В любом случае деятельность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, человек.
Труд – особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения животных. Его изначальным регулятором служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса.
Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена, пригласил Рубинштейна на кафедру психологии, где он написал свой главный труд «Основы общей психологии» (1940). Лейтмотивом труда служил принцип «единства сознания и деятельности».
Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным, но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.
Ставя цели, сознание, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями.
Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.