Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".
Білет №1
Психологическая
диагностика в переводе с греческого
языка обозначает "распознание".
Психологическая диагностика
Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Таким
образом, в настоящее время содержание
предмета психодиагностики направлено
на разработку методов распознания
индивидуально-психологических
Отрасли
психодиагностики:
Психодиагностика
тесно связана с
2. Интеллектуальные тесты Д.Векслера.
Тест
основан на иерархической модели
интеллекта Д.Векслера и диагностирует
общий интеллект и его
Используются 3 варианта теста Д.Векслера:
тест WAIS , предназначенный для
WPPSI для детей от 4 до 6,5 лет.
Тест
включает в себя 11 субтестов. В вербальную
часть вошли следующие
"Общая осведомленность" , субтест "Арифметика" - включает 14 задач из курса арифметики начальной школы,"Запоминание цифр" , субтест "Словарный запас.
Невербальная шкала:Субтест "Шифровка" , "Недостающие детали" , "Конструирование блоков" "Последовательные картинки, "Сборка объекта"- 4 задания. "Невербальная" шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно - перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.
В нашей стране тест Д.
Білет
№2
Психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. Речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.
В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из- них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Cамая общая схема классификации:
- Методы психодиагностики на основе наблюдения. - Опросные психодиагностические методы.
-
Объективные
Вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики: - расстановка кадров, профотбор, профориентация; - оптимизация обучения и воспитания; - прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); - судебно-психологическая экспертиза; - консультативная, психотерапевтическая помощь и др.
Достоинства метода тестов: относительно независимы от квалификации исполнителя;- оперативностью и экономичностью ;количественным дифференцированным характером оценки ; оптимальной трудностью ;-надежностью; справедливостью;возможностью компьютеризации.
Недостатки метода тестов:опасность «слепых» (автоматических) ошибок ;опасность профанации Спокойное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения ним.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Шкалы:
эргичность психомоторная, интеллектуальная,
коммуникативная.Пластичность психомоторная,
интеллектуальная, коммуникативная. Скорость
психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная.
Эмоциональность психомоторная, интеллектуальная,
коммуникативная. Контрольная шкала.
Білет №3
Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о культуре и человеке — с другой. Между этими двумя подходами существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим законам.
И. наука строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.
Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она ищет причинные объяснения соц. Явлений, использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода, стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов, исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции.Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях .
Характер – это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определённом отношении его к окружающей действительности и к самому себе.Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способных к гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избежанию межличностных и внутриличностных конфликтов. Акцентуация характера – это заострение черт характера, не доходящих до патологической степени.
В диагностику акцентуаций могут быть включены: Характерологический опросник Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Характерологический опросник Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет). Методика была разработана А.Е. Личко и его сотрудниками в середине 70-х годов.
Білет №4
Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам: - ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.); - ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.
Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
- мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен.
- Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения .
Тесты часто используются в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике. Наиболее часто используются на практике и в исследовательской работе тесты DAT и GATB.