Шпаргалка по "Психодиагностика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".

Работа состоит из  1 файл

шпоры .doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

Тест DAT .Создатели тестов включали в него задания, выполнение которых позволило бы прогнозировать успешность обучения в высшей школе. Авторы исходили не только из практических нужд, но и учитывали результаты факторно-аналитиче­ских исследований.

Батарея разбита на две формы: S и Т. Тест включает в себя 8 субтестов.

1. Вербальное  мышление. 2. Числовые способности. 3. Абстрактное мышление. 4. Пространственные  отношения. 5. Техническое мышление. 6. Скорость и точность восприятия. 7. Грамотность. 8. Использование языка. Общее время выполнения теста очень велико (до 5 часов), поэтому часто применяют сокращенные варианты.

Тест DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста очень велика (0,90).

К числу  наиболее прогностичных относятся субтесты "Вербальное мышление" , "Числовые способности" , "Предложения" . Суммарный показатель теста "Числовые способности" и "Вербальное мышление" характеризует способность к обучению .

Несколько ранее (в 1940 году, позднейшая версия 1956 года), чем DAT, была  разработана другая батарея общих способностей — GATB. Тестирование по GATB он является самым распространенным тестом общих способностей.Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также перцептивные и сенсомоторные способности:

"G" — общие способности к обучению. "V" — вербальные способности. "N" — числовые способности. "S" — пространственные способности. "Р" — восприятие формы. "Q" — мысленное восприятие слов ("скорость восприятия клерка"). "К" — двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как мож­но быстрее нарисовать линии в квадратиках."F" — пальцевая моторика. "М" — ручная моторика.При обработке результатов "сырые" оценки переводятся в стандартные, и затем анализируется их профиль.Тест GATB применяется более чем в 30 странах.

Білет №5

  1. Варианты использования психодиагностических данных.

Данные  используются обследуемым в целях  саморазвития или в др. целях . Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы). Данные используются администрацией для принятия решения.

На этапе  предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого  определения целей и задач  психодиагностики . Четкое определение  того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человеке лишней информации .

Лучше всего отвечать на вопросы заказчика  в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога  в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям.

  1. Опросники Г.Айзенка.

Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны  Г. Aйзенком с сотр. Первый из опросниковГ. Айзенка – "Моудслейский медицинский  опросник"  – был предложен  в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться ("да") или не согласиться ("нет").

"Моудслейский  личностный опросник" , опубликованный в  1956 г.  предназначен  для диагностики  нейротизма и экстраверсии  – интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов .

"Айзенка личностный опросник" публикован в 1963 г. и состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра – интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете.  Разработаны две эквивалентные формы опросника – А и В.

В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый  опросник под названием "Айзенка  личностный опросник", который предназначен для диагностики нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРI, в него включена "шкала лжи".Опросник состоит из 90 вопросов . Однако обычно :используется вариант, состоящий из 101 вопроса. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).

Білет №6

  1. Этапы психодиагностического процесса.

Этапы психодиагностического  процесса по Й. Шванцаре :

Формулировка  проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные  медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. Проведение тестирования; анализ полученных данных. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Этапы психодиагностического  процесса по Корманну :Предварительное исследование, постановка вопроса, Подбор диагностических методов, Проведение исследования, Обработка результата, Проверка. Достаточно ли полученных данных, Подведение итогов

Схема психодиагностического  процесса по Каминскому :Постановка проблемы. Сбор анамнестических данных. Тесты, экспериментальные беседы, наблюдение. Оформление диагностического мнения: заключение, консультация

В практике психодиагностики известны противоположные  приведенным подходы:

- Подход "по рецепту"  заключается в  том, что удовлетворение  тестирующего вытекает  прежде всего из  убеждения, что  для всех случаев имеется какой-либо тест.

- Узколабораторный  подход заключается  в том, что тестирующий  довольствуется лишь  частичными результатами.

- Комплексный, но  ригидный подход  заключается в  том, что тестирующий  применяет наборы  методов, большинство  из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой этих подходов являются погрешности  при постановке вопросов.

  1. 16PF Р.Кэттелла: история создания, структура и назначение

Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт.  Разработаны две основные эквивалентные формы опросника и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой . В обеих формах опросника по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов. Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.  
  Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен . Опросник нашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностических исследованиях. Однако адаптация теста не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных.

Білет №7

  1. Понятие и уровни психологического диагноза.

Психологический диагноз - это структурированное  описание комплекса взаимосвязанных  психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения .

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

В практике психодиагностических исследований различают  три уровня установления психологического диагноза:

- симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования ;

- этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

- типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии.Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.

2. Диагностика мотивации.

В структуре  личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.

- "Опросник  для измерения аффилятивной тенденции  и чувствительности к отвержению"  измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию  и страх  отвержения . Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания.

- Опросник  для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет  две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

- Проективные  методы. построены на анализе  продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. У нас  одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии.

-  Методику  оценки интенсивности мотивации  достижения в условиях влияния  ситуационных факторов разработали  Д Макклелланд и Дж Аткинсон 

- Тест  юмористических фраз (ТЮФ) - компактная  методика диагностики мотивационной  сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с нормами, в данном случае сравниваются показатели мотивационных тем внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенные и т. д  

Білет №8

  1. Этические принципы работы психодиагноста.

Этика психодиагноста выражает ответственность  психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.К основным принципам работы психолога относятся:

1. Принцип ответственности:  предполагает ответственность  психолога-диагноста  за сохранение  психического и  физического здоровья, эмоционально-соматического  комфорта, социального  благополучия обследуемого  в процессе диагностики. 

2. Принцип компетентности: предполагает, что  психодиагностическое  обследование выполняется  всегда квалифицированными  психологами, имеющими  базовое высшие  психологическое  образование. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психодиагностика"