Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".
Тест DAT .Создатели тестов включали в него задания, выполнение которых позволило бы прогнозировать успешность обучения в высшей школе. Авторы исходили не только из практических нужд, но и учитывали результаты факторно-аналитических исследований.
Батарея разбита на две формы: S и Т. Тест включает в себя 8 субтестов.
1. Вербальное
мышление. 2. Числовые способности. 3.
Абстрактное мышление. 4. Пространственные
отношения. 5. Техническое мышление.
6. Скорость и точность
Тест DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста очень велика (0,90).
К числу наиболее прогностичных относятся субтесты "Вербальное мышление" , "Числовые способности" , "Предложения" . Суммарный показатель теста "Числовые способности" и "Вербальное мышление" характеризует способность к обучению .
Несколько ранее (в 1940 году, позднейшая версия 1956 года), чем DAT, была разработана другая батарея общих способностей — GATB. Тестирование по GATB он является самым распространенным тестом общих способностей.Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также перцептивные и сенсомоторные способности:
"G"
— общие способности к
Білет №5
Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях . Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы). Данные используются администрацией для принятия решения.
На этапе
предварительной работы с заказчиком
этика психолога требует
Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям.
Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Aйзенком с сотр. Первый из опросниковГ. Айзенка – "Моудслейский медицинский опросник" – был предложен в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться ("да") или не согласиться ("нет").
"Моудслейский личностный опросник" , опубликованный в 1956 г. предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии – интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов .
"Айзенка личностный опросник" публикован в 1963 г. и состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра – интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете. Разработаны две эквивалентные формы опросника – А и В.
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием "Айзенка личностный опросник", который предназначен для диагностики нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРI, в него включена "шкала лжи".Опросник состоит из 90 вопросов . Однако обычно :используется вариант, состоящий из 101 вопроса. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Білет №6
Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре :
Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. Проведение тестирования; анализ полученных данных. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Этапы психодиагностического процесса по Корманну :Предварительное исследование, постановка вопроса, Подбор диагностических методов, Проведение исследования, Обработка результата, Проверка. Достаточно ли полученных данных, Подведение итогов
Схема психодиагностического процесса по Каминскому :Постановка проблемы. Сбор анамнестических данных. Тесты, экспериментальные беседы, наблюдение. Оформление диагностического мнения: заключение, консультация
В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:
- Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.
- Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.
- Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.
Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.
Впервые
опубликован Р.
Кэттеллом в 1950 г., предназначен для
измерения 16 факторов личности и является
реализацией подхода к ее исследованию
на основе черт. Разработаны две основные
эквивалентные формы опросника (А
и В, причем А
считается стандартной формой) по 187 вопросов
в каждой . В обеих формах опросника по
3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов,
относящихся к каждому из измеряемых факторов.
Полученные результаты выражаются в шкале
стэнов. Строится «профиль» личности,
при интерпретации которого руководствуются
степенью выраженности каждого фактора,
особенностями их взаимодействия, а также
нормативными данными.
Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо
двух основных форм опросника (А и В),
разработаны формы С, D и Е. Формы
С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены
для лиц, имеющих более низкий уровень
образования. Форма Е используется
для обследования тех, кто малограмотен
. Опросник нашел достаточно широкое распространение
в отечественных психодиагностических
исследованиях. Однако адаптация теста
не завершена, несмотря на проведенную
проверку соответствия зарубежных и отечественных
нормативных данных.
Білет №7
Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения .
Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.
В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:
- симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования ;
- этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;
- типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.
Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии.Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.
2. Диагностика мотивации.
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
- "Опросник
для измерения аффилятивной
- Опросник
для измерения мотивации
- Проективные
методы. построены на анализе
продуктов воображения и
- Методику
оценки интенсивности
- Тест
юмористических фраз (ТЮФ) - компактная
методика диагностики
Білет №8
Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.К основным принципам работы психолога относятся:
1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.
2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование.