Шпаргалка по "Психодиагностика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".

Работа состоит из  1 файл

шпоры .doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

 Графическая  методика «Кактус» предназначена  для работы с детьми старше 3 лет.

Тест  используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Детский апперцептивный тест (ДАТ) используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Тест  является прямой модификацией тематического  апперцептивного теста (ТАТ)

Г. Мюррея. При помощи данной методики можно  исследовать вопросы соперничества,

агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям 

Білет №17

  1. Надежность теста. Методы определения надежности.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности - надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен.

Существуют  различные методы оценки надежности:

Ретестовый метод – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

Тест  может быть надежен, но не валиден. Это  означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно – остается под вопросом. В такой  ситуации необходима более точная валидизация  теста, как содержательная, так и практическая.

  1. Интеллектуальные тесты Д.Векслера.

Тест  Векслера является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

Тест  Векслера состоит из 11 отдельных  субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.

После двух последовательных редакций теста  в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (WAIS) WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R. Используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS , предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC  - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI  для детей от 4 до 6,5 лет. WAIS

Тест  включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 - невербальную.

В вербальную часть вошли следующие субтесты.

Субетест "Общая осведомленность" , "Понимание", "Арифметика" , Нахождение сходства,

"Запоминание цифр" , "Словарный запас" , "Шифровка" (или "Цифровые символы") , "Недостающие детали" (или "Завершение картинок") , "Конструирование блоков" ("Кубики Косса") ,"Последовательные картинки" , "Сборка объекта" ("Складывание фигур") .

В целом, "Невербальная" шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно - перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности. Итог проведения теста, несмотря на предписания, сильно зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуемым.

WISC- Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями.

WPPSI - В 1967 году опубликована версия теста Д.Векслера для детей WPPSI (возраст 4 - 6,5 лет). В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптировался.

Білет №18

  1. Понятие валидности теста. Виды валидности.

Валидность  – это важнейшая характеристика теста, без указания которой, его  нельзя считать измерительным инструментом.  ВАЛИДНОСТЬ означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование , - это характеристика способности теста служить поставленной цели измерения , определяет, насколько тест отражает то, что он должен оценивать , – это характеристика теста, отражающая его способность получать результаты, соответствующие поставленной цели и обосновывающая адекватность принимаемых решений. 

После создания теста начинается процесс  его валидизации. Приведем определение:ВАЛИДИЗАЦИЯ   – процесс накопления подтверждений для доказательства валидности теста.Выделяют три вида валидности – содержательную, критериальную и конструктную.  КОНСТРУКТНАЯ  ВАЛИДНОСТЬ  (концептуальная валидность)  определяется в случаях, когда представление об измеряемом свойстве  существует в форме абстрактного образа, модели. Для объяснения определенных качеств личности создается концептуальная модель, которая с помощью тестов подтверждается или опровергается.КРИТЕРИАЛЬНАЯ  ВАЛИДНОСТЬ (эмпирическая валидность) предполагает наличие внешнего критерия, корреляция с которым определяет валидность теста.

Имеется два вида критериальной валидности – текущая и прогностическая. 

Текущая критериальная валидность  характеризует способность теста измерять некоторые качества личности. Валидность теста подтверждается корреляцией с некоторым внешним критерием, существующим в данное время. Прогностическая критериальная валидность характеризует способность теста предсказывать будущие качества, формирующихся в результате воздействия внешних обстоятельств или целенаправленной собственной деятельности. Этот тип валидности характеризует корреляцию результатов тестирования с внешним критерием, который появится в будущем.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ   ВАЛИДНОСТЬ  характеризует тест по степени его соответствия предметной области. Для обеспечения содержательной валидности необходим детальный анализ учебных программ, на основании чего составляется спецификация теста.  Согласно П.Клайну  содержательная валидность определяется следующим образом:

- указать  категорию лиц, для которой  предназначен тест; 
- составить список знаний, умений, навыков, подлежащих тестированию; 
- выполнить внешнюю экспертизу полученного списка на предмет его полноты и обоснованности; 
- на основе списка составить перечень заданий; 
- выполнить внешнюю экспертизу полученных заданий; 
- после проверки  преобразовать их в задания в тестовой форме. В дальнейшем,  на этой основе создать тестовые задания,  образующие тест, который будет содержательно валидным.

  1. Батареи DAT и GATB: назначение и содержание.
  2. Наиболее часто а исследовании способностей используются на практике и в исследовательской работе тесты DAT и GATB.Тест DAT  создан в 1947 году и неоднократно пересматривался. Батарея была предназначена для тестирования учащихся VII-XII классов средней школы США в ходе профессиональной консультации.Батарея разбита на две формы: S и Т. Тест включает в себя 8 субтестов.

1. Вербальное  мышление. 2. Числовые способности. 3. Абстрактное мышление. 4. Пространственные  отношения. 5. Техническое мышление. 6. Скорость и точность восприятия. 7. Грамотность. 8. Использование языка.  Общее время выполнения теста  очень велико (до 5 часов), поэтому часто применяют сокращенные варианты. Надежность теста очень велика (0,90). Несколько ранее , чем DAT, была  разработана другая батарея общих способностей — GATB. GATB создана по заказу Службы занятости США для целей профессиональной ориентации и рас-  становки кадров в армии и в государственных учреждениях. Первоначально для диагностики способностей использовались 15 субтестов.В позднейшую версию GATB вошли 12 субтестов, а число факторов было сокращено до 9.Надежность теста весьма велика . На базе GATB разработан ряд модификаций — батареи для определенных групп профессий (SATB — Special Aptitude Test Battery, NATB и другие).

 На  сегодняшний день он является  самым распространенным тестом  общих способностей.

Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также перцептивные и сенсомоторные способности:

1. "G" — общие способности к обучению. 2. "V" — вербальные способности. 3. "N" — числовые способности. 4. "S" — пространственные способности. 5. "Р" — восприятие формы. 6. "Q" — мысленное восприятие слов ("скорость восприятия клерка"). 7. "К" — двигательная координация. 8. "F" — пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами "психомоторной ловкости". 9. "М" — ручная моторика. Таким образом, 8 субтестов в батарее являются бланковыми, а четыре требуют специального оборудования.Все субтесты являются высокоскоростными. Тест GATB применяется более чем в 30 странах.

Білет №19

  1. Понятие способностей в психологии. Характеристика общих способностей.

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака:

- под способностями  подразумеваются  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; - они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям; - способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность – это психологическая  особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт  развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в  их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека.Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

Большой вклад в понимание  единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня . В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические  особенности, их высшими проявлениями являются задатки.

Субъективные  свойства характеризуют  человека как субъекта труда, общения и  познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией  этих свойств выступают  способности.

Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности. Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.

Информация о работе Шпаргалка по "Психодиагностика"