Шпаргалка по "Психодиагностика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".

Работа состоит из  1 файл

шпоры .doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)
  1. Опросники Г.Айзенка.

Айзенка личностный опросник  опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Білет №20

  1. Понятие специальных способностей. Виды специальных способностей. Методики диагностики специальных способностей.
 

Способности  - это особенности личности, в  результате которых одно дело у человека получается лучше другого . Научный  взгляд рассматривает способности, как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей:учебные и творческие, умственные и специальные, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические способности.

В структуре  способностей некоторых индивидов  эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.Стадии развития способностей:Задатки, Способности, Одаренность, Талант, Гениальность. Уровни развития способностей:репродуктивный, реконструктивный, творческий.

Для изучения способностей исследователи применяют  разнообразные приемы - наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов . Выделяются четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т е соответствующие той или иной профессии - конторские, артистические, художественные и др .

 Рассмотрим  конкретные методы изучения моторных  способностей или, как их еще  называют, психомоторных (сенсомоторных,  двигательных) Моторные тесты направлены  на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно - моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и т д . В нашей стране в 30 - е гг. была опубликована фундаментальная работа М И Гуревича и Н И Озерецкого.  Так, например, ими были предложены 5 групп тестов для диагностики двигательных способностей детей:

1 Статическая  координация (способность стоять  в течение 15 с с закрытыми  глазами поочередно на правой, левой ноге, носках и т. д. ). 2 Динамическая координация и  соразмерность движений (прыжки, передвижения прыжками, вырезание фигурок из бумаги и т д ). 3 Скорость движений (укладывание монет в коробку, прокалывание бумаги с нанесенными на ней кружками, связывание шнурков и т д). 4 Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов и тд. ) 5 Сопровождение движений (наморщивание лба, движение кистей рук и т. д. )

В 1955 г  в США появилась высокостандартизованная  шкала диагностики моторного  развития детей, которая получила название теста Линкольна - Озерецкого. Наиболее распространенными тестами, судя по зарубежным публикациям, являются следующие: Тест ловкости пальцев 0'Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Минне - сотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

Подобные  методики исследования моторики включены в популярную батарею тестов для  определения общих способностей ГАТБ .Методы диагностики другой группы способностей - сенсорных "выросли" из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Наиболее важные визуальные способности - острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине Более "строгий" тест, в котором обеспечивается соблюдение стандартных условий проведения тестирования (уровень освещения, направление взора и др ), называется методом Орто – Рейтера. Аналогичными двум вышеприведенным являются Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия.

 Для  измерения способностей слухового  восприятия используются методы диагностики остроты слуха (или измерение абсолютных порогов), выделения сигналов из шумового фона, а также тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. Одним из самых популярных тестов является тест музыкальной одаренности Сишора, используемый не только для обследования музыкантов, но и для профотбора на профессии, в которых хороший слух входит в состав комплекса профессионально важных качеств. Технические  способности те, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы.

  1. Тест ОФДСИ Русалова.

В основе опросника лежит концепция биологической  обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина . Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОФДСИ содержит 150 вопросов, распределенных по 13 шкалам:Эргичность психомоторная;интеллектуальная;коммуникативная; Пластичность психомоторная; интеллектуальная; коммуникативная; Скорость психомоторная; интеллектуальная; коммуникативная; Эмоциональность психомоторная; интеллектуальная; коммуникативная; Контрольная шкала.

Білет №21

  1. Понятие и виды психических состояний. Диагностика функциональных состояний.

Психическое состояние – это  временное своеобразие  психической деятельности индивида, обусловленное  содержанием и  условиями его  деятельности, личностным отношением к этой деятельности.Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.Психические состояния являются реактивными состояниями – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики данной личности. Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические состояния. 
К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные состояния, 2) пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания. Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге – с особенностями психической саморегуляции каждого индивида. 
Для оценки функциональных состояний используют три типа методов: физиологические, поведенческие и субъективные. К этим методам обычно добавляются показатели работоспособности, получаемые путем прямых профессиографических измерений, либо с помощью экспертных оценок. Физиологические методы позволяют раздвинуть рамки условно-рефлекторных и поведенческих подходов в изучении функциональных состояний, а также подойти к исследованию количественных показателей состояний различных функциональных систем .Поведенческие методики исследования функциональных состояний предусматривают использование коротких тестовых испытаний, характеризующих эффективность различных психических процессов. В этом случае проблема оценки функционального состояния выступает как типичная психометрическая задача: описать и количественно оценить происшедшие под влиянием определенных причин сдвиги исследуемых психических процессов. Основными показателями выполнения психометрических тестов являются успешность и скорость выполнения заданий.Результативность оценки функциональных состояний значительно возрастает при использовании, наряду с поведенческими методиками, методик субъективной оценки. Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод шкалирования субъективных переживаний. Среди поведенческих и субъективных методик оценки функциональных состояний наиболее часто применяют методики самооценки состояний по В. А. Доскину, Спилбергеру-Ханину и др. С помощью простейших методик исследования памяти, внимания и мышления оценивается «интеллектуальный компонент функционального состояния». В исследованиях по определению функционального состояния довольно часто учитывается и сенсомоторный компонент.

  1. Методика цветовых метафор.

Методика  цветовых метафор представляет собой  экспресс-вариант психосемантической диагностики мотивации и отношений  к различным занятиям, людям и  событиям, основанный на обозначении  ряда понятий с помощью стандартного набора цветовых стимулов. Методика цветовых метафор позволяет выявлять потребности и мотивы человека, содержание его представлений и переживаний, измерять как осознанные, так и неосознаваемые отношения, определять побуждения к конкретным видам деятельности.

Методика цветовых метафор, дает возможность узнать, что человек думает и чувствует, то есть, ориентирована на выявление содержания и структуры сознания и бессознательного. В отличие от аналогичного, но более мощного варианта методики диагностики мотивов и отношений - методика цветовых метафор требует значительно меньших временных затрат (10-15 минут), позволяет работать с детьми, начиная с младшего школьного возраста, а также не требует сложных программ компьютерной обработки для решения задач индивидуального консультирования.Методика представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений А.М.Эткинда . Обследование по методике цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с помощью специальных бланков.Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, а также различные периоды времени и события. Все понятия, которые используются в методике цветовых метафор, можно условно сгруппировать по нескольким категориям .

Конкретный  состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, интересами специалиста. Для любого списка важно наличие так называемых ключевых понятий. Для взрослых такими понятиями являются: «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Страх». Названия понятий заносятся на карточки или в специальный бланкРекомендуется применять стандартные цвета, соответствующие тесту Люшера.  Основанием для интерпретации результатов методики цветовых метафор является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. При анализе результатов методики цветовых метафор можно получить следующие показатели.

1. Состав  базовых потребностей 2. Удовлетворенность базовых потребностей, степень выраженности эмоционального благополучия или фрустрации.

3. Состав  актуальных потребностей, 4. Отношение к настоящему, будущему и прошлому, содержание забот, ожиданий, надежд, намерений, планов, воспоминаний. 5. Отношение к себе и другим людям, уровень самооценки, удовлетворенность своей личностью, социальная идентичность, идеалы и образцы для подражания. 6. Отношение к различным видам деятельности и их мотивы, 7. Источники стресса 8. Вытесненные из сознания представления и переживания. На подобном восьмишаговом анализе может строиться как обсуждение результатов методики с клиентом в процессе консультирования, так и подготовка заключения

Білет №22

  1. Психометрический парадокс.

  Наиболее  детально  психометрический    парадокс  обсуждался  в работах  Марии  , на которых мы  и остановимся   подробнее.  Голд  берг  рассматривает    психометрический    парадокс  как  определенную зависимость    между постоянством   и вариабельностью   ответов  на вопросы. При этом изменчивость  ответов находится  в функциональной   связи с величиной  s Фергюсона   (показатель, определяемый   соотношением   между фактическим   чи-слом различий  и их максимально   возможным  числом).  Исходя из этого, М. Новаковская считает, что в данном  случае следует говорить  о s-парадоксе.    Предметом анализа М. Новаковской является  j-парадокс.  Она считает, что психометрический   парадокс  присущ  исключительно    исследовательскому    инструментарию    гуманитарных   наук.

Интериндивидуальная    изменчивость   имеет две причины:  различия  в выраженности измеряемой  черты у разных испытуемых  и различия  в понимании   значения вопросов.   Интраиндивидуальная     изменчивость   обусловлена   вариабельностью значения, трудностью принятия  решения  об ответе и флуктуацией  выраженности черты. 

Для психологической   интерпретации   психометрического   парадокса  Новаков  ская  предлагает  различать  три  детерминанты   ответов:  выраженность   черты у об следуемого, значение, придаваемое   вопросу, и степень  легкости  принятия   решения  об ответе.  Она подчеркивает   также  необходимость   дифференциации    однозначных  вопросов   от многозначных, которые  в известном   смысле  могут быть уподоблены  проективным   стимулам. Она считает  возможным   различать  два типа  психометрического парадокса  и исходит  из нижеследующих   гипотез  для их объяснения.Парадокс  типа А возникает  при вопросах, поддающихся  различному  истолко- ванию, а также  в том случае, когда трудно  принять решение об ответе . Парадокс типа В возникает   при однозначных   вопросах  — таких, для которых легко подобрать ответ.  Сюда же должны  быть отнесены  односторонние   диагностические вопросы, т. е. те, для которых только один вариант ответа диагностиче-ски  значим.   Ясно, что чем больше в методике  вопросов, дающих парадокс  типа В, тем больше надежность, определяемая   коэффициентом    корреляции   между результатами повторных  исследований.  Хотя М. Новаковская   и считает, что практически   все вопросы  вызывают психометрический   парадокс  (типа А или В), возможны  и «идеальные»  случаи. Исследователь, зная  о существовании   психометрического    парадокса, может регулировать  вариабельность   ответов путем подбора  вопросов  с соответствующими параметрами.

Информация о работе Шпаргалка по "Психодиагностика"