Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Психология как наука. Принципы, задачи, структура современной психологии. Связь с другими науками. Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». «Психология» - «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Термин возник в XVIII в. Психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; наука как система теоретических, методических и экспериментальных средств познания психических явлений (факты внутреннего, субъективного опыта). Объектом исследования психологии является человек. Психология делится на фундаментальную (общая, возрастная и т.д.) и прикладную (юридическая, психология рекламы и т.д.). Принципы психологии – это положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него. Важнейшими принципами являются: 1)причинности – все психические явления должны быть причинно обусловлены; 2)системности - психика людей представляет собой устойчивую систему психических элементов; 3) принцип развития - психика людей постоянно развивается под влиянием разных условий социальной жизнедеятельности людей; 4) детерминизма – причинно-следственные связи феноменов или событий. Основной задачей психологии как науки является изучение психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств |
личности). При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи: 1. Изучение структурных особенностей психических процессов. 2. Анализ становления и развития психических явлений. 3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов. В настоящее время структуру психологии составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Основная - общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Психология очень многогранна. Но она представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст. Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания (юриспруденция, антропология и т.д.) |
2. Общая характеристика
методов психологии по Организационные методы: -сравнительный метод ("поперечного среза") – данные от одного способа разных по возрасту и тд людей. -лонгитюдный метод ("продольного среза") - многократные обследования одних лиц во времени -комплексный метод – в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности. Эмпирические способы добывания научных данных: -обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; -экспериментальные методы – лабораторный, полевой, формирующий (психолого-педагогический); -психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия(диагностический метод для анализа межличностных отношений в малых группах. (вопросы о людей, предпочитаемых в различ ситуациях), интервью и беседа; -праксиметрические методы – изучение деятельности объекта -метод моделирования (моделирование психики; моделирование ситуаций) -биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека; -интерпретационные методы (генетический (выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим) и структурный (ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.)). |
3. Методы организации психологического исследования (лонгитюд, «метод поперечных срезов». Лонгитюд (продольный) одно во времени Лонгитюд, одна из основных стратегий (методов) исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках. Разнообразны: 1) по количеству обследуемых; 2) по общей длительности изучаемого периода; 3) по частоте или периодичности наблюдений (измерений, экспериментов); 4) по целям и методам (методикам) изучения. Как правило, Л. и. длятся несколько лет, могут даже всю жизнь (исследования жизненного развития и жизненного пути). Крайне трудоемкими, дорогостоящими и сравнительно редкими. По частоте (периодичности) наблюдений можно выделить 2 крайних типа Л. и.: 1-й тип — практически непрерывные (напр., ежедневные) наблюдения (измерения) – с чего начиналась детская писхология, 2-й тип — наблюдения, разделенные большими интервалами времени (напр., от 1 г. и более – исследование темпераметро под рук Томаса и Чесс младенцев). Поперечных Срезов. группы людей разного возраста изучаются одновременно. (рассуждение детей о моральной диллеме) Преимущества: -позволяет исследователю собрать ценную информацию о представлениях разных возрастных групп; - поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями. Недостатки: - неподкрепленные предпосылки выводов; -содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. |
4. Наблюдение как основной метод в психологии. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Главными особенностями: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — эмоциональная окрашенность; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого (ч-к знает, что за ним наблюдают=>влияние на поведение). Исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации (речь, мимика, жесты, касания). Виды: самонаблюдение; внешнее наблюдение. В зависимости от положения наблюдателя различают:простое (или невключенное) наблюдение; соучаствующее (или включенное) наблюдение. Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным. Преимущества: позволяет охватить и зафиксировать акты поведения. - одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.- произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. - достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения- Оперативность получения инфы - Относительная дешевизна метода. Недостатки: Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)- Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения. |
5. Эксперимент
как основной метод в |
6. Вспомогательные
методы психологического Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Ме́тод опро́са —общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Психологическое тестирование - процедура установления и измерения индивидуально-психологических отличий. Инструмент: психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Характеристики психологических тестов: стандартность - получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера; надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты независимо от времени года или пола экспериментатора; валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Виды тестов: психологический - стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах; вербальный тест - построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами; стандартизованный - с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов; тесты личности - направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности; тест достижений - используются в целях профессионального отбора; тест имитации - человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Анализ продуктов деятельности (творчества) - исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности (через тексты, музыку, живопись, т.е. продукты его деятельности) – нет контакта исследователя и испытуемого. Основывает метод на методолгическом принципе: единства сознания и деятельности (психика формируется и проявляется в деятельности). широко используется в педагогической психологии (сочинения, конспекты…) в детской психологии (рисунки поделки). можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности испытуемого. Анализ количества и качества изделий в течение определенного времени позволяет обнаружить период наивысшей продолжительности труда, начало утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. |
7. Развитие представлений о предмете психологии. Представление древних философов о душе. 1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; 2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; 3) ассоцианистическая психология (к XVIII н XIX) Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая псих школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; 4) экспериментальная (с.XIX н. XX) Первые симптомы методологического кризиса; 5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы; 6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники; 7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности к материалистическому или идеалистическому лагерю. Демокрит: душа – материальное вещество, которое состоит из атомов огня. Все явления душевной жизни он пытался объяснить физическими или механическими причинами. Аристотель: «Трактате о душе» нельзя рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа и материя составляют «энтелехию» - существование чего-то. Душа – это сущность живого тела, осуществление его бытия. Главная функция души – реализация биологического существования организма. Платон (Сократ): идеалист. Душа – самостоятельная субстанция, начало незримое, возвышенное, вечное. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Постулирует изначальное существование мира идей о сущностях предметов внешнего мира. Они считают, что раз душа выше, значит надо заботиться о ней больше, чем о здоровье. |
8. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о сознании.Фран философ Рене Декарт: пришел к выводу, что, если все подвергать сомнению, останется только мысль. Отсюда его выражение «Мыслю, следовательно, существую». Под мышлением он подразумевает все то, что происходит в нас, все, что мы воспринимаем непосредственно само собою. И поэтому мыслить — значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать». В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,— постулат: первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Здесь есть два важных понятия: состояние и содержание сознания. Состояние – эмоциональное кредо чувств человека. Содержание - образы непосредственного окружающего мира, образы-воспоминания, мимолетные ощущения и острое отрицательное эмоциональное переживание. Поле сознания - разнообразие его содержаний и состояний, в котором отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая - «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны; это - «периферия сознания». Джеймс различает два вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые. Содержания сознания, заполняющие обе области, находятся в непрерывном движении. «Поток сознания» - |
движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: произвольные (организуются и направляются субъектом) и непроизвольные (происходят сами собой). Сознание ритмично и так же может быть произвольным и нет (Вундт). «Объем сознания» - человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы (Вундт). Психологи взяли направление естественных наук, что завело психологию сознания в тупик. Они поставили перед собой 2 задачи: найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части и найти законы соединения простейших элементов. То есть сначала разложить сознание на составные части, а потом снова его собрать из этих частей. Вундт выделил объективные элементы сознания (ощущения с описанными их свойствами) субъективные элементы (чувства). В. Вундт предложил три пары субъективных элементов — элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Например, радость — это удовольствие и возбуждение; надежда — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно «разложить» по описанным осям или собрать из трех простейших элементов. Три причины краха этой психологии: 1) было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, — метод интроспекции. |
9. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении. Поведение – внешние проявления психической деятельности человека. Факты поведения: внешние проявления физиологических процессов (поза, мимика, интонация, взгляд и т.д.), отдельные движения и жесты (кивок, поклон, подталкивание и т.д.), действия, как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл (просьба, приказ и т.д.) и поступки – более крупные акты поведения, связанные с нормами поведения, самооценкой, отношениями. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки – перечень явлений, относимых к поведению. Психология, направленная на изучение поведения, была положена Уотсоном и получила название «бихевиоризм». Он считал, что психология должна ввести научный объективный метод. Он утверждал, что сознания в психологии нет, так как она должна заниматься видимыми вещами. Теоретическая программа бихевиористов: S – R (стимул – реакция) – действие человека, за которым стоит причина в виде внешнего агента (стимул). Отношение S – R – это единица поведения. Задачи психологии: выявить и описать типы реакций, исследовать процесс их образования, изучить законы их комбинаций, т.е. образования сложного поведения. Общие окончательные задачи: научиться по ситуации |
(стимулу) предсказывать
реакцию (поведение) и |
10. Психоанализ
как одно из основных |
3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». (ребенок неполноценен родителями) Развитие личности зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. (в патологических случаях – стремление к власти – компенсаторная теория власти) Принципы: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; рождения; 7) фикционный финализм. Юнг ввёл термин «коллективное бессознательное. существует семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Кб несет в себе инфу псих мира всего общества, в то время как индивидуальное —конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных стериотипов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные. архетипов: Маска (Персона – соц роль, требования от общества); Тень — часть личности, складывающаяся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть пережитыми из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. Анима и Анимус ; Са́мость —порядка, явл центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения; явл нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью. Хорни Развила психоаналитическую парадигму, не биология, а культура и нарушенные чел отношения важные причины невротического развития. человек борется с тревогой, вызванной ощущением опасности, сознанием, что его не любят и не ценят, отказываясь от своих истинных чувств и тщательно разрабатывая стратегии защиты. В «Неврозах и человеческом развитии» подчеркивает значение псих защит, показывая, как идеализация самого себя порождает в человеке желание славы и «системы гордости», к-ая складывается из невротической гордости, невротических требований, деспотизма и ненависти к самому себе. |
11. Бихевиоризм
как одно из основных |
задачи: по S предугадывать R и наоборот по R заключать об S. Типы реакции: врожденные(чихание, икание сосание, улыбка), приобретенные Все новые реакции приобретаются путем обусловливания. Sб вызывает Rб. Если Sб предшествует действие наейтрального условного стимула (Sу), то через некоторое кол-во сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному, субъективному, т. е. ко всему тому, что он называл «надуманными объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения. выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение. Подкрепление может быть распределенным случайно (азартные игры)или через опред интервалы времени (зарплата) или в опред пропорции (побольше получить). Наказание: отрицательное подкрепление . нельзя научить новому типу поведения, заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии. Бандур исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления. Человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления. Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения. (прогнозировать) Мы учимся при помощи моделирования. тот, кто контролирует «модели» в обществе, контролирует и поведение. |
12. Гештальтпсихология
как одно из основных |
фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Схожесть. схожие по размеру, цвету восприниматься вместе. Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Замкнутость. завершать фигуру так, что она приобретает полную форму. Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений. Качества: «транспозитивности» образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (содержательный, обремененный, богатый) —завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. Стадии продуктивного мышления: 1-возникновение темы 2- восприятие темы (анализ ситуации определения проблемы) 3 – работа над решением проблемы (могут приходить неосознанно) 4 – возникновение идет решение inside (внезапное озарение) 5 - исполнительская |
13. Гуманистическая
психология как одно из |
уверенности, избавление от страха и неудач. Потребность в принадлежности и любви. Потребность в уважении: достижение успеха,одобрение, признание. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. (последовательность необязательно такая)Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов — как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. Клиентцентрированная терапия способная решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты. Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером |
14. Понятие отражения
и психики. Функции психики.
Основные формы проявления |
19. Сознание. Основные
предпосылки и факторы |
15. Возникновение и развитие психики в животном мире (в филогенезе). Характерным признаком психической реакции является чувствительность организма к индифферентными раздражителей, которые при определённых условиях (совпадение их с биологически важными раздражителями) сигнализируют о возможности или необходимости удовлетворения биологических потребностей организма. Чувствительность возникает на основе раздражимости. Чувствительность, считает А. Леонтьев, генетически есть не что иное, как раздражительность на воздействия, которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Раздражительность присущая органической природе вообще. Благодаря ей в растительном мире происходят врожденные реакции, которые называют тропизмами. Тропизм - это автоматические движения в определенном направлении растений и простейших организмов, которые предопределяются неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма, которые вызываются односторонними влияниями раздражителей на организм. Теорию тропизмов о животных разработал Ж. Леб. Однако эти реакции животных не механические, как считал Ж. Леб, - под влиянием опыта они набирают пластичности и изменчивости. Согласно видов энергии, которые действуют на организмы в условиях их существования, различают фототропизмы, хемотропизмы, гелиотропизмы, гальванотропизмы и др. Например, подсолнечник движется под влиянием фото и термотропизмов; в направлении прорастания корней и стебля, в поведении червей и некоторых насекомых, которые зарываются в землю или ползут до верхушек растений, оказывается действие гео-, фото-или термо-тропизмов. С возникновением под влиянием условий жизни нервной системы, основным свойством которого является чувствительность к воздействиям окружающей среды, возникло психическое отображение, которое осложнялось из-за осложнения условий жизни, что повлекло за собой усложнение строения организма. Различают следующие основные стадии развития психики животных: Элементарная сенсорная психика; Перцептивные психика; Интеллект. Стадия элементарной сенсорной психики. Характерная особенность этой стадии развития психики заключается в том, что поведение животных обусловливается действием на организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п. Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночных и тем позвоночных, обитающих в воде, земноводных и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязания, запахов, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой. Стадия перцептивной психики на ее основе развивается перцептивная стадия деятельности животных. Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. (Например, если самца оградить от |
пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорномуэтапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает. ) Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры. Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения.Продолжительность хранения образов памяти увеличивается Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных данном этапе психического развития. Стадия интеллекта. Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но в антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития. Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев). Как показали исследования, обезьяны, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения. Для стадии интеллекта характерно решения задач. В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной. Для всех стадий психического развития животных характерны фиксированность и индивидуальная изменчивость поведения. Фиксированными формами поведения, которые передаются наследственно, инстинктивные формы поведения.Инстинкты - это акты взаимодействия организма со средой, механизмом которых является система безусловных рефлексов. Инстинктивно деятельность часто охватывает и механизмы тропизмов. Инстинктивные формы поведения - это большой силы мотив для организма. Инстинктивные действия - это безсознательные, механические действия. (у птицы убрать яйца, все равно высиживает) Изменчивость в фиксированных формах поведения проявляется в приобретении новых навыков и способов действий, которые возникают в результате многократного природного целесообразного выполнения движений и действий или в процессе дрессировки. |
18. Отличие психики человека от психики животных. Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними. 1. Животное может действовать
только в рамках ситуации, которая
воспринимается 2. Животные способны |
другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим. 3. Отличие психики животных
и человека состоит в чувствах.
Животные также способны 4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек. С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных. |
21. Культурно –историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Три крупные логические части: 1 – Человек и природа. Относится к общефилософским предпосылкам теории. Два основ положения: 1 при переходе от животного к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. (человек видоизменяет природу) 2 – человек наложил на природу печать своей воли. Благодаря использованию орудий. 2 - Человек и его собственная психика. Положения: 1 ч-к научился так же владеть своей психикой. Появились произовольные формы деятельности, или высшие психические функции. Высшие функции – застваить запомнить себя итд 2 – ч-к овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий психологических. (способы запоминаний). 3 – Генетические аспекты.(1- родители воздействуют словом на ребенка. 2- ребенок – на родителей 3 – ребенок – на самого себя) 1. Психология как наука. Принципы, задачи, структура современной психологии. Связь с другими науками. 2. Общая характеристика
методов психологии по 3. Методы организации психологического исследования (лонгитюд, «метод поперечных срезов». 4. Наблюдение как основной метод в психологии. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода. 5. Эксперимент
как основной метод в |
6. Вспомогательные
методы психологического 7. Развитие представлений о предмете психологии. Представление древних философов о душе. 8. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о сознании. 9. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении. 10. Психоанализ
как одно из основных 11. Бихевиоризм
как одно из основных 12. Гештальтпсихология
как одно из основных 13. Гуманистическая
психология как одно из 14. Понятие отражения
и психики. Функции психики.
Основные формы проявления 15. Возникновение и развитие психики в животном мире (в филогенезе). 16. Понятие раздражимости
и чувствительности как форм
реагирования организма на 17. Основные этапы развития психики в животном мире. Типы поведения. 18. Отличие психики человека от психики животных. 19. Сознание. Основные предпосылки и факторы возникновения сознания (по Леонтьеву 20. Неосознаваемые процессы в психике человека. 21. Культурно –историческая теория развития психики Л.С. Выготского. |