Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
.
Ребенок с нарушением
умственного развития в образовательном
учреждении общего назначения
Массовое образовательное
учреждение, принимая умственно отсталого
ребенка, должно быть готово разделить
ответственность за его судьбу, обучение
и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами.
Умственно отсталые дети сегодня достаточно
часто поступают в массовые детские сады
и общеобразовательные школы. Родители
хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер
диагноза, воспитывался с нормально развивающимися
детьми. Следует в любом случае уважать
выбор родителей. Воспитатель и учитель
должны быть профессионально готовы к
встрече с таким ребенком и взаимодействию
с ним.
Умственно отсталый
ребенок в группе или в классе нормально
развивающихся детей требует особого
к себе отношения. Однако воспитатель
или учитель массового учреждения не должен
этого подчеркивать перед остальными
детьми. Педагогу следует помочь ребенку
освоиться в коллективе сверстников, постараться
подружить его с детьми. Важно выбрать
для него такое место в классе, чтобы в
случае затруднений ему легко было оказывать
помощь. Ребенок должен посильно участвовать
в работе класса (группы), не задерживая
темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать,
чтобы что-либо важное осталось не понято,
так как это может привести к недопониманию
учебного материала в дальнейшем.
Педагог общеобразовательного
учреждения должен учитывать при обучении
умственно отсталого ребенка особенности
его познавательной деятельности. Новый
учебный материал, необходимый для усвоения,
нужно делить на маленькие порции и представлять
для усвоения в наглядно-практических,
деятельностных условиях, закрепление
проводить на большом количестве тренировочных
упражнений, многократно повторять усвоенное
на разнообразном материале.
Обучение умственно
отсталого дошкольника и школьника в массовом
учреждении требует повседневного участия
родителей, так как основную часть коррекционной
работы проводят именно они. Ребенку необходима
регулярная специализированная помощь
олигофренопедагога, а родителям и учителю — его
консультации.
.
Образование как
средство реабилитации
и достижения независимой
жизни
Раннее начало
коррекционной работы с умственно отсталым
ребенком позволяет максимально скорригировать
дефект и предотвратить вторичные отклонения.
К сожалению,
не все формы умственной отсталости могут
быть диагностированы в младенчестве
и раннем детстве. В этом возрасте выявляются
наследственные формы олигофрении и нарушения
в строении и числе хромосом, а также выраженная
умственная отсталость (имбецильность,
идиотия).
Как правило,
умственно отсталые дети раннего возраста
воспитываются в семье или специальных
яслях системы здравоохранения. Коррекционная
помощь им может быть оказана в центрах
раннего вмешательства, центрах реабилитации
и абилитации и психолого-медико-
Работа с детьми
раннего возраста, в условиях дома ребенка
направлена на обогащение эмоциональных
и личностных контактов со взрослыми и
сверстниками, удовлетворение потребности
в доброжелательном внимании со стороны
взрослого и сотрудничестве с ним, потребности
в исследовании предметного мира, а также
на стимулирование психомоторного развития.
Коррекционная
работа с малышами, воспитывающимися в
семье, осуществляется при активном участии
родителей.
При систематической
коррекционной работе родителей с умственно
отсталым ребенком раннего возраста под
руководством олигофренопедагога могут
быть достигнуты значительные успехи
в развитии малыша.
В специальных
садах оказывается комплексная помощь
умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими
мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами,
воспитателями группы, логопедом, психологом,
музыкальным работником, осуществляются
лечебно-профилактические мероприятия.
В большинстве специальных детских садов
открыты бассейны, фитобары.
В специальных дошкольных
учреждениях соблюдается щадящий, охранительный
режим: это прежде всего создание доброжелательной,
спокойной атмосферы, предупреждение
конфликтных ситуаций, учет особенностей
каждого ребенка.
Подготовка к обучению
в школе осуществляется в течение всех
лет обучения ребенка в детском саду и
проходит в трех направлениях: формирование
физической готовности; формирование
элементарных познавательных интересов
и познавательной активности и накопление
знаний и умений; формирование нравственно-волевой
готовности.
Оказавшись в благоприятных
условиях, умственно отсталые дошкольники
хорошо продвигаются в развитии, это позволяет
подготовить их к обучению в специальной
школе.
Дошкольники с
умственной отсталостью могут посещать
специальные группы при массовых детских
садах. Обучение в них проводится, как
и в специальных детских садах, по специальным
программам.
С семи-восьми
лет умственно отсталые дети учатся в
специальных (коррекционных) школах VIII
вида, где обучение ведется по специальным
программам на основе специального образовательного
стандарта. Им также может быть оказана
помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.
Основными задачами
этих школ являются максимальное преодоление
недостатков познавательной деятельности
и эмоционально-волевой сферы умственно
отсталых школьников, подготовка их к
участию в производительном труде, социальная
адаптация в условиях современного общества.
В специальной
(коррекционной) школе VIII вида преподаются
как общеобразовательные предметы (такие,
как русский язык, чтение, математика,
география, история, естествознание, физкультура,
рисование, музыка, черчение), так и специальные
(коррекционные).
К коррекционным
занятиям в младших классах относятся
занятия по развитию речи на основе ознакомления
с предметами и явлениями окружающей действительности,
специальные занятия по ритмике, а в старших
Специфической
формой организации учебных занятий являются
индивидуальные и групповые логопедические
занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики
и сенсорных процессов.
Важное
место в специальных школах придается
трудовому обучению. Оно уже с IV класса
носит профессиональный характер. В процессе
обучения труду подростки осваивают доступные
им профессии.
Обучение в
школе продолжается от восьми до одиннадцати
лет. На протяжении всех лет создаются
благоприятные условия для развития каждого
ученика.
Большое место
в специальной (коррекционной) школе VIII
вида отводится воспитательной работе,
целью которой является социализация
воспитанников, а основными задачами — выработка
положительных качеств, формирование
правильной оценки окружающих и самих
себя, нравственного отношения к окружающим.
Специфической задачей воспитательной
работы в специальной школе является повышение
регулирующей роли интеллекта в поведении
учеников в разных ситуациях и в процессе
разных видов деятельности.
Большинство выпускников
специальных (коррекционных) школ VIII вида
достаточно хорошо подготовлены к жизни
обычного взрослого человека в обществе:
они обустраивают свой быт, работают по
полученной профессии, являются законопослушными
гражданами своей страны. Лишь небольшая
их часть, попав в неблагоприятные социальные
условия, ведет аморальный образ жизни.
Иногда выпускники специальных школ-интернатов
испытывают значительные затруднения
в решении сложных проблем самостоятельной
жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без
родителей, выйдя из стен школы, не умеют
правильно распорядиться своим имуществом,
не всегда в состоянии экономно рассчитать
свой бюджет. Они часто становятся жертвами
обмана. Необходимо длительное сопровождение
выпускников специальных школ социальным
педагогом так, как это осуществляется
за рубежом.
СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЫУЩ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламентирована рядом нормативных государственных документов
В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г. (№ 103) стали действовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах. Особенности работы с данной категорией детей рассматривались в методических и инструктивных письмах Министерства просвещения СССР и Министерства просвещения РСФСР. В 1997 г. вышло инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УП1 видов».
Для детей с
задержкой психического развития создается
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение VII вида.
Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-5 лет);
2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).
Прием детей
в коррекционное учреждение VII вида
осуществляется по заключению психолого-медико-
Наполняемость
класса и группы продленного дня
в коррекционном учреждении - 12 человек.
Перевод воспитанников в
Однако основная
масса детей с задержкой
Дети в этих
классах занимаются по учебникам
массовых общеобразовательных школ
по специальным программам. В настоящее
время в основном полно разработаны
программы классов
Обучение на второй ступени (V-1Х классы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них),
После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование.
Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Психолого-педагогическая
коррекция на протяжении всего ее
срока должна быть систематической,
комплексной, индивидуализированной.
При этом важно учитывать
Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения.
Учащиеся этой
категории требуют особого
Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.
При обучении детей с задержкой в психическом развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.
Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.
Важным моментом
в организации системы
Коррекционная
направленность обучения обеспечивается
набором базовых учебных
Коррекционные
занятия учитель проводит по мере
выявления у учащихся индивидуальных
проблем в развитии, отставания в
обучении. При изучении ребенка обращается
внимание на состояние различных
сторон его психической деятельности
- памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются
такие его личностные характеристики,
как отношение к учению, другим
видам деятельности, работоспособность,
усидчивость, темп работы, умение преодолевать
затруднения в решении
Индивидуальные
и групповые коррекционные
В соответствии
с учебным планом в начальных
классах на коррекционные занятия
отводятся 3 часа в неделю вне сетки
обязательных учебных часов (до или
после уроков) по утвержденному графику.
Продолжительность занятий с
одним учеником (или группой) не должна
превышать 15-20 минут. В группы возможно
объединение не более трех учеников,
у которых обнаружены одинаковые
пробелы или сходные
Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.