Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Язык- это условие существования и развития сознания.

Сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в  их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Общее понятие  о д-ти. Структура д-ти. Освоение  д-ти. Основные виды д-ти.

Деят. чел.имеет иерархическое строение сос-ит из слоев или уровней. Сверху вниз структура выглядит так: 1уровень – уровень особых видов д-ти или уровень особых деятельностей;   2 уровень- уровень действий; 3уровень-операции; 4 уровень-психофизиологические ф-ии. Действие- основная единица анализа деят. Действие- это процесс направленный на реализацию цели. Цель-это образ желаемого рез-та который должен быть достигнут  в ходе выполн. дейсивия.

В основе теории д-ти лежат 4 принципа: 1 Сознание- не замктнуто, оно должно быть выведено в деятельность субъекта; 2 Деятельность - активный целенаправленный процесс; 3 Принцип единства сознания и поведения; 4 Действия человека предметы и реализуют соц. цели

Все эти принципы заключены в  понятие «действие», Рассмотрим д-ть по связкам. Связка «цель- действие» означает, что цель задает действие  а действие реализует цель. Всякое крупное действие- это последовательность  действий  более низкого порядка с переходом на разные этажи иерархии действий, к действиям более высокого порядка. Говоря о действиях, мы говорим о том что делает человек. Если же говорить о том что как он делает что то т.е как совершает действие, следует обратиться к операциям – следующему  после действий уровню в структуре д-ти. Операция-это способ выполнения действий. Операция это как бы техническая сторона выполнения действий. Цель заданная в опред. условиях в теории д-ти названа задачей . при решении задачи мы анализируем и действия и операции. Главное свойство операций- в том что они или мало или вообще не осознаются. А действия в отличие от операции предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль. Существуют операции 2-х видов: 1 возникающие на основе адаптации подрожания и неосознаваемые; 2возникающие из действий путем автоматизации на границе сознания могут стать осознанными. Самый низкий уровень в структуре д-ти – это психофизиологические ф-ии, кот. напоминают нам о том что чел. –это не только субъект общественной д-ти , но и организм с НС, органами чувств, опорно двигательным аппаратом и.т.д. Названый уровень-это уровень физиологического обеспечения психических процессов, он являет собой и предпосылки, средства д-ти, ее органический фундамент. В целом же, три основные уровня в структуре д-ти- действие,операция, психофизиологические ф-ии -можно назвать операционно-техническими аспектами д-ти. Для этого следует дать понятие потребности и мотива.

Потребности- это исходная форма активности живых организмов. Это состояние объективной нужды организма в чем то, что составляет необходимое условие норм. жизни. Всякая потребность проходит в 2 этапа –до первой встречи с предметом, кот. ее удовлетворяет ,и после. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета назван опредмечиванием потребности ( в элементарных формах, например, это механизм запечатления). В ходе опредмечивания потребность приобретает след.черты:1)очень широкий спектр предметов, способных удовалетворить эту потребность.2) быстрая фиксация потребности на первом предмете «удовлетворяющим» ее.

В акте опредмечивания рождается предмет потребности мотив или опредмеченная потребность. А потребность приобретает другой характер, становится потребностью именно в данном предмете. С появлением мотива изменяется повед. чел., оно становится направленным на или от предмета. Именно множество действий или «гнездо действий» это типичный признак мотива как того, ради чего совершается действие. Совокупность действий, вызванных одним мотивом, наз-ся особым видом деят. или особенной деят. (игровая, учебная, трудовая дея-ти). При определении мотива как предмета потребности следует помнить, что он может быть и идеальным (научная задача, художественный замысел). Уровень деятельностей отделен от уровня действий, ведь один мотив может быть удовлетворен набором разных действий или одно действие может побуждаться разными мотивами. Часто действия чел. сразу побуждают несколькими мотивами, т.е. полимитивированны (например, чел. может работать и ради материального вознагрождения, и ради признания заслуг). Не всегда мотивы равнозначны. Из мотивов стимулирующих одну деят., выделяется ведущий мотив и второстепенные мотивы (мотивы- стимулы)

Мотивы: созноваемые , неосозноваемые

В теории деят. А.Н. Леонтьева эмоции определяются как отражение отношения результата деят. к ее мотиву: если с точки зрения мотива деят. успешна, то возникают положительные эмоции, и наоборот. Часто эмоции могут стать ключом к разгадке человеческих мотивов, если они не осознаются.

Личностный смысл неосозноваемых мотивов- это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события,  оказавшихся в поле действия ведущего мотива. В смыслообразовании «работает» только ведущий мотив. Сильный ведущий мотив способен «осветить всю жизнь» (например любовь). Смыслообразующих мотивов может быть несколько. Мотивационной сферой  чел. определяется масштаб личности. Отношения мотивов проясняются в конфликтах мотивах (напр.,материальная выгода или интересы дела). Для развития личности важно развитие мотивов. Если анализировать теоритически, то, рассматривая деят., следует двигаться от потребности к мотиву, затем к цели и действию, но в реальной деят. идет обратный процесс: в ходе деят. формируются мотивы и потребности. Авторы теории деят.  сначала изучали внешнюю практическую сторону деят. чел., потом обращались к внутренней д-ти. Психологи выяснили что, Внутрение (умственные) действия  подготавливают внешние, экономизируют усиления чел. и помогают избежать ошибок. Оказалось что подобная дея-ть имеет принципиально тоже строение, что и внешняя д-ть и отличается от нее только формой  протекания. Причем, внутренняя  деят. произошла из внешней через процесс интериоризации, т.е. переносно действий во внутренний, умственный план. В ходе внутренней деят.  действия производятся не предметами а их образами; вместо реального получается мысленный рез-тат. Очевидно, что для успеха внутренней д-ти необходимо освоить дея-ть материальную. При интериоризации  Внешняя д-ть. Трансформируется особенно в операцианально-технической части, и некоторые операции выпадают, процесс ускоряется.  Экстериоризация наз-ся переход от умственного плана действий к внешнему, происходящему в форме действий с предметами.

Освоение д-ти. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется чел. в ходе д-ти ,-это приемы д-ти. Навык -это способ выполнения действий, ставший в рез-те упражнений автоматизированным(по Б.М Теплову)При выработке навыка автоматизируется не д-ть  в целом, а только ее отдельные компоненты. Чтение, стрельба, игра на инструменте –это сознательная д-ть, а автоматизируется только операции, по средством которых эта д-ть осуществляется, только способы выполнения д-ти. Существует явление положительного влияния навыков друг на друга –перенос, трансфер, и так называемая интерференция навыков –торможение одного навыка другим.

Этапы формирования и структура навыков: 1 объединение ряда частных действий в одно целое по мере овладения навыком, человек начинает работать все более крупными единицами; 2 Устранение излишних движений и напряженности. Характерный признак неумелого выполнения какой-либо д-ти – это большое кол-во  лишних движений. Как правило движения приводящие к нужному рез-ту, в ходе повторений  закрепляются, а остальные затормаживаются; 3 ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля; 4 возможность осущ-ть деят. различными приемами или способами. Настоящее мастерство требует изменения задач и усилий д-ти, использования многих приемов. Значит, истинный мастер владеет не одним,а многими навыками и умениями гибко ими пользоваться. Умение- способность осознано выполнять определенные действия. Навыки формируются в процессе упражнения, т.е повторного осуществления данной д-ти с целью усовершенствовать способ ее выполнения. Существует два условия, при кот. повторение становится упражнением: 1.обучающемуся нужно иметь ясное знание того, что он хочет добиться. 2.нужно знать результаты каждого отдельного упражнения, давать себе отчет достижении. Привычки- тоже автоматизированные элементы. Привычка связанна с потребностью  совершать те или иные  автоматизированные акты. Был навык возникает потребность-вырастает в привычку. Таким образом, наиболее изученным в науке способами овладения деятельностью принято считать навык, умение, упражнение, привычку.

Основные виды д-ти: Игра – уже в первые годы жизни у ребенка создаются предпосылки для овладения простейшими формами д-ти. И первая из них- игра как средство овладения миром взрослых, путь познания окружающего. След. этап- конструктивные игры, в них реб. что создает: строит печет. След. этап сюжетные игры( коллективные отношения). Учение- процесс систематического овладения ЗУН. В учении учавствует 2 стороны учитель и ученик. Учение должно быть развивающим и воспитывающим  одновременно. В процессе учения формируется личность: ее мотивы, направленность, воля, способности. Учение помогает осмыслить пародоксы бытия, осознать нелегкие истины. Труд- это д-ть направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. В процессе  труда чел. вступает в систему произведенных отнош. особый вид д-ти –педагогический труд

7.   Понятие  о личности. Структура личности. Активность и направленность. Мотивационная  сфера личности. Самосознание и  формирование личности.

Личность (Рубинштейн С.Л.) – это социально – детерминированная совокупность внутренних условий чел. через кот. преломляются все внешние воздействия. Весь внутренний мир обусловлен социумом. Чел. не рождается, а становится личностью благодаря усвоенной системы исторических социальных норм поведения и деят. Личность (уч. Маклакова) – это конкретный чел. взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологич. характеристик кот. проявляются в общ. связях, отнош., опред. его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и его окружения. Структура личности по Петровскому А.В.: 1. адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического; 2. индивидуализация  – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей хар-ра, то есть, становление индивидуальности; 3. интеграция – как изменение жизнедеятельности окруж. людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего. Таким образом, в структуру личности чел., по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений Структура личности по Рубинштейну С.Л.: 1. направленность – проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, доминирующих мотивов деят. и повед., мировоззрения; 2. знания, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деят.; 3. индивидуально-типологические особенности – проявляются в темпераменте, хар-ре и способностях

Структура личности по Богословскому  В.В.: 1. Направленность личности т.е.избирательное отнош. чел. к действительности – цели, мотивы, потребности, интересы, целости, мировоззрение; 2. Возможность реализации в способностях обеспечивающих успех деят. личности; 3. Характер как стиль поведения соц.среде; 4. Самосознание личности, понятия «Я-концепция». Кроме того в структуре личности по Богословскому включает, психологические процессы, свойства и состояния. Активность – это способность чел. производить общественно - значимые преобразования окруж. проявляется,  в общении, совместной деят., в творчестве, чем проявляется активность в совмест.деят. с другими людьми, в основе деят. лежат потребности которые могут превращать в мотив деят. Направленность – это динамич. организация сущностных сил чел. Направленность - стержневая характеристика личности- это совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деят. чел. Уровни направленности: Влечение – психологическое состояние выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Стремление возникает когда в структуре желания вкл. волевой компонент, поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения деят. Интерес – направленность личности на осознание целей деят. и тем самым способствующ. ориентировки личности в окружающей действительности. Склонность – интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность, основной склонностью является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деят. Идеал – это конкретизируемые в образе или представлении, предметная цель склонности индивида  т.е. то, к чему он стремится, на что он ориентируется. Мировоззрение – идеалы чел могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения чел, т.е. его система взглядов на объективный мир, на место в нем чел., на отнош. чел к окруж. действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деят. их убеждения. Убеждения – высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающие ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями. Мотив – это побуждение к деят. связаны с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом часто понимают лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий вызывающие активность субъектов.

Виды мотивов: 1. Материальные 2. Социальные 3. Функциональные 4. духовные

Потребности – это испытываемое человеком необходимость в определенных условий жизни и развития т.е. нужда человека в чем-нибудь.

Виды потребностей: 1. Биологические 2. Материальные 3. Духовные 4. общественные

8. Внимание как  общий компонент всех психических  процессов. Виды внимания. Свойства  внимания. Развитие внимания.

Осознанное протекание любой деятельности любого психологического процесса (ощущение, восприятие, память, мышление, волевой  или эмоциональной активности) возможно при наличии внимания.

Внимание – это направленность психологической деятельности и сосредоточенность ее на определенном объектеимеющим для субъекта устойчивую или ситуативную значимость при одновременном отвлечении от всего остального (Богословский В.В.).

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания предполагающее повышение уровня сенсорной интеллектуальной или двигательной активности индивида (Петровский А.А.).

Основная черта внимания – это селективность. Человек не может быть невнимательным. Объективно получается, что внимание к чему-либо – это одновременно и невнимание ко всему остальному, неактуальному постороннему в данный момент. Сущность внимания в отборе нужной, важной ориентации в жизни информации.

По характеру происхождения  и по способам осуществления выделяют 2 основных вида внимания (по Петровскому А.А.): 1. Произвольное (преднамеренное) – вызывается не внешними особенностями раздражителя, а особенностями самого субъекта, это активное волевое влияние, это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте направляемое требованиями деят. связанное с постановкой цели и приложения усилия воли, для ее достижения. 2. Непроизвольное (непреднамеренное) – это сосредоточенное состояние на объекта в силу его особенностей, как раздражителя. И прежде всего важны такие особенности раздражителя как новизна, контрастность в сравнении с другими раздражителями. Непроизвольное внимание связано с направленностью личности.  Первое развивается на основе второго, поэтому это разные уровни внимания. 3. Послепроизвольный (ввел понятие Добрынин Н.Ф.) – это сосредоточенность на объекте в силу его ценностей для личности. Послепроизвольное внимание не требует волевых усилий т.к. возникает на этапе заинтересованность содержания работы, продуктивная работа продолжается уже в силу интереса и положительных эмоций от успеха.

Критерии – различение видов внимания, наличия или отсутствие цели и наличие или отсутствие волевых усилий.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"