Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Разработка теории деятельности в трудах Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) в начале 30-х годов начинает развивать принцип единства сознания и деят., вытекающий из идей Карла Маркса. Оказалось, однако, что этот принцип может быть использован не только при анализе собственно человеческого сознания, но и в филогенетических исследованиях психики животных и при решении одной из величайших загадок природы – возникновения психического отражения. 
Деят. рассматривалась как главная образующая психики, движущая сила ее развития, опережающая на один шаг необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деят. же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения. 
Леонтьев рассматривает проблему возникновения ощущений как элементарной формы психического. Ощущение, по Леонтьеву, появляется там и тогда, когда появляется способность организма реагировать на нейтральные для жизни самой по себе стимулы (абиотичные), но которые приобретают для организма сигнальное значение. 
Необходимым условием возникновения ощущения является наличие определенной направленной активности субъекта, которая имеет возможную только у человека форму внутренней ориентировочной деят. Т.о., психическое отражение есть процесс ориентировочной деят. субъекта в окружающем мире. 

Свою школу создал и другой соратник Выготского Александр Романович Лурия (1902-1977). 
Лурия проводит исследования мышления у народов, живущих в разных исторических условиях. На основании этих результатов Лурия приходит к выводу о том, что определяющим фактором, влияющим на формирование сознания, является культура, изменяющаяся в процессе развития общества. Именно эти исследования в советской психологии породили традицию межкультурных сравнений в американской психологии. 
Лурия разработал концепцию системной динамической локализации психических функций в мозговых структурах.  
Существуют так называемые «проекционные зоны» коры головного мозга, за которыми довольно жестко закреплены определенные функции. Проекционные зоны коры головного мозга составляют лишь очень небольшую часть всех функциональных систем мозговой коры. Поражение той или иной проекционной зоны ведет к необратимому выпадению определенной, четко ограниченной функции. 
Эти первичные образования мозговой коры входят как обязательные компоненты в построение сложных функциональных систем, роль которых заключается, прежде всего, в интеграции процессов, происходящих в первичных зонах. 
Теория поэтапного формирования умственной деятельности (ТПФУД) П.Я.Гальперина

Теория перехода (интериоризации) внешней деят. во внутренний план наиболее полно разработана в учении Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988). 
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из трех частей: ориентировочную (управляющую), исполнительную (рабочую), контрольно-корректировочную. 
Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. 
Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре – основными.  
С помощью такого поэтапного формирования могут быть приобретены не только навыки решения задач, но и навыки чтения чертежей, грамматического анализа, опознания сложных объектов и т.п., что имеет самое непосредственное практическое применение. 
Критики теории указывали Гальперину на то, что ТПФУД нельзя применять при решении творческих задач, когда необходимо найти способ их решения.

Учение о высшей нервной  деятельности Павлова. Рефлексология.

Продолжателем направления, заложенного  Сеченовым, стал физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ. Основным актом поведения является условный рефлекс, реализуемый корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Павлов также разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах). 
В России учение Павлова об условных рефлексах было основным и определяющим фактом для развития естественно-научной психологии.

Одновременно с Павловым свою концепцию  объективной психологии выстраивал Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).  
Творчество Бехтерева можно разделить на три этапа. На первом этапе, который называют дорефлексологическим, Бехтерев говорит о равноправном существования двух психологий: субъективной и объективной. Под субъективной психологией он имеет в виду современную ему эмпирическую психологию сознания. Объективная психология должна заниматься внешней деят. и деят. нервной системы как внешними проявлениями единой нервно-психической деят. 
На втором этапе своего творчества, Бехтерев говорит о рефлексологии как «преемнице» объективной психологии. 
В третьем советском периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии. Согласно его концепции рефлекторное поведение подчиняется двойной детерминации: механической и биологической..

Творчество Л.С.Выготского

Эта проблема исследуется в теории происхождения высших психических  функций чел. Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Концепцию Выготского принято называть культурно-исторической. Исторической данная концепция называлась потому, что, согласно Выготскому, невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, т.е. качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию и развертывание того, что заранее дано.  
Зарождение Российской психологии

Первой программой построения психологии как самостоятельной науки была программа Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). В ходе экспериментов над мозгом Сеченов открывает так называемые тормозные центры, т.е. локализованные в таламической области нервные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. Оно не только начинало новую главу в физиологии головного мозга, но и изменяло всю систему представлений о функциях этого органа. 
Для Сеченова самым важным было доказать на опыте, что воля, веками считавшаяся исходящей от души силой, производится маленьким кусочком мозгового вещества. Ведь самый верный признак волевого поведения – умение противостоять раздражителям, задерживать нежелательные импульсы.

4. Классификация методов в психологии. Метод наблюдения и эксперимента,их  сравнительная хар-ка . Краткая хар-ка  вспомогательных методов:(анкетирование, тестирование , биографического, близнецового, изучения продуктов д-ти,беседы)

Метод С.Л. Рубинштейн –путь познания способ по средствам которого познается  предмет науки.

Группы методов (по Ананьеву БГ) 1-организаторские методы, сравнительный метод (сопостовление различных групп по возрасту, деят. и т.д.) лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени) комплексный, в исследовании учавствуют представители разных наук, при этом как правило один объект изуч разными средствами 2-Эмпирические методы –наблюдение и самонаблюдение –эксперимент –психодиогностические методы (тесты опросники) – анализ продуктов д-ти –биографические методы 3-методы обработки данных включающие количественный(статистический) качественный(дефферинциация материала по группам) 4-интерпритационные методы включающие –Гинетический (анализ материала в плане развития с выдел.  Различных фаз стадий критических моментов) –инструкторный метод ( устанавливает структурные связи между всеми хар-ками личности.                                                                                                                                               

Этапы психологического исследования: 1 подготовительный организационный; 2Сбор  фактических данных об интересуещем явлении (наблюдение эксперимент) 3 колличественная обработка данных 4 интерпритация данных

Наблюдение-один из основных имперических методов психологии состоящий в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии  психич. Явлений с целью изучения их специфических изменений в определ.условиях и поиска  смысла этих явлений которые непосредственно не дан. (В.В.Богословский)

Наблюдение (Дружинин ВН)- это целенаправленное организованное  восприятие и регистрация  поведения объекта. Виды наблюдения 1несестематич. В нем важна не фиксация причины  зависемостей и  строгое описание явления а только лишь общая картина поведения (житейское  наблюдение) 2 систематическая поставлена цель идет по определенному плану  и следователь выделит для  себя особенности  поведения и  классифицурует условия внеш. Среды.

Виды наблюдения :несистематическая и систематическая. Несистематическая в нем важна не фиксация причины зависемостей и строгое описание явления, а лишь общая картина поведения (житейское наблюдение). Систематическая –поставлена цель идет по определенному плану и следователь выделит для себя особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

В зависимости от позиции наблюдателя : открытые и скрытые.

В зависимости от активности: Пассивно и активное.

По упорядочности: Сплошное(всех психический  проявлений) Выборочное( фиксируется  только то что относится к наблюдаемому психическому явлению)

Этапы наблюдения:

1Определение предмета наблюдения;2 Выбор вида способы наблюдения и регестрации данных.3строится план наблюдения. 4 выбирается метод обработки результатов 5 интерпритация полученной информации.

Требования к  наблюдению:1. Сохранение естественности проявлений; 2.целенаправленность наблюдений;3.фиксация результатов в дневнике; плюсы:сохраняет естественное проявление; минусы: исследователь пассивен ждет, когда наступит интересующий его проявление психики.

Экперимент(богословский)-метод сбора фактов в специальных созданных условиях обеспечивающих активное проявление изучаемого психического  проявления. Виды эксперимента 1 лабораторный 2естественный.Виды эксперемента по иному основанию (констатирующий,формирующий) В констатирующем экс основная задача констатация и связей между ними  в данный момент исследования. Формирующий- предпологает выявление закономерностей развития пси-ки в процессе активного целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого(те формирование его психики) формирующий эксперимент наз. обучающим воспитывающим или псих. пед.

Наблюдение явл.методом сбора  данных,в то время как эксперимент  представляет собой « метод управляемого»  производства данных. Оба должны что  то делать с данными,но этим исчерпывается их общность. Наблюдению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределенности и диффузности , в то время как для научного эксперимента хар-ны точность связанность строгость и объективность. Оба исключают друг друга но обуславливают в какой то степени друг друга.

Краткая характеристика вспомогательных  методов.

Анкетирование – это метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по спец программе(открытые и закрытые виды анкет) тестирование-сбор фактов  о псих.реальности  с использованием  стандартизированных инструментов тестов. Биографический метод- это способ исследования и проектирования жизненного пути личности основной на изучении  документов ее биографии (самубиографию) метод анализа процесса  и продуктов д-ти –это изучение материализованных результатов пси-ой д-ти человека  материальных  продуктов его предшествующей д-ти (напр. Рисунки различ подделки  ведение тетрадей оформление рефирата)беседа- это метод сбора фактов о пси-ом явлении в процессе личного общения на основе вербальной коммуникации по специально составленной программе Близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сознание и  бессознательное. Структура сознания.

Бессознательное — это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает). Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи. Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п.проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Основная функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мыслительном построении действий, в предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Функции сознания: 1.отражательная, 2.порождающая (творчески-креативная), 3.регулятивно-оценочная, 4.рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

Структура сознания ( Петровский А.В)

1. Функционально- психологическая. 

 В структуру сознания входят  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания- ощущение и восприятие, память, воображение, мышление.

  • С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира.
  • Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого опыта.
  • Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных и опосредованных знаний.
  • Воображение позволяет строить образные модели будущего.

2. Психологическая. 

  • Соответствующие знания об окружающем мире и закрепленное в сознании различение субъекта и объекта , т.е.что принадлежит «Я» человека и его не-«Я». Человек, единственный среди всех живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на себя, он производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом.
  • Обеспечение целеполагания деятельности человека. В функции сознания входит как формирование целей деятельности, так и формирование волевых решений.
  • Включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, в котором отражены разные отношения в которые он вовлечен. В сознании человека представлены эмоциональные оценки.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"