Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
Акцентуация хар-ра (по А.Е. Личко) - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении чел-, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. У подростков от типа акцентуации хар-ра зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин).
Типы акцентуаций хар-ра: 1. Гипертимный тип- подростки этого типа
отличаются подвижностью,энергичностью,
Темперамент - это те врожденные особенности чел., которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности. Но иногда свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
19. Понятие о способностях. Задатки и способности. Уровни развития способностей.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности характеризуются: скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения ЗУН, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся. Структура любых конкретных способностей включает в себя универсальные или общие качества отвечающие требованиям различных видов деят. И специальные качества обеспечивающие успех только в одном виде деят.
Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развивающая, но дающая о себе знать при первых пробах деят. Под задатками понимаются физиологические особенности нервной системы составляющие природную основу развития способностей. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс который связан с условиями воспитания и особенностями развития общения. Задатки развиваются и трансформируются в способностях при условии если в общении возникло потребность в тех или иных профессиях. Существенный фактор развития задатков – особенность воспитания. В зависимости от того существует или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Под потенциальными способностями понимают те, которые не реализуются в конкретном виде деят., но способны актуализироваться, при изменениях соответствующих социальных условий. К актуальным способностям относят те которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деят., способности рассматриваются в качестве основных свойств личности.
Уровни развития способностей:
1. Одаренность – своеобразное сочетание способностей которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деят. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживается главным образом в направлении интереса;
2. Мастерство – совершенство в конкретном виде деят. человека;
3. Талант – это высокий уровень развития специальностей (музыка, литература), так же как и способности, талант проявляется в деят. Талант – это определенное сочетание способностей и их совокупность.
Высшим уровнем развития способностью называют – гениальность.
20.Предмет, задачи
и методы возрастной
1. Предмет
и задачи возрастной
21. Источники, движущие силы и условия психического развития. Проблема периодизации психического развития.
Принцип развития –
психика как специфический компонент
эволюции организма, при этом ее развитие
понимается не только как рост, но и как
изменение, как процесс колич-го изменения
в качественное и приводит к скачкообразным
появл-ся новообразованиям (в развитие
речи – реб-к молчит, хотя все понимает,
а потом резко заговорил). Предпосылкиорганич
Источник – соц среда, культурный опыт чел-ка выступают для реб-ка в кач-ве источника раз-я.
Условие – врожденное св-во организма, его созревание; 2-е усл – общение со взрослым.
Движущие силы – по Выгот, явл-ся – обучение., по Леонтьеву – собственная деят-ть реб-ка, в кот он под рук-вом взр-х присваивает исторически сложившиеся чел-кие способности. Запорожец Александр Владимир: сравнивал позиции Зарубеж и Отеч психологов. Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы:
Биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В.Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц.среде) Изучая влияние наследственности и среды на психич.развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психич.развития – развитие связано с перемещением либидо (гл.мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).
Социогенетические концепции – основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк). Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физич.состояний (голод, жажда) на процесс научения). Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен). А.Бандура (изучал агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение реб. может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ…)). Бронфенбреннер(рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность чел. найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…). Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный хар-р, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда). Выготский: законы псих развития реб-ка: 1. дет раз-е имеет свой ритм (год жизни в маденчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. развитие- цепь кач-ных изменений ( реб-к не просто мал взрослый, а сущ-во облад. качест-но отличной психикой); 3. закон неравномерного дет разв-тия (гетерохронность) - сензитивный период (оптимальный период раз-я); 4. закон раз-я ВПФ. Движущие силы развития (детерминанты развития): ПоВыготскому – обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деят. ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности.
Проблема периодизации психического развития
Эта проблема выделения закономерных периодов, этапов психи-го раз-я и мех-мов (критериев) смены одного периода другим. Эту проблему поставил Д.И. Фельдштейн в реферативном обзоре период-ции псих-го раз-я. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, психологический возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, материальным состоянием, профессиональной принадлежностью и пр.
Структура возраста включает
в себя: 1.социальную ситуацию развития (ССР) –
определяет то, как ребенок ориентируется
в системе общественных отнош., в какие
области общественной жизни он входит,
тот путь, по которому социальное становится
индивидуальным. 2.ведущий тип
деятельности (ВТД) – деят., в которой возникают и дифференцируются
другие виды деят., перестраиваются основные
психические процессы и изменяется личность. Леонтьев описал механизм смены ведущего типа деят. -
в ходе развития прежнее место, занимаемое
ребенком в мире человеческих отнош., начинает
осознаваться им как несоответствующее
его возможностям, и он стремится его изменить.
3.центральные новообразования возраста –
на каждой возрастной ступени имеется
новообразование, которое является ведущим
для всего процесса развития и характеризует
перестройку всей личности ребенка на
новой основе. Вокруг этого новообразования
располагаются и группируются все остальные
частные новообразования (Выготский -центральные
линии развития). 4.возрастные
кризисы – переломные точки на кривой развития,
отделяющие один возраст от другого. Зарубежные
психологи, современники Выготского, рассматривали
возрастные кризисы либо как болезни роста,
либо как результат нарушения детско-родительских
отнош. Они считали, что может быть бескризисное,
литическое развитие. Выготский рассматрив
Развитие – процесс необратимых закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных, структурных преобразований психики и поведения человека.