Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Акцентуация хар-ра (по А.Е. Личко) - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении чел-, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. У подростков от типа акцентуации хар-ра зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин).

Типы акцентуаций хар-ра: 1. Гипертимный тип- подростки этого типа отличаются подвижностью,энергичностью,общительностью,вспышками,раздражением и гнев. 2.Циклоидный тип- характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. 3.Лабильный тип- характеризуется крайней изменчивастью настроения, причем часто оно не предсказуемо.4. Астеноневротический тип- характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. 5. Сензитивный тип- ему свойственно повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому что огорчает или пугает. 6.Психастенический тип- характеризуется ускоренным и ранним интелектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоонализу и оценкам поведения других людей. 7. Шизоидный тип- существенная черта замкнутость. 8. Эпилептиодный тип- эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. 9. Истероидный тип- главная черта – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. 10. Неустойчивый тип- подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора,а так же к безделью. 11. Конформный тип- подростки данного типа демонстрируют конъ.нктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Формирование характера. Основную роль в формировании -общение с окружающими людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребёнок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сенситивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 лет до 9-10 лет, когда дети активно и много общаются. В этот период они открыты для взаимодействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всём. Раньше других в хар-ре чел. закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, чёрствость, безразличие к людям. Те свойства хар-ра, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном возрасте. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты хар-ра, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К  окончанию школы хар-ер чел. можно считать в основном сложившимся. Но следует отметить, что хар-р не является застывшем образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути чел.

Темперамент - это те врожденные особенности чел., которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности. Но иногда свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Понятие о  способностях. Задатки и способности.  Уровни развития способностей.

Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности характеризуются: скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения ЗУН, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся. Структура любых конкретных способностей включает в себя универсальные или общие качества отвечающие требованиям различных видов деят. И специальные качества обеспечивающие успех только в одном виде деят.

Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развивающая, но дающая о себе знать при первых пробах деят. Под задатками понимаются физиологические особенности нервной системы составляющие природную основу развития способностей. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс который связан с условиями воспитания и особенностями развития общения. Задатки развиваются и трансформируются в способностях при условии если в общении возникло потребность в тех или иных профессиях. Существенный фактор развития задатков – особенность воспитания. В зависимости от того существует или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Под потенциальными способностями понимают те, которые не реализуются в конкретном виде деят., но способны актуализироваться, при изменениях соответствующих социальных условий. К актуальным способностям относят те которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деят., способности рассматриваются в качестве основных свойств личности.

Уровни развития способностей:

1. Одаренность – своеобразное сочетание способностей которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деят. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживается главным образом в направлении интереса;

2. Мастерство – совершенство в конкретном виде деят. человека;

3. Талант – это высокий уровень развития специальностей (музыка, литература), так же как и способности, талант проявляется в деят. Талант – это определенное сочетание способностей и их совокупность.

Высшим уровнем развития способностью называют – гениальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Предмет, задачи  и методы возрастной психологии. Теории психического развития.

1. Предмет  и задачи возрастной психологии. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной  психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни.Выделяется 3 раздела возрастной психологии:1. Детская психология (от рождения до 17 лет);2. Психология взрослых, зрелых возрастов;3. Геронтология или психология пожилого возраста.Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».Понятие возраста неоднозначно и  включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом. 3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст  (показатель интеллекта); психосексуальный  возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени)..2. Задачи  возрастной психологии.1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);3. Соотношение и влияние задатков и способностей;4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;6. Влияние семьи на психическое развитие;7. Проведение психодиагностической работы;8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.3. Методы возрастной психологии.В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии.Детское развитие исследуется (по Ананьеву Б.Г.):1. Метод срезов  - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.2. Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе.3. Лонгитюдный  метод - здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.Этими методами организую в целом психологическое исследование детей.Кроме этого в возрастной психологии используются Наблюдение.Эксперимент  .Беседа .Анкетирование. Анализ . Тестирование. Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.Пифагор ( VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.Собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. И одна из главных причин этого состоит в общебиологической трактовке развития.На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, и другая, для которой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового. Если в первом случае индивидуальное развитие — это просто рост, развертывание изначально имеющихся в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное возникновение частей и органов в процессе развития (История эволюционных учений..., 1966). Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день.

 

21. Источники, движущие силы и условия психического развития. Проблема периодизации психического развития.

Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс колич-го изменения в качественное и приводит к скачкообразным появл-ся новообразованиям (в развитие речи – реб-к молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил). Предпосылкиорганические св-ва создают анатомо-физиолог-кие предпос для формир-я ВПФ, но не их содер-я не их структуру.

Источник – соц среда, культурный опыт чел-ка выступают для реб-ка в кач-ве источника раз-я.

Условие – врожденное св-во организма, его созревание; 2-е усл – общение со взрослым.

Движущие силы – по Выгот, явл-ся – обучение., по Леонтьеву – собственная деят-ть реб-ка, в кот он под рук-вом взр-х присваивает исторически сложившиеся чел-кие способности. Запорожец Александр Владимир: сравнивал позиции Зарубеж и Отеч психологов. Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы:

Биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В.Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц.среде) Изучая влияние наследственности и среды на психич.развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психич.развития – развитие связано с перемещением либидо (гл.мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).

Социогенетические концепции – основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк). Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физич.состояний (голод, жажда) на процесс научения). Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен). А.Бандура (изучал агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение реб. может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ…)). Бронфенбреннер(рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность чел. найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…). Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный хар-р, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда). Выготский: законы псих развития реб-ка: 1. дет раз-е имеет свой ритм (год жизни в маденчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. развитие- цепь кач-ных изменений ( реб-к не просто мал взрослый, а сущ-во облад. качест-но отличной психикой); 3. закон неравномерного дет разв-тия (гетерохронность) - сензитивный период (оптимальный период раз-я); 4. закон раз-я ВПФ. Движущие силы развития (детерминанты развития): ПоВыготскому – обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деят. ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности.

Проблема периодизации психического развития

Эта проблема выделения закономерных периодов, этапов психи-го раз-я и  мех-мов (критериев) смены одного периода  другим. Эту проблему поставил Д.И. Фельдштейн в реферативном обзоре период-ции псих-го раз-я. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, психологический возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, материальным состоянием, профессиональной принадлежностью и пр.

Структура возраста включает в себя:  1.социальную ситуацию развития (ССР) – определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отнош., в какие области общественной жизни он входит, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. 2.ведущий тип деятельности (ВТД) – деят., в которой возникают и дифференцируются другие виды деят., перестраиваются основные психические процессы и изменяется личность. Леонтьев описал механизм смены ведущего типа деят. - в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в мире человеческих отнош., начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. 3.центральные новообразования возраста – на каждой возрастной ступени имеется новообразование, которое является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг этого новообразования располагаются и группируются все остальные частные новообразования (Выготский -центральные линии развития). 4.возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Зарубежные психологи, современники Выготского, рассматривали возрастные кризисы либо как болезни роста, либо как результат нарушения детско-родительских отнош. Они считали, что может быть бескризисное, литическое развитие. Выготский рассматривал кризис как нормативное явление психики, необходимое для поступательного развития личности. Сущность кризиса, по Выготскому, заключается в разрешении противоречия между прежней ССР, с одной стороны, и новыми возможностями и потребностями ребенка, с другой. В результате происходит взрыв прежней социальной ситуации развития, и на ее обломках формируется новая социальная ситуация развития.

Развитие – процесс необратимых закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных, структурных преобразований психики и поведения человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"