Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.

Этот опыт приобретается как  путем личных наблюдений ребенка, так  и через взрослых, передающих ему  свои знания об окружающих предметах  и явлениях, свой творческий опыт.

Развитие воображения у ребенка  дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к  школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Понятие об  эмоциях и чувствах. Эмоциональное  состояние. Формы переживания  чувств. Виды чувств. Развитие эмоциональной  сферы.

Эмоции-это конкретная форма в которой протекают чувста.Эмоции-это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающую личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности чел. Чувства –это переживаемые в различной форме отношения чел.,к тому что происходит в его жизни, что он познает или делает.Чувства неразрывно связанны с потребностями,они показатель того,как удовлетворяются потребности. Эмоциональные состояния:1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску.2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. 4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. 5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. 6. Удивление. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации.7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном.8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. 9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Формы переживания чувств -->1.Эмоции-(духовное волнение,движение)-это непосредственное временое переживание кого-либо.Это может быть состояние наслождения.2.Настроение-наиболее длительное самовыраженное эмоциональное состояниечел.,кот окрашивает все поведение в определенный тон.3.Аффект-бурно протекающее состояние чел.,кот снижает контроль сознания над поступком(яркость,ужас,ревность).4.Страсть-наиболее устойчивая,длительная,сильное состояние кот захватываети покоряет всего чел(положит.рвение к работе,отриц.курение алкоголь).5.Стресс- близко к аффекту,стресс возникает в ситуациях(обиды,опасности,стыда).6.Фрустрация-эмоциональное состояние связанное с неудовлетворением жизневажных потребностей(в общении.).Виды чувств: Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человекаЭстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного.Развиваются они в связи с развитием искусства. К ним относятся чувство юмора,ирония,злоба,издёвка,сарказм,чувство трагического,драматического.Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.Развитие эмоциональной сферы- противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки. Рубинштейн выделяет три уровня эмоц-й жизни ч-ка.1. элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер. 2. более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответ-е предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень хар-ся более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него как составная часть эмоций.3. это мировоззренческие чувства /нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что 2 и 3 уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные.

 

16. Понятие о  воле. Структура волевого акта. Волевые  кач-ва личности. Воспитание воли.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деят., выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом  психики человека неразрывно связано  с мативационной сферы личности позновательным и эмоциональным  процессам.

Главные функции воли усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательные регуляции действий.

Функции воли:1выбор мотивов и целей. 2 Регуляция побуждений к действию при недостаточной или избыточной мотивации. 3организация психических процессов в адекватную систему действий выполняемыхчеловеком.4 Мобилизация психических и физических возможностей при преодалении препятствий возникающих на пути поставленных целей

Структура волевого акта:

Волевые действия связано с осознаниями целей деят. ее значимости подчинением своих импульсов сознательным контролем и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами. Характеристики волевого действия :1 Является осознанным целенаправленным, намеренным, принятых к осуществлению по собственному сознательному решению.2 Является действие необходимым по внеш. (сознательным) или по внутр. ( личным причинам)т.е всегда существует основание в котором действие принимается к использованию.3 имеет необходимый или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения или торможения.4 В итоге обеспечения дополнительным побуждением (торможение) защет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Волевые действия различают по степени  сложности: Простой волевой акт в случае когда впобуждении ясна видна цель и оно непосредственно переходит в действие говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий сознания мотивов принятие решения, составления плана его осуществления. Этапы сложного волевого действия :1. Осознание целей достич ее.2 осознание ряда возможностей достижения цели  3 появление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности 4 борьба мотивов и выбор 5 принятие одной из возможностей в качестве решения 6 осуществление принятого решения 7 преодаление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижение поставленной цели.

 

 

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые  качества''. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Сила воли-проявляется на всех этапах волевого акта но ярче всего в том , какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия преодолеваемые по средствам волевых усилий явл-ся активным показателем проявления силы воли.

Целеустремленность-умение чел. подчинять свои действия поставленным целям. Определяет содержание и уровни развития всех других волевых качеств. Стратигическая целеустремленность –умение личности руководствоваться во всей своей жизни деят. определенным принципами и идеалами. Оперативная целеустремленность –умение ставить ясные цели отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность – способность работать творчески предпринимая действия по собственному почину, выход за пределы заданного. Самостоятельность- волевого акта проявляется в умении неподдаваться влиянию различных факторов критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Выдержка- умение затормозить действие чувства мысли, мешающие, осуществлению принятого решения это способность контралировать свое поведение. Самообладание- способность сохранить внутреннее спокойствие действовать разумно и взвешано в сложных жизненных ситуациях. Решительность-умение принимать и притворять в жизнь обоснованной и твердой решения. Решение проявляется при реализации поставленной цели, для решительных людей характерен быстрый и взвешаный переход от выбора действий и средств к самому выполнения действия, существенной предпосылкой решительности явл. Смелость умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Настойчивость или упорство- умение чел мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями, настойчивый чел способен найти в окружающих условиях именно то что поможет достижению цели, от настойчивости следует отмечать упрямство. Кач-во личности выражает в стремлении поступать по своему вопреки разумным доводам просьбам советам указаниями других людей.

Воспитание воли.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого  процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка  в семье является формирование у  него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых  качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности.

Учитель, с которым общается ребенок  в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

Аналогичная картина наблюдается  в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает  в коллективе, где существует атмосфера  высокой требовательности, то и у  ребенка могут сформироваться соответствующие  характеристики личности.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его  с художественными ценностями. Более  того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

 

17. Понятие о  темпераменте. Характеристика типов  темперамента, Тип ВНД и темперамент.  Свойства темперамента. Темперамент  и индивид. Стиль деятельности.

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Основные компоненты: 1. Общая психическая активность, которая характеризует степень энергичности быстроты или наоборот медлительности; 2. Моторика – движение тела и рук; 3. Эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроения их знак качества и модальность.

Темперамент не отражает основную сторону  психики, но оказывает влияние на всю психическую деят. человека: 1. Скорость возникновения и протекания психических процессов и их устойчивость; 2. На темп и ритм деят., на мимику и  пантомимику; 3. На формирование характера; 4. Иногда определяет поступки.

Выделяют 4 основных вида темперамента: 1. Холерик(от греч. желчь)- человек быстрый, иногда порывистый, с сильной мимикой, жестами, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям; 2. Сангвиник(от лат. кровь)- человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления, черты его выражаются во внешнем поведении; 3. Меланхолик(от греч. Черная желчь)- малое разнообразие эмоциональных переживаний, но с большой силой и длительностью их сильно переживает, но не выражает свои черты; 4. Флегматик(от греч. слизь)- человек медленный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя, чувства его внешне почти никак не проявляются.

Тип ВНД и темперамент:

Типы н\с

Св-ва

Сильный

Слабый

Безудержный

Живой

Инертный

Сила

Сильный

Сильный

Сильный

Слабый

Уравновешенность

Неуравновешенный

Уравновешенный

Уравновешенный

Неуравновешенный

Подвижность

Подвижный

Подвижный

Инертный

Подвижный

Темперамент

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик


 

Свойства темперамента: 1. Эмоциональная возбудимость – способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия; 2. Возбудимость внимания - ; 3. Сила эмоций; 4. Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации; 5. Реактивность непроизвольных движений; 6. Активность волевой целенаправленной деят.; 7. Пластичность – регидность приспособлений к изменяющим требованиям деят.; 8. Резистентность – способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям ослабляющим или тормозящим начатую деят.; 9. Субъективизация – усиление опосредования деят. субъективными образами и понятиями.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности: Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деят. человека. Однако установлено, что если деят. протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т.е. конечным результатом действий и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной не стрессовой ситуации, результаты деят. в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

18.Понятие о  хар-ре.Структура хар-ра.Акцентуация  хар-ра.Темперамент и хар-р. Формирование  хар-ра.

Характере (от греч. — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деят. и проявляющихся в типичных для данного чел. способах деят. и формах поведения. Главная особенность хар-ра как психического феномена состоит в том, что хар-р всегда проявляется в деят., в отнош. Чел. к окружающей его действительности и людям. Структура хар-ра – складывается из множеств различных черт, но не является их механической суммой. Структура хар-ра – целостная организация отдельных свойств, каждое из которых проявляется в деят., формируется и закрепляется в отнош. Чел. к действительности. Структура и содержание хар-ра определяется:1)Динамической воли т.е на сколько чел. способен определить свои цели(решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность).2) Спецификой проявления эмоций чел., которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие).3)Интеллектуальными особенностями чел. (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность); 4)Особенности общения с другими людьми. 5) Взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры хар-ра важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"