Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Ребенок оказывается на границе  нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое  развитие ребенка, что сказывается  на временном ослаблении нервной  системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность  в движениях.

Социальная ситуация в младшем  школьном возрасте:

1.      Учебная деятельность  становится ведущей деятельностью.

2.      Завершается переход  от наглядно-образного к словесно-логическому  мышлению.

3.      Отчетливо виден  социальный смысл учения (отношение  маленьких школьников к отметкам).

4.      Мотивация достижения  становится доминирующей.

5.      Происходит смена  референтной группы.

6.      Происходит смена  распорядка дня.

7.      Укрепляется новая  внутренняя позиция.

8.      Изменяется система  взаимоотношений ребенка с окружающими  людьми.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Мотивы учения:

  • познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
  • социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е.Сапоговой).

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Речь: Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.  В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.  Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. Внимание : Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

7-8 лет – сензитивный период  для усвоения моральных норм (ребенок  психологически готов к пониманию  смысла норм и правил, к их  повседневному выполнению).

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Психологические  особенности подростка. Психология  ранней юности.

В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.  
Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.  
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.  
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.  
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.  
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.  Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.  
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.  
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития- это и является ведущей деятельностью в данном возрасте.

Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. Юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15-17 лет) и поздняя юность (18-21).

Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.

Юность – напряженный  период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Юность - это период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости.

Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика

 1. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, пед-ая деят., пед-ое взаимодействие, пед-ая система, образовательный процесс.

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического  интереса педагогики были дети, педагоги, семья. Сегодня педагогика не может  ограничиваться рамками детства  и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни  людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни. Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деят. и отнош. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности. Личность чел. в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психолог-ой (особенности психологии возраста), биолог-ой (особенности физического развития).У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отнош., обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физич., психич. и духовных сил чел., кот. обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов. Личность – это системное свойство каждого чел., его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее пед-их свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у чел. с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований. Задача педагогики – помочь чел. стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей. Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ. Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: образование , воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деят., педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы ЗУН. Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности чел. в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д..Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Самовоспитание- систематическая деят. чел., направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек повед. в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом. Социализация- процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Пед-ая деят. – вид профе. деят., реализующей цели воспитания и образования. Пед-ое взаимодействие является движущей силой пед-го процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их повед., деят. и отнош. Пед-ая система или дидактическая сист. - это«совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, пед-го влияния на формирование личности с заданными качествами. Образовательный  процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных пед-их средств, направленное на реализацию пед-их задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

2. Образование как общественное явление и педагогический процесс.  Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование является спец объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление  и как пед-ий процесс. С точки зрения общественных функций образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. По отношению к челу, кот обучают и воспитывают, образование – это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология.

Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоц и физическое развитие. Один чел не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому образование – ценность, созданная человечеством для развития чел и общества.

Образование чел и образовательную  систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений. История показывает, что особенности общественного устройства и происходящие социальные изменения неизбежно влияют на образование.

Примеры влияния социальных изменений  на образование: 1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания; 2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (гос-во заинтересованно в массовой подготовке нужных спец-ов, прежде всего – воинов и чиновников); 3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.

Влияние образования на общество проявляется в том, что образование: является способом социализации личности и преемственности поколений; средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; ускоряет процесс развития и становления чел как личности, субъекта и индивидуальности; обеспечивает формирование духовности в чел и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности. Образование, согласно российскому законодательству – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» Закон РФ «Об образовании» (1992).

Система образования в  РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных гос-ых образоват стандартов и федеральных гос-ых требований; сети реализующих их ОУ и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деят в обл образования.

Российская Федерация провозглашает  область образования приоритетной. Приоритеты государственной образовательной  политики в РФ изложены в статье 43 Конституции РФ, а также в  Законе РФ «Об Образовании» (1992).

В ст. Конституции РФ (ст. 43) перечислены  следующие права граждан и  ответственность государства за исполнение этих прав.1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф образования в гос-ых или муниципальных ОУ и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в гос-ом или муниципальном ОУ и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные гос-ые образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Организационной основой гос-ой политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Текущая Программа принята на период 2011-2015 годов. Её задачами являются: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры проф образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Образовательный процесс имеет  диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как  через разрешение противоречий, так  и эволюционным путем - через совершенствование  сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между  социальным требованием к образованности чел и его уровнем образования, качеством и типом образования.

Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне гос-ва или конкретного региона и отдельных ОУ; новые гос-ые образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"