Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения
– это время физического роста,
когда дети быстро тянутся вверх,
наблюдается дисгармония в
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность
становится ведущей
2. Завершается переход
от наглядно-образного к
3. Отчетливо виден
социальный смысл учения (отношение
маленьких школьников к
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система
взаимоотношений ребенка с
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Мотивы учения:
В результате учебной деятельности
возникают психические
Речь: Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. Внимание : Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет – сензитивный период
для усвоения моральных норм (ребенок
психологически готов к
Интенсивно развивается самосоз
25. Психологические
особенности подростка.
В настоящее время подростковый период
развития охватывает примерно возраст
с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением
детей в средних классах школы.
Психологические особенности подросткового
возраста, по мнению различных авторов,
рассматриваются как кризисные и связаны
с перестройкой в трех основных сферах:
телесной, психологической и социальной.
На телесном уровне происходят существенные
гормональные изменения, на социальном
уровне подросток занимает промежуточное
положение между ребенком и взрослым,
на психологическом подростковый возраст
характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период является переходным,
подготавливающим человека к переходу
на более высокую возрастную ступень.
Развитие всех сторон личности и интеллекта
подростка предполагает сотрудничество
ребенка и взрослого в процессе осуществления
собственной деятельности, игры, учения,
общения, труда. Такое сотрудничество
в школе нередко отсутствует.
Именно в этот период формируются нравственные
ценности, жизненные перспективы, происходит
осознание самого себя, своих возможностей,
способностей, интересов, стремление ощутить
себя и стать взрослым, тяга к общению
со сверстниками, оформляются общие взгляды
на жизнь, на отношения между людьми, на
свое будущее, иными словами - формируются
личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом
возрасте являются: сознательная регуляция
своих поступков, умение учитывать чувства,
интересы других людей и ориентироваться
на них в своем поведении. Новообразования
не возникают сами по себе, а являются
итогом собственного опыта ребенка, полученного
в результате активного включения в выполнение
самых разных форм общественной деятельности.
В психическом развитии ребенка определяющим
является не только характер его ведущей
деятельности, но и характер той системы
взаимоотношений с окружающими его людьми,
в которую он вступает на различных этапах
своего развития.
Поэтому общение подростков со сверстниками
и взрослыми необходимо считать важнейшим
условием их личностного развития- это
и является ведущей деятельностью в данном
возрасте.
Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. Юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15-17 лет) и поздняя юность (18-21).
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.
Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Юность - это период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости.
Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Педагогика
1. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, пед-ая деят., пед-ое взаимодействие, пед-ая система, образовательный процесс.
С момента зарождения и до середины
ХХ в. объектами научного и практического
интереса педагогики были дети, педагоги,
семья. Сегодня педагогика не может
ограничиваться рамками детства
и школы. В связи с новыми реалиями
и изменившимися условиями
2. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Образование является спец объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление и как пед-ий процесс. С точки зрения общественных функций образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. По отношению к челу, кот обучают и воспитывают, образование – это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология.
Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоц и физическое развитие. Один чел не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому образование – ценность, созданная человечеством для развития чел и общества.
Образование чел и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений. История показывает, что особенности общественного устройства и происходящие социальные изменения неизбежно влияют на образование.
Примеры влияния социальных изменений на образование: 1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания; 2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (гос-во заинтересованно в массовой подготовке нужных спец-ов, прежде всего – воинов и чиновников); 3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.
Влияние образования на общество проявляется в том, что образование: является способом социализации личности и преемственности поколений; средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; ускоряет процесс развития и становления чел как личности, субъекта и индивидуальности; обеспечивает формирование духовности в чел и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.
Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности. Образование, согласно российскому законодательству – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» Закон РФ «Об образовании» (1992).
Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных гос-ых образоват стандартов и федеральных гос-ых требований; сети реализующих их ОУ и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деят в обл образования.
Российская Федерация
В ст. Конституции РФ (ст. 43) перечислены следующие права граждан и ответственность государства за исполнение этих прав.1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф образования в гос-ых или муниципальных ОУ и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в гос-ом или муниципальном ОУ и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные гос-ые образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Организационной основой гос-ой политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Текущая Программа принята на период 2011-2015 годов. Её задачами являются: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры проф образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Образовательный процесс имеет
диалектический характер. Поэтому развитие
образовательного процесса возможно как
через разрешение противоречий, так
и эволюционным путем - через совершенствование
сложившейся образовательной
Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне гос-ва или конкретного региона и отдельных ОУ; новые гос-ые образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.