Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Для описания различных свойств  и сторон образовательного процесса широко используется термин пед-ий процесс, под которым понимается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развитие личности воспитанников. Таким образом, пед-ий процесс всегда подразумевает взаимодействие педагогов и воспитанников, в то время как процесс образования может протекать и вне этого взаимодействия.

Компонентами пед-го процесса являются его цели, результаты, содержание, организация; главные компоненты пед-го процесса – это его субъекты: педагоги и воспитанники.

Целостный пед-ий процесс – это высший уровень развития пед-го процесса, кот присуще единство всех составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин).

Целостность как особое свойство высокоразвитого пед-го процесса, проявляется в его содержании, организации и технологиях и включает соответственно содержательно-целевой, организационный и операционально-технологический аспекты. Содержательно-целевая целостность пед-го процесса означает взаимосвязь и взаимообусловленность пед-их целей, а также знаний и опыта, приобретаемых ребёнком в пед-ом процессе. Организационная целостность предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность используемых в пед-ом процессе способов организации деят- детей и педагогов. Операционально-технологическая целостность – это целостность в осуществлении отдельных технологических операций пед-го процесса: каждая операция должна быть взаимосвязана с прочими, а совокупность операций (пед-ая технология) – приводить к желаемому результату. Целостность пед-го процесса также проявляется во взаимосвязи и неразрывности основных процессов образования: воспитания и обучения.

Субъект пед-ой деят – педагог, объект пед-ой дея – ребёнок. Однако такое разграничение субъекта и объекта весьма условно, потому что важным условием успешности пед-ой деят является активность самого реб его в обучении и воспитании. Таким образом, реб является не только объектом пед-го воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деят и поведения. Поэтому педагог и реб оба являются субъектами образовательного процесса. Развитие личности – процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств, изменение в личности человека, представляющее собой переход качеств от простого к более сложному, от низшего к высшему. Социализация личности – это процесс взаимодействия чел с окруж средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения чел в систему социальных отношений.

3. Возраст как  категория педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры. Значение субкультуры для развития  человека.

Возраст как категория  пед. антропологии:

По ряду морфологических, физиологических  и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между  этими периодами нет четко  очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных  границ этих периодов на основе объективных  критериев — очень важная задача. В основу периодизации брали созревание половых желез и интенсивность  роста тела. Делались попытки классифицировать возрастные периоды по зубному признаку. Выдвигалась в качестве критерия и степень развития центральной  нервной системы, в частности  коры головного мозга. Основываясь  на этом признаке, авторы пытались отойти от чисто биологического признака и  найти биолого-социальный. Однако, несмотря на множество подходов к периодизации индивидуального развития, найти  оптимальный общебиологический  или социобиологический критерий, положенный в ее основу, не удалось. А между  тем проблема возрастной периодизации считается одной из актуальных для  всего комплекса наук, исследующих  развитие человека.

Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Паспортный  возраст — хронологический возраст отдельного человека с момента рождения и до конца жизни.

Биологический возраст характеризуется ростом, созреванием и старением, а также другими биологическими показателями, т.е. биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.

Психологическая характеристика возраста — определенная качественно своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.

Возраст культурного развития — показатель культурного самоопределения и саморазвития личности на каждой ступени своего становления, овладения культурными правилами и нормами поведения и деятельности относительно хронологического возраста.

Социальная  характеристика возраста — отражение включенности ребенка в определенную систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.

Взаимодействие  человека и культуры:

Общепринятым  является подразделение культуры на материальную и духовную (но данное разделение условно).

Материальная  культура включает в себя мир вещей, предметов, созданных трудом человека. Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В отличие от предметов  материальной культуры они существуют в сознании людей – реализуются  в общении и отражают уровень  развития человека.

Некоторые виды культуры невозможно определенно  отнести ни к материальной, ни к  духовной области, их считают «вертикальным  сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:1) экономическая; 2) политическая; 3) эстетическая; 4) экологическая культуры.

Культуру  принято рассматривать также  с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные –  негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев  культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения  людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной  культуры являются культурные универсалии  и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди  них календарь, число, имя, семья, ритуалы  и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

Значение субкультуры  для развития человека: Социализация и инкультурация 
Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре. 
Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценности общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества. 
В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. 
Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой – человек сам влияет на свою культуру. 
Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). 
Результатами инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации.  
Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения. 
Основными механизмами инкультурации является имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина. 
Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации. 
На разных этапах жизни эти факторы действую по-разному. 
В раннем детстве ведущую роль в развитии играет семья. В последующем действуют и другие факторы. 
Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному    освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный  опыт, начинает играть различные социальные роли.  
Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира. 
Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. 
Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. 
Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности. 
Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно –общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическим системами.

Под управлением вообще понимается деят., направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной инф.; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деят., реализации их программы и целей.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется  менеджменту – управленческому  опыту развитых стран мира. Но перенесение  моделей управления из одной социокультурной  среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента  обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень  развитости рынка и др. В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления: первый – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деят, а также распределения материальных благ); второй – культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, ОУ, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий – это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет  свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика  выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда  менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деят управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера  учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности  и развития объекта менеджмента  – учащихся. Государственно-общественная система управления образование: Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от гос-го к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий гос-ва и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов ОУ. При этом чел является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений. 
Гос-ый характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе РФ «Об образовании»,(принятом-1992–1996гг.) 
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на определенный срок. Федеральная программа – это организационно-управленческий проект, содержание кот опред как общими принципами госу-ой политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. 
Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический (освещение состояний и тенденций развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельности) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности).

Основные  функции педагогического управления. 
В научной литературе существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. При этом выделяются такие виды управленческой деятельности, как постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль и регулирование. 
В теории менеджмента выделяются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти первичные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава менеджмента принят среди специалистов всех сфер деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"