Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Педагогические понятия  связанные с развивающим обучением.

Обучение – коллективно-социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного опыта обществом (В.М.Полонский)

Процесс обучения- есть всегда обучение деятельности, предметно-практическим, умственным действиям. (А.А.Леонтьев)

Развитие – процесс формирования организма, его качественные составляющие, которые присуще только индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания (В. М.Полонский)

Развивающее обучение – обучение обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования - способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Проблемы дифференцирования  и индивидуализации обучения. Психологические  аспекты компьютеризации обучения.

1.В процессе обучения происходит управляемое изменение поведения чел. С точки зрения когнитивной психологии обучение - это управление процессом приобретения новых знаний, формирование способностей и в целом когнитивных структур, организация познавательной активности ученика. Следует различать понятия обучение, «научение» и «учение». Научение - это внутренний процесс изменения познавательных и личностных структур чел. Учение - это своего рода промежуточный результат научения, означающий осознанное использование полученных знаний в конкретных поведенческих ситуациях. Обучение - это результативный уровень научения, характеризующийся приобретением нового опыта. Как сказано выше, обучение имеет системно-структурную организацию. В этой системе можно выделить след. структурные компоненты.1. Мотивационный, или побудительный, компонент. Он включает познавательные потребности и сформированные на их основе мотивы обучения.  2. Программно-ориентировочный компонент. Основным элементом этого компонента является осознание цели обучения, как предвосхищение конечного результата и формирование ориентировочной основы деят.  3. Действенно-операционный компонент. В основе этого компонента лежат действия и операции, с помощью которых реализуется деят. обучения.  Учение дается легче тому, у кого лучше память, быстрее работает мышление, он скорее может сообразить, обнаружить нестандартный путь решения и т.д. Следовательно, первое, чему мы должны учить нашего будущего «отличника» - это умению хорошо и быстро запоминать, размышлять, уметь понять абстрактную мысль, «увидеть» неочевидное. Проще говоря, обучение необходимо начинать с развития общих психических способностей. Учебная деят., построенная по данной схеме, обеспечивает изменения не только в интеллектуальной сфере ученика, но и в личностном его поведении. Это обусловлено совместным хар-м деят. ученика с учителем и другими учащимися. Обучение, таким образом, приобретает развивающий характер. Особое значение воспитание как специально организованная деят. приобретает в ситуациях дефектного личностного развития. Для решения этих вопросов разработаны спец. программы и технологии. В их основе лежит исключительно индивидуальный подход и задача личностной реабилитации. Подводя итог, можно сказать, что задача индивидуализации обучения остается и на сегодняшний день одной из важнейших в школьной практике. Постоянно повышающиеся требования к личности ставят вопрос о ее формировании более актуальным, чем собственно освоение ЗУН. Реформирование школы и учебной деят. должно идти в направлении ее гуманизаци.2. Разработка информационно-комп-ых технологий и распространение комп-ов привели к их активному внедрению в образование. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-комп-ых технологий:1. Управление образованием (вычислительная и оргтехника для ОУ, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.).2.  Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка спец-ов в области информационно-комп-ых технологий по разработке и эксплуатации комп-ой техники, программному обеспечению, комп-ой безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение комп-ой грамотности преподавателей и учеников средних школ).3. Комп-ая техника как средство обучения, развития и воспитания. Внедрение информационно-комп-ых технологий позволило решить ряд важных псих-пед-их задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в ОУ. К основным успехам комп-ов в образовании можно отнести следующие:- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-комп-ых технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной инф., накопление, обмен и тиражирование ее; использование комп-ов влияет на мотивацию, привлекательность обучения;-  комп-р дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;-  повышаются возможности индивидуализации обучения. Исследования позволили установить, что Интернет привлекает людей неформальностью общения, произвольно регулируемой анонимностью (чел. дает о себе лишь ту инф., которую считает нужной).Анализ литературных данных показывает, что работа с комп-ом действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ.

9. Социальное воспитание личности. Сущность, принципы ценности, механизмы и факторы социального воспитания.

Социальное воспитание — это целенаправленная воспитательная деят. (целенаправленное

воспитание), связанная (связанное) с  жизнедеятельностью людей в обществе.

Социальное воспитание личности - одно из главных условий успешного  в будущем человека. Как заметили социологи, на развитие человека значительно влияние оказывают микрофакторы, посредством тех лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь человека. Их называют агентами социализации, и состав подобных агентов меняется в зависимости от возрастных этапов, на которых находится определенный человек. К примеру, для детей или подростков в качестве агентов выступают их родители, братья или сестры, родственники, соседи, учителя, сверстники. Они и осуществляют социальное воспитание личности. В юношеском возрасте или молодости в число агентов может добавиться супруг (а), сокурсники, коллеги по работе. В более зрелом возрасте к их числу можно также прибавить собственных детей, а в пожилом возрасте – уже и семьи детей. Как утверждает И.С. Кон, любая иерархия, независимо от степени влияния и значимости, зависит от структуры семьи, системы родства и общественного строя.

Процесс, который подразумевает  социальное воспитание личности происходит при помощи достаточно широкого набора средств, которые можно назвать  специфичными для каждого конкретного  общества, возрастного этапа и  социального слоя. К их числу относят  способы ухода за младенцем и  его кормления, методы наказания  и поощрения, принятые в семье, в  учебной группе, в коллективе, а  также различные типы и виды отношений  в основных сферах жизни человека (социальное воспитание личности это и общение, познание, спорт, предметно-практическая, духовная деятельность, игра и т.п.).

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Проблемы воспитания:- отсутствие должного внимания гос-ва. , органов народного образования к проблеме воспитания; - отсутсвие научно-обоснованных воспитательных систем в массовой школе, в профессионально-обр-ых учрежд.,-снижение культурного уровня населения;- отсутсвие внутришкольных и межшкольных организаций, рещающих проблемы воспитания;-неоднозначное понимание процесса воспитания в психолого-педаг-ом смысле в семье, вшколе, с СМИ

Сущность, принципы, механизмы и факторы социализации. 
Социализацию -процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний , норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы воздействия на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на формирование.  
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э.Дюркгейм подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физ.идеалами. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличает-ся в зависимости от исторических традиций, особенностей раз-вития, социального строя общества. В то же время в современ-ных условиях социализация имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. 
Факторы социализации. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в 4 группы. 
Первая - мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через др.группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 
Вторая - макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья - мезофакторы - усло-вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно-сти и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей  массовой коммуникации (радио, телевидения  и др.); по принад-лежности к тем или иным субкультурам. 
Механизмы социализации. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: 
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст-вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис-ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. 
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан-ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз-вольного усвоения человеком соц.опыта. 
Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае-мое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодей-ствия со значимыми лицами. 
Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. 
Рефлексия - внутр.диалог, в кот. человек рассматри-вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять-ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. 
К соц-пед.механизмам социализации мож-но отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение про-исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти-пов.  
Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия че-ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реали-зующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, обществен-ные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).  
Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп-ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони-мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей опр.возраста или опре-деленного профессионального или культурного слоя, который в це-лом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.  
Межличностный механизм социализации функционирует в про-цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно-го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей-ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз-растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи-мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело-века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж-личностный механизм социализации как специфический.

Человек выступает во всех ипостасях - объекта, субъекта, жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации. Последняя, т.е. воспитание (относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или  менее способствующее адаптации  его в обществе), играет в этом специфическую роль, т.к. будучи процессом  целенаправленным может в большей  или меньшей степени влиять на характер, содержание и результаты социализации. Позитивная эффективность  и мера этого влияния во многом зависит от последовательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания. 
Принцип воспитания - основные положения, на базе которых разрабатывается и реализуется на практике содержание, формы и методы  

 

 

 

 

 

 

 

10. Социализация  личности как социально-педагогическое  явление. Стадии, факторы, агенты  и механизмы социализации.

Взаимодействие человека с обществом  обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный  статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания.  Социализация (общественный) — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры,  присущихданному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.  Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр. Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной для него среде, самоограничениями либо сменой характера привычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека условия, влияющие на его способность проявлять естественную активность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека.   Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.  Существует подход выделения стадий социализации человека в зависимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (раннее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конформистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочество/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость). Стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии. На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Личностный, возрастной, гендерный подходы в социальном  воспитании.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств. 
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 
5) максимально опирался на собственную активность личности; 
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного  и индивидуального подходов, обязывает  воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Теории гендерной  социализации.Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным».Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим. Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу. Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"