Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
Теории гендерных различий. Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.
Теории психологии мужчины.Практически нет ни одной концепции, которая бы не сравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем раздела психологии женщины
12. Сущность воспитания
и его место в целостной
структуре образовательного
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и нравственного потенциала страны.
Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние на формирование хар-ра чел., стиля повед, его ценностей, устремлений и интересов, т. е. образа жизни, принятого в обществе, а также на освоение различных форм жизнедеят и развитие духовного потенциала чел. для творчества. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и представлениями предшествующих поколений, дает возможность определить достоинства и недостатки действий обоих поколений и способствует адаптации чел. к новым условиям.
В процессе обучения и воспитания чел. осваивает социокультурные нормы, которые имеют культурно-историческое значение. Смысл образования заключается в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры. Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку чел. к самост жизни в совр обществе. Цели и задачи для конкретных образоват систем зависят от социального заказа в рамках всей системы образования страны. Так, долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Образоват учреждения – это социальные институты, которые приобретают гос-ый статус системы образования в стране в качестве дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Социальная функция этих учреждений состоит в предоставлении образоват услуг населению страны. Гос-ую норму того или иного типа образования определяет гос-ый образоват стандарт, он же выбирает обязательную учебную программу каждой школы или вуза.
Гос-ый стандарт состоит из двух частей: первая часть – это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая – дисциплины по выбору учащихся. Духовное начало в чел. проявляется благодаря его вливанию в «культурное» наследие семьи и культурную традицию, кот. он осваивает посредством процессов образов, воспитания и проф. деят. на протяжении всей жизни. Образование ускоряет процесс развития и становления чел. как личности. Педагоги в образоват процессе создают условия, кот. обеспечивают индивид, личностный рост обучающихся, и каждая учебная дисциплина ориентирована на развитие этого качества. Личность реб. любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитат процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отнош. детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки повед., приобретаются навыки деят. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности реб. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное повед., у реб складывается хар-р, жизненная позиция, появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитат процесса. Вне зависимости от его нравственного повед, интересов и образования, взрослый чел. воздействует на реб уже тем, что живет, действует. Тем более взрослые оказывают влияние на реб, когда осознают смысл и цели своей жизни, ощущают ответственность за свои поступки, осуществляют свое духовно-нравственное и физическое совершенствование. След участником воспитат процесса является коллектив. Дети не только постоянно участвуют во взрослом коллективе, но и создают, объединяются сами в коллективы. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Главным звеном в воспитат процессе являются жизненные ситуации, кот возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деят отнош. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитат процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Поэтому, чтобы вкл реб в учебно-воспитат процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деят внутри каждой воспитательной форм
13.Базовые теории
воспитания и развития
Педагогика к настоящему времени
накопила обширный объем теоретического
материала, описаний педагогических явлений
и знаний. Поэтому в педагогике
образовалось большое количество ответвлений,
которые развиваются как
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Различают психическое, физическое и общее развитие личности.
Психическое – это развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развития ее творческих способностей.
Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование человека. Воспитание в специальном педагогическом смысле – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание в широком смысле – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Формирование личности – это процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания. Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно называемая сравнительной педагогикой. Педагогика не стоит на месте, она постоянно развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с другими науками.
Педагогика заимствует многие идеи и методы исследования у других наук, которые помогают лучше проникнуть в сущность воспитания, и разрабатывает его теоретический материал. Философия, к примеру, используется для исследования ряда проблем и построения методологических основ педагогики.
Биология используется как естественно-научная база педагогики. Социология дает сведения о влиянии социальной среды на человека. Психология помогает педагогике при изучении закономерностей психических принципов. Совокупность отраслей педагогики и связи с другими науками образует единую систему педагогических теорий.
Все понятия в педагогике тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
14.Закономерности и принципы воспитания. Национальное своеобразие воспитания.
Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Выделяют след основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996):1)первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитат процесса - ориентация на ценностные отнош.: постоянство проф. внимания педагога на формирующиеся отнош воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;2)второй принцип воспитания - принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?";3)третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, кот сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нельзя" - "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" - эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры. Пед=-е закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитат процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить след закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):1.воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;2.содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;3.соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;4.только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;5.организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Национальное своеобразие воспитания В детях необходимо воспитывать уважительное отношение к национальному чувству людей, к их истории, языку, ценностям культуры, искусства, прививать с рождения любовь к своей Родине, к окружающим людям. Каждый народ имеет право на свою политическую, духовную, нравственную индивидуальность, в той или иной мере развитую национальную автономию и культуру. Все люди испытывают одинаковые чувства, одинаково радуются и печалятся, одинаково переживают горестные и счастливые моменты в жизни, но играют в разные игры, слушают различную народную музыку, разговаривают на разных языках, чтят разные обычаи. Народные традиции, аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, уважение, сопереживание, потребность в творческой созидательной деятельности, выступают важнейшим средством воспитания детей. Научные истины, по мнению К. Д. Ушинского, могут быть общими, психологические приемы и методы, добытые в разных странах, могут быть использованы любым народом, но система воспитания в целом у каждого народа своя, со своими национальными особенностями, она учитывает специфику национального характера и творческие силы различных слоев страны. Ушинский отмечал, что в западных школах много верных выводов, но и немало ложных и вредных советов. Так, во Французской нации он не приемлет блеск и тщеславие, стремление пустить пыль в глаза. В немецком воспитании не согласен с утверждением о том, что можно быть крупным ученым и вместе с тем безнравственным человеком. Как истинный педагог он понимал, что ни одну из западных систем нельзя перенести на русскую почву. Необходимо предоставить дело народного образования самому народу, построить системы воспитания в соответствии с особенностями различных наций в стране и историческими условиями их жизни
15. Система форм и методов воспитания
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Методы воспитания проявляют свое содержание через: непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер; общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио); совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру; процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения; погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Выделяют три группы методов (Г. И. Щукина): 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 3) использующие поощрения и наказания.
Форма воспитания – организационная структура,педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;
Формы воспитания, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).
Форма как часть процесса воспитания
зависит от целей, содержания, методов
и одновременно обусловливает их
осуществление, воплощение в конкретном
деле. Поэтому формы воспитания зависят
от конкретных педагогических ситуаций,
и поэтому они так
• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
• групповые — несколько
участников (кружок, временная группа,
класс) находятся в
• массовые — несколько
классов, школа, район, вся
Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы: 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.; 2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.; 3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.
16. Понятие о воспитательных системах. Известные воспитательные системы школ России.
Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради кот. система создается; совместной деят. людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деят.; освоенной ими среды; отнош., возникающих между участниками деят.; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.