Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
В трудах Выготского не только раскрывалась сложная структура дефектов в плане неравномерного развития психических функций (неравномерность степени и тяжести нарушения различных психических процессов, что было очень важным для коррекции дефектов развития у детей) и своеобразия межкомпенсаторных процессов у аномальных детей, но и по-новому интерпретировалось понятие первичных и вторичных симптомов, своеобразное соотношение первичных и вторичных нарушений в ходе аномального развития при несвоевременном или неправильном педагогическом воздействии. Структура дефекта, как установил Выготский, не сводится к симптомам, непосредственно связанным с поврежденными биологическими системами (анализаторными или центральными органическими поражениями), что Вы готский относил к первичным симптомам нарушения. Недоразвитие высших психических функций (например, речи, мышления у глухих, опосредованной культурной памяти у детей-дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями, непосредственно не связанными с основным, первичным дефектом, но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и доследующих наслаивающихся на них отклонений аномального развития усложняет структуру дефекта и правильное его понимание. Он проанализировал также условия для предупреждения или преодоления этих отклонений развития. По его наблюдениям, правильное обучение и воспитание помогают преодолеть причины, которые порождают вторичные (третичные и т. Д.) отклонения. При этом центральной областью компенсации Выготский считал повышение культурного развития-развития высших психических функций, сферы общения, усиление социально-трудовых коллективных отношений.
Чем дальше отстоит
нарушение от пораженного органа
и связанного с ним первичного
отклонения, тем легче, по данным Выготского,
это нарушение поддается коррекций ("лечебно-педагогическому
воздействию").
Постановка проблемы
первичных и вторичных
В работах Выготского,
посвященных аномальным детям, большое
внимание уделялось соотношению интеллекта
и аффекта при различных нарушениях развития,
например изменяющимся соотношениям интеллектуальных
и аффективных расстройств в развитии
умственно отсталого ребенка. Так, краеугольным
камнем, на котором должно быть построено
учение о слабоумия, является, как считал
Выготский, единство интеллекта и аффекта,
рассматриваемое с учетом особенностей
развития в целом. Если первоначально
аффективные процессы влияют на познавательные,
то в ходе развития высшие психические
функции начинают оказывать обратное,
организующее влияние на аффективные
процессы, лежащие в их основе.
Дискутируя с К.
Левином, Выготский отмечал, что понять
своеобразие слабоумного ребенка значит
не просто передвинуть центр тяжести с
интеллектуального дефекта на дефекты
в аффективной сфере; это означает в первую
очередь необходимость подняться вообще
над изолированным, метафизическим рассмотрением
интеллекта и аффекта как самодовлеющей
сущности, признать их внутреннюю связь
и единство, освободиться от взгляда на
связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю
механическую зависимость мышления от
чувств.
Причины
первичных речевых
нарушений. Классификации
речевых нарушений
Речь, являясь уникальной
способностью, присущей только человеку,
связана с процессами мышления и
обеспечивает общение с помощью
того или иного языка. Мозговая организация
речевых функций стала
Речевая патология
является следствием повреждения периферических
и центральных отделов