Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
компенсирующего
- обучение детей с теми или иными отклонениями
в развитии;
комбинированного
-- группы для нормально развивающихся
детей и группы компенсирующего вида;
общеразвивающего
-- в условиях интегрированного (совместно
с нормально развивающимися детьми) обучения
при обязательной коррекционной поддержке
ребенка с отклонениями в развитии. Широкое
распространение интегрированного обучения
в детских садах общеразвивающего вида
в современных условиях не представляется
возможным из-за отсутствия необходимой
для этого материально-технической базы,
кадрового обеспечения и др. Специалисты
считают, что модели интеграции сегодня
могут быть реализованы в обще развивающих
группах детских садов комбинированного
вида и в центрах развития ребенка, где
легче создать соответствующие условия.
Кроме того, существуют:
группы кратковременного
пребывания -- для дошкольников с отклонениями
в развитии, которые воспитываются в домашних
условиях;
образовательные
учреждения для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи оздоровительные
Наиболее приемлемая
организационная форма для
Основная его
цель -- осуществление образовательного
процесса путем обеспечения:
преемственности
между дошкольным и начальным
образованием;
оптимальных условий
для охраны и укрепления здоровья;
физического и психического развития
детей. Большинство детей с
Наполняемость
групп зависит от вида нарушений
и возраста. По возрасту-- две возрастные
группы:
* до 3 лет;
* старше 3 лет.
По видам нарушений:
* с тяжелыми
нарушениями речи -- до 6 и 10 чел. (т.е.
для первой группы -- до 6 чел., для второй
-- до 10 чел.);
* для часто
болеющих -- до 10 и 15 чел.;
* со сложными
(комплексными) дефектами -- до 5 чел. для
обеих возрастных групп;
* с иными отклонениями
в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно)
и т. п.
5. Группы кратковременного
пребывания предназначены для
дошкольников с отклонениями
в развитии, которые воспитываются
в основном в домашних
В этих группах
осуществляется:
* психолого-педагогическая
помощь детям;
* консультативно-методическая
поддержка родителей;
* социальная
адаптация детей;
* формирование
предпосылок учебной
Занятия проводятся
индивидуально или подгруппами (2-3
ребенка) в присутствии родителей
в удобное для них время. Продолжительность
занятий -- 5 часов в неделю.
6. Образовательные
учреждения для детей,
* диагностики
и консультирования;
* психолого-медико-социального
сопровождения;
* психолого-педагогической
реабилитации и коррекции и
др.
Обслуживают разные
возрастные категории - от 3 до 18 лет. В
этих центрах находятся дети:
* с высокой
степенью педагогической
* с нарушениями
эмоционально-волевой сферы;
* подвергшиеся
насилию;
* вынужденные покинуть
семью;
* из семей
беженцев, вынужденных переселенцев.
Основные направления
* диагностика
уровня психофизического
* образование
детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными
особенностями, с состоянием
* организация
коррекционно-развивающего и
* психокоррекционная
и психопрофилатическая работа;
* проведение
комплекса лечебно-
7. Оздоровительные
образовательные учреждения
санаторно-лесные
школы;
санаторные детские
дома для детей-сирот и Детей,
оставшихся без попечения родителей.
Предназначены
для детей, которые нуждаются
в длительном лечении.
8. Дошкольные
отделения (группы) при специальных
(коррекцийных) школах и школах-интернатах
создаются для детей с выраженными отклонениями
в развяжи.
Образовательные
программы в этих отделениях, как
отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на
года, в течение которых у ребенка формируются
предпосылки учебной деятельности в необходимой
коррекционно-развивающей среде.
9. Постоянно
действующие психолого-медико-
Психологический аспект проблемы «норма-аномалия»
Психологический подход к анализу нормы развития вклкЯ общепсихологический и возрастно-психологический аспек Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.
Над периодизацией психического развития работал Л.С.ВыготскиЙ Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.
Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.
В работах отечественных психологов - А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, - принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.
Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984). °н разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.
Исследуя механизмы психического развития, Д. Б. Эльконин ращается к анализу системы отношений человека. Существует системы отношений: система человек-предмет и система чело-Применительно к развитию эти системы выступают Р€®енок ~ общественный предмет и система ребенок-взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка Мет елем новых и все более сложных способов действий с пред-и неок*' а также НОРМ, эталонов и мер, выработанных обществом водимых для ориентации в окружающей действительности.
Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок - общественный предмет и ребенок общественный взрослый.
Детское развитие, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, дично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются риоды, в которые происходит преимущественное освоение задач мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно вырд, ботанных способов действий с предметами и на этой основе фор. мирование интеллектуально-познавательных способностей детей их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.
В психическом развитии
детей Д. Б.Эльконин выделяет два резких
перехода - переход от раннего детства
к дошкольному возрасту, известный в литературе
как кризис трех лет, и переход от младшего
школьного возраста к подростковому, который
принято называть кризисом полового созревания.
Эти переходы имеют большое сходство.
В обоих переходах усиливается тенденция
к самостоятельности, а также ряд негативных
проявлений, связанных с отношениями со
взрослыми. Общим их признаком является
нарастание трудностей общения взрослого
с ребенком, свидетельствующее о том, что
ребенок нуждается уже в новых отношениях
с ним. Вместе с тем критические периоды
протекают индивидуаль-но-вариативно.
Кризисы детского развития описаны Л.С.Выготским,
Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым, Л. И.
Божович и др.
Кризис трех лет научно описал Л.С.Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, - негативизм ребенка, т. е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом - это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом - своеволие, которое проявляется в том, что реое-нок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называе второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенк начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного ко фликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употребля неприличные слова, называть ругательными словами своих люо мых мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семье с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семье с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С.Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление вИгДИТ гического новообразования Я - сам, проявление самостоятельности.
Кризис трех лет, по убеждению исследователей, - это кризис альных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство того, С°Ц оебенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д. Б.Эльконин).
Дошкольный возраст - важный период становления личности. Академик А. Н. Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.