Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
С этим центральным
психическим образованием А. Н. Леонтьев
связывает все другие конкретно-психологические
изменения. Среди них особо выделяется
развитие произвольности некоторых
психических процессов. В дошкольном
возрасте возникает и развивается
произвольное поведение. Это значит,
что к концу дошкольного
Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость.
Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами являются первым задатком произвольного поведения.
В дошкольном возрасте возникают элементы самосознания, элементы самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л. И. Божович, появляется потребность в реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании быть школьником.
Кризи семи лет называют
кризисом непосредственности (Л. С. Выготский,
Д. Б.Эльконин). При переходе к школьному
возрасту происходят очевидные изменения
в характере и поведении ребенка, он начинает
«манерничать» и «паясничать». Происходит
утрата непосредственности ребенка, и
он может прибегать к манерничанию как
средству защиты. Самой существенной чертой
кризиса семи лет Л. С. Выготский называет
«начало дифференциации внутренней и
внешней стороны личности ребенка». Ребенок
начинает понимать сам себя, ориентироваться
в своих чувствах и переживаниях, причем
перестраивается сам характер переживаний,
начинают приобретать смысл для ребенка.
Переживания дят к потере непосредственности,
у ребенка возникают новые отношения к
самому себе. Позитивная сторона кризиса
семи лет, по мысли Л.С. Выготского, состоит
в появлении таких новообразований, как
самолюбие и самооценка, возникающие в
обобщенном виде именно в этот период.
Критерии
явления «норма-аномалия»
Закономерно встает
вопрос о том, как определить
педагогу общеобразовательной
Первый признак- относительная стабильность характера во времени, т.е. он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетельством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В.П.Кащенко, говоря о существенных различиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и способны к необходимой социальной адаптации.
Второй признак
- тотальность проявлений
Третий признак - социальная дезадаптация, заключающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б.Гиппенрейтер).
Есть и другие критерии оценки, позволяющие установить отклонения в любом поведении.
Крупный английский специалист в области детской психиатрии М.Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил следующие критерии:
1. Необходимо учитывать
возрастные особенности и
Некоторые особенности
поведения являются
Что касается
половых различий, то даже в
позднем детстве поведение
2. Длительность сохранения расстройства.
Почти каждый
ребенок в какой-то момент
3. Жизненные обстоятельства
могут вызывать временные
4. Дифференциация
нормального и аномального
5. Важно иметь
в виду степень нарушения.
6. Тяжесть и частота
симптомов. Умеренные, изредка
возникающие трудности
7. При анализе
детского поведения следует
8. Ситуационная специфичность
симптома. Следует обращать внимание
на ситуацию, в которой проявляется
нарушение поведения. Хотя это
не самый важный критерий, но
он может пролить определенный
свет на динамику развития
у ребенка проблем
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок - это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.
2. ВОЗРАСТНЫЕ И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ
Основные
виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выготским:
«Всякий дефект следует
рассматривать с точки зрения
его отношения к центральной
нервной системе и психическому
аппарату ребенка. В деятельности нервной
системы различают три
В основе наиболее широко
использующейся в настоящее время
классификации видов
ех сторон психического
развития или преимущественно отдельных
компонентов;
дисфункция созревания
(СНОСКА: Дисфункция созревания — тип
развития, занимающий промежуточное положение
между собственно отклоняющимся развитием
и нормальным онтогенезом. В рамках нормального
типичного онтогенеза у правшей часть
из них демонстрирует незрелость отдельных
психических функций, что препятствует
овладению сложными интегративными формами
психической деятельности (письмо, чтение,
произвольная регуляция деятельности).
То же самое можно отнести к атипичному
психическому развитию у левшей.) связана
с морфофункциональной возрастной незрелостью
центральной нервной системы и взаимодействием
незрелых структур и функций головного
мозга с неблагоприятными факторами внешней
среды;
поврежденное развитие
— изолированное повреждение
какой-либо анализаторной системы
или структур головного мозга;
асинхрония (искаженное
развитие) — диспропорциональное психическое
развитие при выраженном опережении темпа
и сроков развития одних функций и запаздывании
или выраженном отставании других.
Классификация видов
психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.
Первая группа дизонтогений
включает в себя отклонения по типу ретардации
(задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
общее стойкое недоразвитие
(умственная отсталость различной степени
тяжести),
задержанное развитие
(задержка психического развития).
Вторая группа дизонтогений
включает в себя отклонения по типу повреждения:
поврежденное развитие
(органическая деменция),
дефицитарное развитие
(тяжелые нарушения анализаторных систем:
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
речи, развитие в условиях хронических
соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений (СНОСКА: Дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей. — См. текст 4 «Три типа дефекта».):
искаженное развитие
(ранний детский аутизм),
дисгармоническое
развитие (психопатии).
В последние годы
все больше появляется детей с
так называемыми сложными недостатками
в развитии, у которых имеется
сочетание двух и более направлений
отклоняющегося развития (слепоглухие
дети, дети с недостатками отдельных
анализаторных систем, имеющие одновременно
первичные нарушения
Теория
развития Выготского категорически
потребовала индивидуализирования объекта:
понимание внутренней сущности патологического
процесса неотделимо, по Выготскому, от
четкого представления о личности больного.
Рассматривая сущность
процессов компенсации, Выготский на
основе исследований приходит, к выводу
о двустороннем характере последствий
дефекта: одной стороны, происходит недоразвитие
функций, непосредственно связанных с
болезнетворным фактором, с другой — возникают
приспособительные компенсаторные механизмы.
При этом процесс компенсации аномального
развития Выготский понижал, в противоположность
биологизаторской концепции, не как механическое,
автоматическое замещение пострадавшей
функции, а как следствие самостоятельного
упражнения ущербной функции и результат
воспитания сохранных сторон психики
и личности аномального ребенка. Выготский
показал также, что исход компенсации
зависит не только от тяжести дефекта,
но в высокой степени от адекватности
и действенности применяемых методов
формирования компенсаторных процессов;
в зависимости от успешности компенсации
и коррекции меняется структура дефекта.