Тем не менее, в отличие
от действительно умственно отсталого
ребенка слепоглухой ребенок
обладает значительными потенциальными
возможностями умственного развития.
Особенно велики эти возможности у детей
и подростков с поздней слепоглухотой,
избежавших влияния сенсорной депривации
в раннем возрасте и сохранивших речь.
Характерным следствием сложных нарушений
является уменьшение доступных каналов
компенсации дефекта, резкое сужение возможного
диапазона средств компенсации. Так, при
слепоте компенсация в восприятии ребенком
окружающего мира осуществляется в значительной
мере через сохранные слух и осязание.
При глухоте -- через
зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное
восприятие, однако при сочетанном
поражении зрения и слуха, слепоглухоте,
пути компенсации через слух и зрение
оказываются перекрыты и лишь в случае
частичной сохранности этих функций могут
быть использованы. Таким образом, если
в сложном бисенсорном дефекте мы имеем
дело со сложением двух различных первичных
нарушений и образованием их сочетания,
то в путях компенсации происходит как
бы их вычитание: ни зрение, ни слух не
могут быть использованы. Альтернативным
является какой-то третий путь. Психологическая
задача педагога-дефектолога состоит
в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной
деятельности ребенка, найти пусть и очень
узкие, но реальные и перспективные пути
компенсации сложного дефекта. Так, для
слепоглухого ребенка такую роль в его
восприятии играют осязание и кинестетическое
восприятие, кроме того, возможно значительное
компенсаторное развитие обоняния, которые
в большой мере заменяют утраченные зрение
и слух. Решающим фактором развития будет
в любом случае включение ребенка в процесс
образования, или так называемого культурного
развития, присвоения им общественно выработанного
исторического опыта человечества в процессе
учения. Вывод ребенка из культурного
тупика, из ситуации изолированности от
окружающего мира -- материально-предметного
и социального -- вот первейшая задача
в поисках путей компенсации сложного
дефекта. В контексте культурного развития
ведущее место занимает овладение ребенком
языком. В этом смысле выход на компенсаторные
сенсорные каналы приобретает до известной
степени подчиненное значение. Возможности
умственного развития детей со сложным
сенсорным дефектом принципиально не
следует признавать ограниченными. В конце
концов они зависят от состояния специальной
педагогики как научно-практической дисциплины.
По мере реального прогресса в области
специальной психологии и педагогики
эти возможности существенно возрастают.
Поскольку важнейшим резервом, как это
было показано Л.С. Выготским, является
развитие высших психических функций
ребенка, принципиально важным становится
вопрос о степени сохранности интеллектуального
развития. Умственная отсталость как возможный
компонент сложного дефекта, безусловно,
чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного
развития аномального ребенка, однако
не делает последнее невозможным. Разделявшийся
в прошлом специалистами крайне пессимистичный
взгляд на обучение таких детей в настоящее
время преодолен. По отношению к детям,
имеющим наряду с сенсорными нарушениями
олигофрению, в наше время утверждается
новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся
на гуманистическую традицию в дефектологии
и на новые положительные экспериментальные
факты. Реабилитационный потенциал детей
со сложной структурой дефекта далеко
еще не освоен в специальной психологии
и педагогике, хотя и здесь действует известная
в этих отраслях знания закономерность:
чем раньше наступило нарушение и чем
больше степень нарушения, тем больше
выражен аномальное развитие ребенка.
Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность
имеют такие же последствия.
Пути
и способы организации
специального образования
для лиц со сложными
нарушениями в
развитии
В нашей стране уже
сложились и действуют определенные
виды помощи слепоглухим детям и
другим детям со сложными сенсорными
нарушениями: умственно отсталым глухим
и слабослышащим, умственно отсталым
слепым и слабовидящим, умственно
отсталым детям с нарушения м
и опорно-двигательного аппарата во вспомогательных
классах соответствующих типов школ и
в некоторых учреждениях Минсоцзащиты.
Но было бы преждевременно говорить о
наличии системы помощи детям со сложными
нарушениями или полагать, что она находится
в стадии становления Действительное
положение дел представляет собой очень
неоднородную картину. Для ряда субкатегорий
детей со сложным дефектом какие-либо
виды по-настоящему специализированной
поддержки вообще отсутствуют, например
для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, для аутичных детей с сенсорными
нарушениями, для детей с соматическими
нарушениями и нарушениями зрения и слуха.
для большинства лиц со сложным дефектом
особенно неустроенной оказывается жизнь
до школы и после школы. Вместе с тем для
отдельных категорий детей со сложным
дефектом образуются новые службы и виды
поддержки, которые могут рассматриваться
как пробная модель, возможная для использования
при развитии системы. В наиболее продвинутом
положении по организации специальной
помощи некоторым категориям детей со
сложными нарушениями находятся отдельные
учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.
В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев
Посад Московской обл.) воспитываются
и обучаются дети с комбинированным нарушением
зрения и слуха дошкольного и школьного
возраста. Сюда принимаются дети со сложным
сенсорным нарушением, которые не могут
посещать детские сады и школы для детей
с нарушениями слуха, где обучение ведется
на основе зрительного восприятия, или
для детей с нарушениями зрения, где обучение
ведется на основе слухового восприятия.
Возраст воспитанников от З до 18 лет, учреждение
рассчитано на 100 детей. В нем содержатся:
полностью слепые и слепые с остаточным
зрением с остротой зрения от светоощущения
до 0,04; слабовидящие с остротой зрения
от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией
стеклами на лучше видящем глазу и с более
высокой остротой зрения, при дополнительных
нарушениях (например, с резким сужением
поля зрения) или при неблагоприятном
прогнозе (например, при синдроме Ушера);
глухие, а также слабослышащие дети с потерей
слуха, при которой ребенок не может воспринимать
связную речь на ухо с помощью слуховой
аппаратуры. В последние годы наряду со
слепоглухими в детский дом стали принимать
детей с множественными нарушениями, где
в качестве компонента сложного дефекта
могут быть нарушения опорно-двигательного
аппарата, умственная отсталость в легкой
степени, аутистические проявления в поведении.
Решение о зачислении
слепоглухого ребенка принимается
директором детского дома на основе заключения
медико-педаготической комиссии детского
дома или лаборатории содержания и методов
обучения детей со сложной структурой
дефекта Института коррекционной педагогики
РАО после комплексного клинико-психолого-педагогического
обследования ребенка. Все расходы по
обучению, воспитанию и содержанию ребенка
в учреждении несет государство. В детском
доме обучаются дети со всей территории
России. Специальные задачи учреждения
состоят в формировании познавательной
и практической деятельности детей, формировании
пространственной ориентировки, словесной
речи в различных ее формах (дактильной;
письменной -- крупным шрифтом, если позволяет
остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной
по системе Брайля; устной), включении
слепоглухих подростков в социально-бытовое
окружение, обучении доступной профессии.
Наряду со специальными ставятся общие
задачи -- общеобразовательная и трудовая
подготовка детей, их нравственное воспитание,
умственное и физическое развитие. Воспитание
и обучение проводится по учебным планам
и программам, разработанным в Институте
коррекционной педагогики и в детском
доме, предусматривающим учебные занятия
в классе (свыше 30ч в неделю) и внеклассные
занятия. Используются специальные технические
средства: звукоусиливающая аппаратура,
оптические средства, телетакторы для
общения слепоглухих. Детский дом имеет
дошкольное и школьное отделения, учебно-трудовые
группы, группы для детей с множественными
нарушениями. После окончания школы выпускники
могут продолжить свое образование в вечерних
школах слепых или глухих в специальных
классах для слепоглухих. Серьезной проблемой
в новых социально-экономических условиях
стало трудоустройство слепоглухих выпускников.
В детском доме проводится работа в направлении
поисков новых перспективных профилей
трудового обучения (изготовление мягкой
игрушки, керамика, декоративное ткачество
и др.). В детских домах-интернатах Минздрава
РФ содержатся в основном дети с глубокими
поражениями центральной нервной системы,
туда нередко попадают дети со сложным
дефектом. Однако систематической специализированной
психолого-педагогической помощи они
там не получают. В настоящее время возникают
попытки группового обучения слепых и
слабовидящих умственно отсталых детей
(в Москве). В системе специальных образовательных
учреждений Министерства образования
РФ уже много лет действуют вспомогательные
классы: в школах для глухих, слабослышащих,
слепых, слабовидящих детей, детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. В эти
классы принимаются дети с умственной
отсталостью по типу олигофрении (в степени
дебильности) и с соответствующим профилю
школы сопутствующим нарушением. Для этих
детей созданы учебные программы (в основном
с 1 до VIII класса). Чаще всего дети со сложным
дефектом, принятые в школу, получают надомное
обучение (очень ограниченное по времени)
или находятся в обычных классах специального
образовательного учреждения, где требуются
индивидуальный подход к ребенку и разработка
индивидуальной программы его обучения.
В новых по типу (инновационных) региональных
школах и центрах для детей с отклонениями
в развитии, где собираются дети с различной
структурой дефекта и обучение проводится
достаточно индивидуализировано, могут
найти место и дети со сложной структурой
дефекта, что зависит от местных условий.
Некоторую помощь дети со сложными дефектами
в настоящее время могут найти в негосударственных
учреждениях. Так, в местных общественных
и частных психолого-педагогических, медико-социальных
и иных центрах, организующих помощь детям-инвалидам,
получают педагогическую поддержку дети
с выраженными отклонениями в развитии,
среди которых встречаются дети со сложным
дефектом. В последние годы возникли небольшие
воспитательные учреждения и группы для
детей с тяжелыми формами инвалидности
при церковных общинах православной христианской
церкви и общинах других конфессий. В действующей
совокупности учреждений и служб для детей
со сложными нарушениями развития недостает
самого раннего звена системы, Для обслуживания
детей в дошкольном возрасте еще не созданы
консультативные центры, которые могли
бы оказывать педагогическую помощь родителям,
имеющим детей со сложными аномалиями
развития, и осуществлять раннюю диагностику.
Подобные центры («семейные центры») имеются
за рубежом (в Великобритании, Дании, Швеции
и других странах). Кроме того, в специальных
детских садах для детей с различными
отклонениями в развитии необходимо предусмотреть
возможность образования специальных
групп для детей со сложным дефектом.
Дошкольное
образование детей
с ограниченными
возможностями специального
образования
Основы отечественного
государственного специального образования
дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого
века. К началу 70-х гг. функционировали
дошкольные учреждения специального назначения:
* ясли-сады;
* детские сады;
* дошкольные
детские дома;
* дошкольные
группы при яслях-садах, детских
садах и детских домах общего
назначения, а также при специальных
школах и школах-интернатах.
2. Комплектование
дошкольных учреждении специального назначения
осуществлялось по принципу ведущего
отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова,
создавались дошкольные учреждения (группы)
для детей с нарушениями:
* слуха (глухих,
слабослышащих);
* зрения (слепых,
слабовидящих, для детей с косоглазием
и амбиопией);
* речи (для детей
с заиканием, общим недоразвитием
речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);
* интеллекта (умственно
отсталых);
* опорно-двигательного
аппарата,
Наполняемость
группы - до 15 воспитанников.
В штат специальных
дошкольных учреждений были введены:
* олигофренопедагоги;
* сурдопедагоги;
* тифлопедагоги;
* логопеды;
* дополнительные
медицинские работники.
3. Образовательный
процесс осуществлялся в соответствии
со специальными комплексными
программами обучении и воспитания
для каждой категории детей
с отклонениями в развитии. Его
особенности:
* перераспределение
видов занятий между воспитателями
и дефектологами;
* организация
специальных занятий (например, развитие
слухового восприятия, коррекция
звукопроизношения, лечебная физкультура
и др.);
* полное финансирование
из госбюджета.
4. Характерные
признаки советской системы специального
образования дошкольников:
* дети с отклонениями
в развитии не принимались
в дошкольные учреждения общего
назначения;
* диагностические
ограничения, исключавшие возможность
получения общественного дошкольного
образования (комбинированные, комплексные
отклонения в развитии, эпилепсия,
шизофрения, психопате подобное
поведение, умственная отсталость
в степени имбецильности и идиотии,
нарушения опорно-двигательного аппарата).
Дети с перечисленными выше отклонениями
в развитии воспитывались в условиях семьи:
либо в единичных специализированных
учреждениях;
* до 2-летнего
возраста ребенок практически
не имел психолого-педагогического
сопровождения (в ясли-сад принимали
детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с
3 лет); -,
* закрытость, изолированность
учреждений для детей с отклонениями
в развитии;
* искусственная
отчужденность воспитанников от
нормально развивающихся сверстников
и от общества.
Тем не менее значительные
достижения советской системы специального
образования дошкольников составляют
фундаментальную основу современной специальной
дошкольной педагогика.
20.Современное
дошкольное образование
детей с ограниченными
возможностями
1. Законодательную
и нормативную базу современного
дошкольного образования детей
с ограниченными возможностями
составляют:
Закон РФ "Об
образованы? ;
Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об
образовании" - введение новых государственных
принципов российского образования,
новая типология образовательных
учреждений, изменения некоторых
организационно-правовых аспектов специального
образования. Дошкольные образовательные
учреждения в своей деятельности
руководствуются Типовым положением
о дошкольном образовательном учреждении
(ДОУ), утв. Постановлением Правительства
РФ от 01-07.95 № 677.
Постановления
Правительства РФ> инструктивные
письма Министерства образования и
науки РФ регулируют отдельные вопросы
функционирования дошкольных учреждений
системы специального образования.
2. Дети с отклонениями
в развитии воспитываются в
дошкольных образовательных учреждениях
и в учреждениях "Начальная
школа - детский сад" следующих
видов: