Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.
После окончания школы дети с ДЦП могут продолжить профессиональное обучение в училищах, техникумах или высших учебных заведениях, при поступлении в которые они имеют определенные льготы. Кроме того, существуют специализированные профтехучилища Министерства социальной защиты. При трудоустройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям медико-социальных экспертных комиссий.
**
84. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Образование детей со сложными нарушениями в развитии является довольно серьезной, но недостаточно изученной проблемой коррекционной педагогики. До недавнего времени многим детям с такими нарушениями в нашей стране невозможно было предоставить какой-либо эффективной систематической помощи. В настоящий момент все еще преждевременно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями в развитии, однако некоторые виды помощи уже наладили свое функционирование. В коррекционных школах соответствующих типов действуют специальные классы, как и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты, для умственно отсталых глухих и слабослышащих, умственно отсталых слепых и слабовидящих, умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей с сенсорными нарушениями и др. Но все же для большинства лиц с комплексным дефектом довольно сложно организовать обучение в рамках государственного образовательного учреждения.
В системе специальных образовательных учреждений Министерства образования РФ достаточно долгое время действуют вспомогательные классы. В них принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении в степени дебильности и соответствующим профилю школы дополнительным нарушением. Для этой категории учащихся разработаны специальные учебные программы с 1 по 8 классы. Но на практике дети с комплексными дефектами, принятые в школу, определяются на ограниченное по времени надомное обучение. Если же они остаются в обычных классах специального образовательного учреждения, то в этом случае им требуются индивидуальный подход и разработка соответствующей программы обучения.
В зависимости от региона дети с комплексными дефектами могут получить индивидуальное обучение в новых школах (по типу инновационных) или центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В последние десятилетие известность получили небольшие учреждения для детей с тяжелыми формами инвалидности при церковных общинах различных религиозных конфессий. Если семья ребенка с комплексным дефектом располагает определенными средствами, то в такой ситуации вполне возможно получить индивидуальное образование, помощь и поддержку квалифицированных специалистов в негосударственных учреждениях. К ним относятся различные частные психолого-педагогические, медико-социальные и другие подобные центры.
Ряд детей с комплексными дефектами получает образование в детских домах. Одним из таких является Детский дом для слепоглухих детей в городе Сергиев Посад Московской области. В нем воспитываются и обучаются дети с комбинированными сенсорными нарушениями в возрасте отЗдо 18 лет. В последние несколько лет в детский дом стали поступать дети с комплексными нарушениями, где в качестве одного из компонентов может быть умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, аутичные черты личности. Воспитание и обучение их в этом детском доме проводится в соответствии с разработанными в Институте коррекционной педагогики программами и учебными планами.
**
85. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Под понятием «сложный дефект» подразумевается сочетание двух или более психофизических нарушений у одного и того же ребенка. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Результатом наличия двух или более первичных дефектов является жесточайшее обеднение контакта ребенка с окружающим его миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития как отдельных психических функций, так и общей задержке психического развития. В ряде случаев положение усугубляется плохим материальным положением семьи или асоциальной среды, которое никак не способствует развитию познавательной деятельности ребенка с комплексным дефектом. И даже если в дальнейшем такой ребенок попадает в необходимую для него специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его так называемая стартовая позиция оказывается значительно хуже, чем у других категорий аномальных детей. Поэтому для категории детей со сложным дефектом крайне необходимой становится компенсация аномалий развития, которая приобретает всеобъемлющий характер.
Как отмечают исследователи, психическое развитие детей при двойном или тройном дефекте не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого подхода. Характерным для этой категории детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся , дефектов вследствие сложных нарушений. Так, например, при глухоте восприятие ребенком окружающего мира идет зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации невозможны. Поэтому специалистам, работающим с этими категориями детей, приходится искать какой-либо другой альтернативный компенсационный путь.
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с комплексным дефектом является решение вопроса изоляции его от окружающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития дефектологи считают включение ребенка 8 процесс образования, его культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом процессе занимает овладение ребенком языком. Зачастую возможности умственного развития ребенка со сложным сенсорным дефектом признают ограниченными, хотя разрешение этой проблемы зависит от состояния специальной педагогики как науки в целом. Конечно, в процессе развития высших психических функций ребенка затрагивается вопрос и о степени сохранности интеллекта. Как уже было сказано выше, умственная отсталость может являться одним из компонентов сложного дефекта. В этом случае возможность компенсаторного развития резко снижается, однако никогда не равняется нулю. В настоящий момент утверждается новая прогрессивная точка зрения, касающаяся развития детей с сенсорными нарушениями, имеющими еще и олигофрению в степени дебильности.
**
86. ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Одна из самых первостепенных задач на современном этапе развития российского общества - достраивание отсутствующей системы раннего выявления нарушений в развитии ребенка. Поэтому на сегодняшний день вопросы ранней диагностики отклонений в развитии ребенка решают медицинский персонал родильного дома, детской поликлиники, в которой наблюдается новорожденный.
Большую помощь при диагностике физических
и психических дефектов у детей по всей
территории России создается сеть постоянно
действующих психолого-медико-
1) врачи: терапевт, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист и отоларинголог;
2) педагоги специальных образовательных учреждений: дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;
3) психолог;
4) юрист;
5) представитель соответствующих органов управления образованием,здравоохранением и социальной защиты.
Присутствие этих специалистов крайне необходимо
для грамотного процесса обследования
детей и де лает этот процесс более организованным
и продуктивным, а также позволяет получить
более точные результаты обследования.
Так, были получены данные, согласно которым
80 % новорожденных являются физиологически
незрелыми, а около 70% имеют поражение
нервной системы в ранний постнатальный
период.
Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носит комплексный, системный характер, необходим учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологиче-ского обследования. К сожалению, на практике это требование не всегда выполняется, а отсутствие комплексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказаться на эффективности дальнейшего коррекционного воздействия. Основной материал о состоянии ребенка в процессе раннего выявления отклонений в развитии поставляет медицинский персонал входе медицинской диагностики. Данные получают в результате осмотра ребенка, сбора и анализа анамнестических сведений, оценки его соматического, психического, неврологического состояния. Иногда сведения, собранные врачом, дополняются лабораторными исследованиями, среди которых очень важны занимают компьютерная томография, энцефалограмма, рентгенография черепа и др. Особое внимание уделяется диагностике интеллектуального, психического, речевого и эмоционального развития ребенка.
**
87. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В РОССИИ
На современном этапе развития общества и системы образования в целом крайне необходима реформа системы специального образования. На новом этапе развития система специального образования должна включать:
1) изменение временных границ начала специального образования (от 4-7 лет до первых месяцев жизни);
2) максимально ранняя диагностика нарушений развития у ребенка;
3) сокращение интервала между моментами определения нарушений в развитии ребенка и моментом начала целенаправленной коррекционной помощи;
4) обязательное включение родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционный процесс при условии выявления положительн ых сторон семьи и активизации ее положительного потенциала в дальнейшем;
5) разработка необходимых коррекционно-педагоги-ческих программ обучения, использование специфических приемов, методов и средств обучения. Одной из первостепенных задач современной специальной психологии является создание отсутствующей структуры - системы раннего выявления и ранней комплексной помощи в развитии ребенка. В поиске эффективного решения сложившейся проблемы большую роль сыграло переосмысление на современном уровне трудов выдающегося психолога Л. С. Выготского и его учеников. Проведенные учетными исследования и эксперименты доказали, что в случае грамотной организации эффективной ранней комплексной помощи можно предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить в дальнейшем возможность включения в процесс образования на более раннем возрастном этапе. Сопоставление отечественного и зарубежного опыта показало необходимость создания единой государственной системы ранней комплексной помощи. В то же время создание этой системы не предполагает полного отказа от уже созданных учреждений. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Проведенные медиками и дефектологами еще в конце 80-х гг. XX в. исследования позволили создать единую государственную систему ранней комплексной помощи только для одной категории детей. Это дети с нарушенной функцией слуха первых 3 лет жизни.
В соответствии с созданной системой проведение коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у ребенка. Ранняя комплексная помощь детям с нарушенным слухом осуществляется в сурдологических центрах, группах надомного обучения и группах кратковременного пребывания , которые создаются при специальных образовательных дошкольных учреждениях. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания помощь работа с ребенком до 1 года ведется в домашних условиях. Когда же ребенку исполняется 1 год, он начинает посещать занятия со специалистом 2-3 раза в неделю. Ранняя комплексная помощь детям с нарушенным слухом начинается с первого года жизни и осуществляется 1 раз в месяц. Таким образом, организация системы ранней комплексной помощи для детей с нарушениями слуха является своеобразным примером эффективного раннего вмешательства в развитие детей с прочими отклонениями в развитии.
**
88. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Под социально-педагогической помощью лицам с ограниченными возможностями понимают непрерывный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности с ограниченными возможностями и требований общества. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями осуществляется при участии всех социальных институтов и предусматривает особое построение образовательного пространства. Развитие системы социальной защиты в России началось в 1990 г., когда был организован Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете министров РФ. В это же время начинает складываться мнение, что в данной экономической ситуации необходимо создать систему социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. В связи с этим вышел ряд правительственных документов, которые способствовали оформлению правовой базы системы социальной защиты в РФ. Таким образом, существовавшая до этого момента советская модель социального обеспечения была реорганизована в современную систему социальной защиты населения.
Стратегия государственной социальной политики в настоящий момент направлена на создание помощи долгосрочного характера тем слоям населения, которые по объективным причинам не в состоянии самостоятельно преодолеть ограничения их жизнедеятельности и трудоспособности. Важнейшей ее (
ностью является изменение способов оказания социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В рамках социально-педагогической помощи обычно различают два понятия: социальная защита и социальное обслуживание. Социальное обслуживание носит нематериальный характер и представляет собой поддержку индивидуального характера при решении психологических, правовых, медицинских, социальных проблем. Социальное обслуживание осуществляется через сеть социальных служб. Под социальной защитой понимается функционирование системы чрезвычайных мер, направленных на обеспечение человеку с ограниченными возможностями принятых в обществе минимальных стандартов потребления.
Основное место в функционировании современной государственной системы социально-педагогической защиты отводится целевым программам. Эти программы ориентированы на помощь прежде всего наименее защищенным слоям населения, к которым и относятся лица с ограниченными возможностями. Для лиц с ограниченными возможностями действуют следующие программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».
Программа «Дети-инвалиды» направлены на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также оказание социально-педагогической помощи семьям, в которых воспитываются такие категории детей.