Шпаргалка по специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Главная цель программы «Социальная защита инвалидов» - создание комплексной социальной помощи, направленной на решение проблем детей-инвалидов, а также создание ряда необходимых условий для полноценной социализации.

*

 

89. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РОССИИ

В настоящее время в России развиваются две формы интеграции аномальных детей: экстернальная и интернальная. Под интернальной интеграцией понимается интеграция системы коррекционного образования. Примером интернальной интеграции может послужить обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих детей одним и тем же составом соответствующих специалистов. Дети с комплексными дефектами могут быть интегрированы в специальные учреждения для слепых или глухих детей (слабовидящих или слабослышащих), но в отдельные классы. Зарубежная практика также свидетельствует о целесообразности и эффективности такого вида интеграции при условии расположения различных категорий детей в разных зданиях, находящихся в пределах одного специального учреждения.

В отличие от интернальной интеграции экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Так, у российских специалистов имеется практический опыт подготовки детей с нарушениями сенсорной сферы к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. Раньше эти категории детей попадали в массовые образовательные учреждения очень редко и, как правило, случайно. Такая вынужденная интеграция была крайне неэффективна и в некоторых случаях осуществлялась за счет низкого уровня процесса диагностики или отсутствия на больших территориях специальных образовательных учреждений. В данный момент процесс интеграции детей с нарушениями сенсорной 'сферы становится вполне привычным, даже регуляр ным явлением, расширяется и осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде. В основном этот процесс касается таких категорий детей, как глухие, слабослышащие, слепые и слабовидящие.

Рассмотрим процесс интернальной интеграции детей с нарушениями слуха,                                                                                                                    »

Выбор массового общеобразовательного государственного учреждения родителями глухих и слабослышащих детей осуществляется по разным причинам. К наиболее распространенным причинам можно отнести:

1)             нежелание родителей отдавать ребенка в специальную школу, которая в большинстве случаев является учреждением интернатного типа;

2)            так называемая непрестижность специального образовательного учреждения;

3)             готовность ребенка с нарушенным слухом к обучению в массовой общеобразовательной школе;

4)             отсутствие достаточной информации у родителей о системе специального образования для ребенка с нарушением слуха.

В том случае, если ребенок с нарушением слуха по объективным причинам обучается в массовой школе, ему крайне необходимо получение специальной сурдопедагогической помощи, которую должны оказывать дефектологические кабинеты и консультативные пункты. Какие бы уважительные причины ни определяли выбор родителей, необходимо помнить, что интеграция детей с нарушением слуха в массовые школы эффективна лишь для небольшой части этой категории детей. Это те дети, чей уровень общего и речевого развития приблизился к возрастной норме благодаря ранней диагностике и своевременным грамотным кор-рекционным занятиям.

**

 

90. ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РОССИИ

В России в настоящее время действует система интеграции специальных классов в общеобразовательные учреждения. Следующие категории детей могут принять участие в этом процессе:

1)           так называемые группы риска школьной адаптации, или классов компенсирующего обучения. В них входят дети, потенциально способные к освоению массовых образовательных программ, но испытывающие учебные или адаптационные трудности временного характера. В эту группу входят дети с ослабленным здоровьем;

2)          дети с нарушением интеллекта, особенно в тех регионах, где отсутствуют специальные образовательные учреждения для этой группы детей;

3)             классы коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития. Они необходимы в случае отсутствия школ для данной категории детей.

Проблемы адаптации ребенка к школьной среде и проблемы стойкой неуспеваемости являются в настоящее основными в массовом школьном образовании. Детский организм зачастую не приспособлен к быстрой адаптации в условиях постоянно увеличивающегося потока информации, социальных требований и норм. Ко всему этому, как правило, добавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка вследствие ряда причин, среди которых неблагоприятная экологическая обстановка, резкая смена погодных условий и др. С другой стороны, большое влияние на ребенка оказывают условия обучения в современной общеобразовательной школе: классно-урочная система,оценки,необходимость усвоения большого объема знаний в установленный промежуток времени и т. п. Общеобразовательная школа не в состоянии быстро перестроиться, дабы облегчить процесс образования и социализации ребенка в новых условиях. Однако в России и за рубежом давно разработано большое количество программ, направленных на смягчение адаптационных процессов. В нашей стране к их числу можно отнести так называемое дифференцированное обучение учащихся массовой школы. В рамках дифференцированного обучения осуществляется подбор формы организации и методов образования для каждого ребенка в индивидуальном порядке, учитывая состояние его здоровья, готовность к школьному обучению, психофизические особенности и возможность адаптации.

На практике дифференцированное обучение реализуется в функционировании системы классов с щадящими условиями образования и учетом индивидуальных особенностей учеников.

Классы компенсирующего обучения (или классы педагогической поддержки) открываются в соответствии с Законом об образовании и Приказом Министерства образования РФ №333. Согласно этим документам вопрос об открытии такого класса в школе решается педагогическим коллективом и утверждается органами образования местного значения. Количество учеников в таком классе может варьироваться от 10 до 15 человек. Основной контингент классов компенсирующего обучения - дети группы педагогического риска. Такой класс может быть сформирован с первого года обучения. Дети направляются в классы компенсирующего обучения по результатам школьной педагогической комиссии.

**


Информация о работе Шпаргалка по специальной психологии