Сказкотерапия как метод коррекции

Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия как метод корекции.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском  языке сравнительно недавно. И, как  свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

        В науке сказкотерапия – одно  из самых молодых направлений  практической психологии. Действительно,  для направления, для научной   школы, 15-20 лет – срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

        Интересно, что сегодня «сказками»  называют невероятные истории,  которые не могли произойти  в реальности. Но вот вопрос: в какой именно реальности они могли произойти? Подобная постановка вопроса кажется странной? Между тем, даже в сказках различаются два типа реальности – Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных историях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой – опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави существенно изменил его.

        Поэтому происходящее в сказках  реально. Но не столько для  мира социальных отношений, сколько  для мира внутреннего, мира нашей души. В этом контексте важно помнить, что психология – это наука о душе. И о том, что происходит в душе человека как раз и повествуют многие волшебные сказки и легенды. Поэтому изучение тонкой, психической душевной природы человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, мифов, притч.

        Символично, что родина  сказкотерапии как школы – это Санкт – Петербург. Другими словами, сказкотерапия – это одно из немногих направлений практической психологии, оформившихся на российской земле.

        Однако сказкотерапевтам непросто  бывает выделить себя среди  других психологических школ  – ведь сегодня, пожалуй, мало  осталось психологов и педагогов,  представителей творческих профессий,  которые бы не использовали  в своей работе сказочную форму. Поэтому чтобы понять, что такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

        Интересной особенностью сказкотерапии является то, что ни один из трех этапов, благодаря которым сформировалась ее концепция, не закончился. Все три предшествующих этапа, являясь сами по себе важнейшими процессами, продолжаются по сей день.

Этап  спонтанного сложения и передачи истории. С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные и авторские сказки, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки, - жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Мы прекрасно знаем их имена. И среди них – Ганса Христиана Андерсена. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством увлекательной истории.

Этап  научного осмысления метафорического  материала. Начиная сXIX века в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материала. С оформлением теории психоанализа стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологической истории. Карл Густав Юнг высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарий духовных поисков. научное осмысление метафорического материала продолжается по сей день. Многие ученые не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, е примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной. Однако расшифровать их смогут лишь в далеком будущем, когда наука сделает еще немного рывков вперед. В сказках содержится богатейший материал для историков, этнографов, физиологов, культурологов, физиков, биологов, врачей. Материал, который требует расшифровки и осмысления. Материал, который требует, чтобы с ним работало Пробужденное Сознание. Ибо важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях – биологическом, социальном, духовном, - скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях.

        Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. Этот этап называют «психотехническим». Действительно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания. Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!», как вокруг человека создается иная реальность, в которой он ощущает себя творцом. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической школой. Метафора объединяет всех.

        Вобрав в себя основные тенденции этих этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция комплексной сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа. Елены Романовой, Юрия Тележко, Галины Николаевой, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим другим  замечательных людям, подвижникам – постепенно оформляется концепция комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

        Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» - это, прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Поэтому сказкотерапия – это воспитательная система. При этом «воспитание» понимается как «в ось питание», питание оси, жизненного стержня человека; развитие его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно называть «учением об общечеловеческих ценностях».

        Сказкотерапия – это учение  и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают  присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры. Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

        Каждому возрасту, каждому поколению  сказкотерапевт подбирает свой  язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Ее можно описать только языком Сказки.

        У каждого сказкотерапевта свой  опыт. Одни пользуются сказками, легендами, притчами, пересказанными, придуманными другими. И недостатка в «инструментах» психологической и педагогической работы у них просто не бывает. Другие обладают даром сочинения, создания новых историй. Даром переводить социальную действительность в тонкую реальность внутренних переживаний. Таким даром обладает Ганс Христиан Андерсен. В основе этого дара – уникальная работа механизма интроекции: процесс переведения внешних впечатления во внутренние образы, переживания сопровождается проявлением ярких метафор и сюжетных комбинаций. Таким образом, не всегда яркая, красивая внешняя действительность трансформируется в красочную и увлекательную действительность внутреннюю. И внутреннее переживание жизни становится самым настоящим Приключением. Приключением, в котором нет места скуке, а возникающие проблемы воспринимаются как трудности Пути, испытания на стойкость и возможность проявить себя в неожиданном качестве.

Таков взгляд сказочника, таков взгляд сказкотерапевта. А  сказка – язык, посредник для  того, чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Язык, на котором иногда сказкотерапевт уговаривает душу человека пробудиться ото сна, навеянного социальными иллюзиями и эгоистичными ожиданиями. Сказку нередко гонят от себя, но отогнав, создают новые сказочные истории. Примерами «новых сказок» являются современные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы. Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторяются в жизни отдельного человека, а также этнических и социальных групп. Об этом знали сказочники. Знал об этом и Вильгельм Гауф. Поэтому превратил сборник своих сказок таким предисловием.

Вильгельм Гауф.

Сказка  под видом Альманаха.

        В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто  в ее вечнозеленых садах никогда  не заходит солнце, царствовала,  с незапамятных времен и до  наших дней, королева Фантазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Но королева обладала слишком любвеобильным сердцем, чтобы довольствоваться благодеяниями у себя в стране; она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетела на Землю, ибо она слышала, что там обитают люди, которые проводят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как прекрасная королева прошла по земным долам, люди стали радостней за работой, беззаботней в своей печали.

        Своих детей, не менее прекрасных  и приветливых, чем сама царственная  мать, она тоже послала на Землю  дарить счастье людям. Однажды  Сказка, старшая из дочерей королевы, возвратилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.

        - Что с тобой, душенька Сказка, - обратилась к ней королева, - отчего со времени путешествия  на Землю ты так печальна и грустна? Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

        - Ах, милая мама! – отвечает Сказка. – Конечно, я не стала бы  так долго молчать, если бы  не знала, что эта печаль  также и твоя.

        - Нужды нет, говори, дочь моя, - сказала прекрасная королева, - горе- это тяжесть, которая не под силу одному и с которой легко справиться вдвоем.

        - Ну так слушай же, - отвечала  Сказка, - ты знаешь, как охотно  я провожу время среди людей,  с какой радостью присаживаюсь  я у хижины бедняка, чтобы после работы поболтать с ним часок; люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз все было по-иному!

        - Бедная Сказка! – сказала королева  и погладила ее по мокрой от слез щеке. – Но, может быть, тебе так только показалось?

        - Верь мне, я не заблуждаюсь, - возразила Сказка, - они меня  разлюбили. Повсюду, куда я  прихожу, меня встречают холодные  взгляды; нигде мне не радуются; даже дети, которые меня  всегда любили, смеются надо мной, и с серьезным не по летам видом, отворачиваются от меня.

        Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчивости.

        - Но чем же объяснить, Сказка, - спросила королева, - что люди  там, на земле, так изменились? 

        - Видишь ли, они расставили повсюду  мудрых сторожей, которые зорко следят за тем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остается уже ни любви, ни искорки доверия. Ах! Хорошо моим братьям, снам; не обращая никакого внимания на тех мудрецов, весело и легко слетают они на землю к спящим людям и навевают им все, что радует сердце и веселит взор.

        -.Твои братья – ветрогоны, - сказала  королева, - и тебе, любимица моя,  нечего им завидовать. А сторожей  тех я знаю хорошо; люди вовсе  не так уже не правы, поставив  их; не один бойкий проходимец  делал вид, будто прямым путем явился из моего царства, а на самом деле он разве что заглянул к нам с какой-нибудь горы.

        - Но почему же они наказывают за это меня, твою настоящую дочь? – плакала Сказка. – Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они обозвали меня старой девой и пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.

        - Как! Не впустить мою дочь? – воскликнула королева, и гнев  залил краской ее щеки. – Однако  мне ясно, откуда это исходит:  нас оклеветала злая тетка! 

        - Мода? Неужели? – воскликнула Сказка. – Она ведь всегда такая приветливая!

        - Я ее, лицемерку, хорошо знаю! – отвечала королева. – Но  сделай ей назло еще одну  попытку, дочь моя; кто творит  добро, тому не пристало унывать.

Информация о работе Сказкотерапия как метод коррекции