Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат
«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.
- Но ведь все эти действия относятся лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!
- Что ж, я согласен, - ответил учитель, - мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы настоящие проблемы этих людей и как их решить.
Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины.
Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:
- Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?
Первый ученик сказал:
- Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.
- Если ты сделаешь это на свой страх и риск, то начинай, - ответил учитель.
Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:
- Я могу совершить чудо, которое
вы относите к особому
- Хватайте его! – закричали жрецы.
Ученика схватили и увели,
Мудрец с учениками тронулись в путь, и через некоторое время подошли к территории второй общины. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.
С позволения учителя он
- Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а всего лишь средствам, с помощью которых она может быть произведена.
Таким образом, вы лишены возможности использовать саму вещь. Я научу вас пользоваться огнем.
Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:
- так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Но, как пришелец, незнакомый с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!
Путешественники двинулись
- Этот идол изображает человека,
олицетворяющего собой
- Может быть и так, - ответили ему, - но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.
- Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на определенные факты, - сказал третий ученик.
- Все это ересь. К тому же, ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке, и не принадлежит к священникам, обращенным в нашу веру! – заворчали жрецы.
И этому ученику не удалось добиться успеха.
Группа продолжала свое
- История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.
В толпе возникло
- Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.
Но когда мудрей и его ученики испытали говоривших, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы большинства людей этой общины были пропитаны извращенными легендами. И те, кто воображал себя способным представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были
Слишком торопливы, и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:
- Конечно, в легендах нет
И еще одно мнение представила четвертая община:
- наши легенды должны
Надо сказать, что были еще и другие точки зрения в четвертой общине.
Итак, группа путешественников
И сказал мудрец своим
- Вы должны научиться тому, как
учить. Ибо человек не желает,
чтобы его учили. Сперва вы
должны научить людей тому, как
научиться. А перед этим
Как часто психолог или педагог, родитель или психотерапевт оказывается в роли учеников и мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало профессиональных трагедий случается оттого, что разумное слово не достигло ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И психолог нам не помог…». Не помог не потому, что был не прав. И не помог, потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жизни. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»
Притча призывает нас
История об огне проливает
свет на задачи
Ответ мы найдем в суфийской
притче о жадных сыновьях.
Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то и таком-то поле, то найдут зарытые сокровища.
Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обнаружили. Они решили, что отец, по своей щедрости, раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый урожай.
Продав пшеницу, они целый год жили в достатке. Однако после первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть. Поэтому братья заново перекопали поле, но с тем же успехом. Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.
Вот так же обстоят дела
и с изучением науки о
Кажется, все просто – нужно побудить клиента, независимо от возраста, совершить действие, которое поможет ему развиться. Однако. Что же это за действие? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны – но где уверенность в том, что проблемы будут решены?
Обратимся к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал ресурс недостатков своих сыновей. Любое качество, черта нашего характера является двойственной, и придает нашим действиям определенную энергию. Энергия эта может быть использована для реализации как созидательной, так и разрушительной стороны определенной черты нашего характера. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивы и жадны. То есть, мы знакомы только с разрушительной стороной их качеств. Иначе говоря, с их недостатками. Созидательная сторона лени – трудолюбие, а жадности – щедрость. То есть эти качества являются ресурсом недостатков. Образно говоря, «достатками». Мудрый крестьянин «заинтриговал», создал приманку, отвлек разрушительные стороны личности своих сыновей – леность и жадность. И в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия – трудолюбие и щедрость.
Может быть, нужно по примеру крестьянина, научиться видеть оборотную сторону проблемы? Под агрессивностью скрывается миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву – смелость, Страшиле – мозги, Железному Дровосеку – чуткое любящее сердце. А ведь всем этим они изначально обладали. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что качество сформировано.
Итак, в задача сказкотерапевта
входит не только видение
Сказкотерапия
как способ передачи знаний о жизни
В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции… Но тем не менее, они от этого не были менее «социально адаптированными». Возникает вопрос – почему . может быть, потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта? Может быть, потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?
Странно, но сегодня на прием к психологу обращается немало родителей одаренных, хорошо интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто их источником оказывается чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам . чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!
Издавна житейский опыт
Известно,
что наши предки занимались
воспитанием детей,