Сказкотерапия как метод коррекции

Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия как метод корекции.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

        - Но ведь все эти действия относятся лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!

        - Что ж, я согласен, - ответил учитель, - мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы настоящие проблемы этих людей и как их решить.

        Итак, мудрец и его ученики  достигли первой общины.

Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:

        - Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям  правду?

  Первый ученик  сказал:

        - Во имя истины я считаю  себя обязанным поговорить с  ними.

        - Если ты сделаешь это на  свой страх и риск, то начинай, - ответил учитель.

        Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:

        - Я могу совершить чудо, которое  вы относите к особому проявление  божества. Если я это сделаю, вы  признаете, что уже много веков  находитесь в заблуждении?

        - Хватайте его! – закричали  жрецы.

        Ученика схватили и увели, больше  его никто никогда не видел. 

        Мудрец с учениками тронулись  в путь, и через некоторое время  подошли к территории второй  общины. Там поклонялись орудиям  разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.

        С позволения учителя он сказал:

        - Я хочу поговорить с вами  как с разумными людьми. Вы  поклоняетесь даже не самой  вещи, а всего лишь средствам,  с помощью которых она может  быть произведена. 

Таким образом, вы лишены возможности использовать саму вещь. Я научу вас пользоваться огнем.

        Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:

        - так как ты наш гость, мы  почтили тебя гостеприимством.  Но, как пришелец, незнакомый с  нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!

        Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола изображающего человека – открывателя огня. Третий ученик обратился к руководителям общины так:

        - Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность,  которую способен использовать, не так ли?

        - Может быть и так, - ответили ему, - но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.

        - Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на определенные факты, - сказал третий ученик.

        - Все это ересь. К тому же, ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке, и не принадлежит к священникам, обращенным в нашу веру! – заворчали жрецы.

        И этому ученику не удалось  добиться успеха.

        Группа продолжала свое путешествие,  пока не прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед собранием людей выступил четвертый ученик. Он заявил:

        - История о добывании огня  правдива. Я знаю, как добывать  огонь. 

        В толпе возникло замешательство  и разноголосые мнения. Некоторые  говорили: 

        - Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать  огонь.

        Но когда мудрей и его ученики  испытали говоривших, оказалось,  что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы большинства людей этой общины были пропитаны извращенными легендами. И те, кто воображал себя способным представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были

Слишком торопливы, и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.

        Были и такие люди в четвертой  общине, которые заявляли:

        - Конечно, в легендах нет ничего  правдивого. Этот человек хочет одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.

        И еще одно мнение представила  четвертая община:

        - наши легенды должны оставаться  такими, какие они есть. Ведь это  наше наследие, объединяющее всех  нас. Если мы сейчас откажемся  от них, а затем обнаружим,  что новое толкование никуда не одно. Что тогда станет с нашим обществом?

        Надо сказать, что были еще  и другие точки зрения в  четвертой общине.

        Итак, группа путешественников отправились  дальше и пришла, наконец, на территорию пятой общины, где разведение огня было делом обычным и общедоступным.

        И сказал мудрец своим ученикам:

        - Вы должны научиться тому, как  учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сперва вы  должны научить людей тому, как  научиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди воображают, что они уже все знают, и хотят изучать то, чему, как они думают, необходимо научиться. А не то, что должно быть изучено прежде всего. И только когда вы поймете все это, мы сможем изобрести метод обучения. Знания без специальной способности к учению – это не то же самое, что знание и их способность.  

Как часто психолог или педагог, родитель или психотерапевт  оказывается в роли учеников и  мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало профессиональных трагедий случается оттого, что разумное слово не достигло ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И психолог нам не помог…». Не помог не потому, что был не прав. И не помог, потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жизни. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!» 

       Притча призывает нас познакомиться  с «системой верований» нашего клиента. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы – это его способ адаптации. И если он к нам пришел за советом,  значит, он хочет что-то улучшить, или старый способ его тяготит. Но достаточно ли он терпелив для изменений? Если мы сразу дадим ему совет, кто не имеет личностного и ситуационного ресурса им воспользоваться, не окажемся ли мы в положении учеников из притчи об огне? Оказывается, на пути помощи ближнему множество подводных камней.

        История об огне проливает  свет на задачи сказкотерапевтов. По завету мудреца, мы должны  научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос как способ адаптации. По совету мудреца, нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, задача ясна. Но кА это сделать?

        Ответ мы найдем в суфийской  притче о жадных сыновьях.  

        Жил когда-то трудолюбивый и  щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то и таком-то поле, то найдут зарытые сокровища.

        Как только крестьянин умер, его  сыновья пришли в поле и  стали усердно и внимательно  перекапывать землю вдоль и  поперек, но сокровищ так и  не обнаружили. Они решили, что отец, по своей щедрости, раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый урожай.

        Продав пшеницу, они целый год жили в достатке. Однако после первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть. Поэтому братья заново перекопали поле, но с тем же успехом. Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

        Вот так же обстоят дела  и с изучением науки о человеческой  судьбе и смысле жизни. Учитель,  сталкивающийся с нетерпеливостью,  смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершить  действия, которые, как он знает, помогут им развиться. Но истинная функция и цель этих действий самим ученикам часто неизвестны из-за незрелости.  

        Кажется, все просто – нужно побудить клиента, независимо от возраста, совершить действие, которое поможет ему развиться. Однако. Что же это за действие? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны – но где уверенность в том, что проблемы будут решены?

        Обратимся к притче. Секрет крестьянина  в том, что он использовал  ресурс недостатков своих сыновей. Любое качество, черта нашего характера является двойственной, и придает нашим действиям определенную энергию. Энергия эта может быть использована для реализации как созидательной, так и разрушительной стороны определенной черты нашего характера. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивы и жадны. То есть, мы знакомы только с разрушительной стороной их качеств. Иначе говоря, с их недостатками. Созидательная сторона лени – трудолюбие, а жадности – щедрость. То есть эти качества являются ресурсом недостатков. Образно говоря, «достатками». Мудрый крестьянин «заинтриговал», создал приманку, отвлек разрушительные стороны личности своих сыновей – леность и жадность. И в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия – трудолюбие и щедрость.

        Может быть, нужно по примеру крестьянина, научиться видеть оборотную сторону проблемы? Под агрессивностью скрывается миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву – смелость, Страшиле – мозги, Железному Дровосеку – чуткое любящее сердце. А  ведь всем этим они изначально обладали. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что качество сформировано.

        Итак, в задача сказкотерапевта  входит не только видение оборотной  стороны проблемы, но и пробуждение  Веры.  

Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни 

        В наш просвещенный век трудно  представить себе, как далекие  предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции… Но тем не менее, они от этого не были менее «социально адаптированными». Возникает вопрос – почему . может быть, потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта? Может быть, потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?

       Странно, но сегодня на прием  к психологу обращается немало  родителей одаренных, хорошо интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто их источником оказывается чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам . чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!

      Издавна житейский опыт передавался  через образные истории. Однако  опыт опыту рознь. Можно просто  рассказать историю, которая произошла  недавно. А можно не просто  рассказать интересный сюжет,  но и сделать определенный  вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно эти истории являются основой сказкотерапии.

     Известно, что наши предки занимались  воспитанием детей, рассказывая  им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился явным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают обычаи, не понимают их смысла, считают «пережитком прошлого».  Но ведь это, не так! В обычаях, сказках, мифах, легендах, описаны основы безопасной и созидательной жизни. И, может быть, сегодня, перейдя а новое тысячелетие, мы будем осмыслять наше наследие заново?

Информация о работе Сказкотерапия как метод коррекции