Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат
«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.
Идея метаморфозы несет важный
смысл. Душа человека, его характер,
система ценностей имеют
Однако трансформация
Обитатели волшебного мира – это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.
По-видимому, появление волшебных
существ связано с
Живя в тесном контакте с
природой, наши предки постепенно
понимали «характер»
Такие рассуждения могут
Сегодня осмысленное бережное
отношение к природе –
Безусловно, не на страхе перед
наказанием должно строиться
отношение человека к природе.
Знание и любовь – вот
Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало информации из мифологии и философии Древней Греции, а также исследований великого Парацельса.
Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы даёт нам богатый инструментарий для развития личности.
Давайте попробуем поговорить с ребенком или подростком о духах земли. Известно их многообразие. Они живут под землей, на земле, в лесу, в деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. От места обитания зависит и характер. Чем жестче условия, тем суровей характер. В западных сказках мы встречаемся с гномами. Они берегут и осваивают недра земли. Их взаимодействия с человеком зависит от него. Если он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, - гномы ему помогут и одарят его. Если нет, гномы могут принести вред. Блеск сокровищ недр земли не должен вызывать у человека жадности, ведь так не долго и потерять голову, - этому учат нас гномы.
Невидимые существа живут в
лесу. Быть может, в каждом дереве
есть свой дух? Тогда можно
ли бездумно ломать ветки,
Но как же строить дома, если не рубить лес, спросите вы. Опытные лесорубы рассказывают, что прежде чем срубить дерево, нужно мысленно договориться с хранителями леса и самим деревом. Поблагодарить, показать, что лес пойдет на нужное и достойное дело. Так осмысленное из разрушительного может превратиться в созидательное. Если все это мы не успели донести до взрослых, может быть, успеем рассказать детям?
Окружающий мир создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение.
Духи земли живут и в жилищах: это домовые. Домовой охраняет дом, и постепенно перенимает характер хозяина. Если хозяин ленив, то у домового может испортиться характер. Поэтому, чтобы дом был защищен, он должен быть чистым и уютным. Быть может, эта информация будет мотивировать некоторых детей к поддержанию порядка.
Среди духов земли есть и злые существа. Чтобы понять, почему у них такой характер, нужно прочитать сказку, героями которой они являются, и подумать, почему они проявляют такие качества. Подобные рассуждения разовьют в ребятах способность к пониманию мотивов и состояний другого.
Итак, разговоры об волшебных существах – это не увлечение шаманизмом. Это один из методов экологического воспитания и образования.
Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать, что в воздухе и цветах живут маленькие эльфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?
Об обитателях волшебного мира создано и может быть еще написано множество красивых и поучительных историй. И вот одна из сказок, поведанных Андреем Гнездиловым. Она носит название «Цветок эльфа».
Жили-были в городе Санкт-
Была осень, и среди трав и листьев она вдруг увидела незнакомые цветы. Они так нежно благоухали и, словно, сами просились в руки… Будь рядом Лед, Диала поддалась бы искушению. Он всегда был против того, чтобы рвать цветы.
- Им может быть так же больно, как и нам, - говорил он. – К тому же мы не знаем их жизни. А вдруг у них есть дела поважнее, чем просто служить нам украшением.
Но Лед остался в городе, а
досада на него заставила
Возвращаться в парк было
Всю долгую зиму Эльф
- Что с тобой случилось? Ты превратился в старика и весь позеленел как кузнечик. Бедняга Эльф расплакался и рассказал о своей несчастной судьбе. Увы, его история вызвала больше смеха, чем сочувствия.
- Ты получил хороший урок, - сказали ему эльфы. – Твоя лень и постоянное желание поспать наказаны судьбой. В следующий раз ты уж не будешь опаздывать к отлету. Ты сам виноват в своей участи. Но эльф не мог смериться с этим.
- Я-то лучше знаю, кто виноват, - пробормотал он, - и сумею наказать обидчицу.
Много волшебных растений в парке, а Эльф еще знал немало наговоров. И вот, когда Диала в очередной раз пришла в парк, кто-то кольнул ее в шею. Она хотела поднять руку – и вдруг превратилась в цветок. Это было ужасно: в одно мгновение потеряла способность двигаться, говорить, и конечно же, играть, а последнее было для нее самой большой потерей. Ведь она так любила музыку!
К счастью, в парке время
от времени появлялись
Люди с тревогой вошли в комнату, где она стояла. Они слышали ее игру и думали, что их посетило привидение. Меж тем, цветы, которые стояли рядом, завяли, их выбросили. К хозяйке дома пришли гости, и один из них сыграл на рояле какой-то экспромт. В награду ему подарили цветок Диалу.
- Вы заслужили цветок, который
не вянет, как Ваш талант! –
сказала хозяйка. Молодой