Сказкотерапия как метод коррекции

Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия как метод корекции.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

        Идея метаморфозы несет важный  смысл. Душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс  положительных изменений. И это  то, что может подкрепить нашу  Веру в успех. Немало примеров  того,  как люди коренным образом  меняют свою жизнь, внешность, имидж, систему взглядов. И это для них  является новой эволюционной ступенью. Итак, трансформация как аспект волшебства подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.

        Однако трансформация происходит  благодаря и  недоброму волшебству, колдовству. И если трансформация  позитива, то разве можно назвать  «хорошим» превращение в Карлика  Носа, в лягушку, чудовище? Оказывается  можно, если смотреть на конечный результат, оборотничество в нелицеприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто приобретают веру. Что, безусловно, позитивно с точки зрения развития души. 

  1. Четвертый аспект волшебства – проявление обитателей волшебного мира.

        Обитатели волшебного мира – это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.

        По-видимому, появление волшебных  существ связано с одушевлением  природных сил. Мы знаем, что  когда человек не может что-то себе объяснить, он создает образ, а потом и миф, сказку. Природа по отношению к человеку не проявляет себя одинаково. Она многое дает, но бывает, что и отбирает. Чаще всего это случается тогда, когда человек нарушает важный закон взаимоотношений. Поэтому волшебные существа, олицетворяющие природные силы, бывают не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Но также злыми, коварными, опасными, иногда – глупыми.

        Живя в тесном контакте с  природой, наши предки постепенно  понимали «характер» окружающего  мира. Характерологическими персоналиями окружающей природы стали выступать обитатели волшебного, тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они охраняют закон на данной территории. И если человек хочет жить в выбранном месте, он должен почтительно относиться к невидимым существам.

        Такие рассуждения могут показаться  вам, дорогие читатели, архаичными. Однако, вера в волшебных существ  предохраняла людей от безумного  и потребительского отношения  к природе. Предки знали, что  если все время брать, разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно настигает наказание.

        Сегодня осмысленное бережное  отношение к природе – насущная  необходимость. Не так давно  нам повезло быть в Северной  Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы удивлялись гостеприимности и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя сердиться – рядом горы» . Немало интересных, завораживающих даже современного человека, историй рассказывают и об озере Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера как могут стараются сохранить экологию.

        Безусловно, не на страхе перед  наказанием должно строиться  отношение человека к природе.  Знание и любовь – вот ключевые  энергии этих взаимоотношений.

        Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало информации из мифологии и философии Древней Греции, а также исследований великого Парацельса.      

        Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?..  Так, или иначе, идея Живой Природы даёт нам богатый инструментарий для развития личности.

        Давайте попробуем поговорить  с ребенком или подростком  о духах земли. Известно их  многообразие. Они живут под землей, на земле, в лесу, в деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. От места обитания зависит и характер. Чем жестче условия, тем суровей характер. В западных сказках мы встречаемся с гномами. Они берегут и осваивают недра земли. Их взаимодействия с человеком зависит от него. Если он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, - гномы ему помогут и одарят его. Если нет, гномы могут принести вред. Блеск сокровищ недр земли не должен вызывать у человека жадности, ведь так не долго и потерять голову, - этому учат нас гномы.

        Невидимые существа живут в  лесу. Быть может, в каждом дереве  есть свой дух? Тогда можно  ли бездумно ломать ветки, рубить деревья, оставлять мусор? Как отнесется к этому хранитель леса? Раньше его называли лешим. Он может погибнуть вместе с лесом, наказать, или уйти глубоко в самые дремучие дебри. Но, лишившись хранителя, будет ли лес одаривать людей ягодами и грибами? Зато как щедр лес с тем, кто с любовью следит за ним и ухаживает. Попробуйте написать сказку, рассказывающую о ваших ощущениях в лесу. И иногда не возникает разрушительных желаний.

        Но как же строить дома, если  не рубить лес, спросите вы. Опытные лесорубы рассказывают, что прежде чем срубить дерево, нужно мысленно договориться  с хранителями леса и самим  деревом. Поблагодарить, показать, что лес пойдет на нужное и достойное дело. Так осмысленное из разрушительного может превратиться в созидательное. Если все это мы не успели донести до взрослых, может быть, успеем рассказать детям?

        Окружающий мир создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение.

       Духи земли живут и в жилищах:  это домовые. Домовой охраняет дом, и постепенно перенимает характер хозяина. Если хозяин ленив, то у домового может испортиться характер. Поэтому, чтобы дом был защищен, он должен быть чистым и уютным. Быть может, эта информация будет мотивировать некоторых детей к поддержанию порядка.

        Среди духов земли есть и  злые существа. Чтобы понять, почему  у них такой характер, нужно прочитать сказку, героями которой они являются, и подумать, почему они проявляют такие качества. Подобные рассуждения разовьют в ребятах способность к пониманию мотивов и состояний другого.

        Итак, разговоры об волшебных  существах – это не увлечение шаманизмом. Это один из методов экологического воспитания и образования.

        Если ребенок будет знать, что  в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать, что в воздухе и цветах живут маленькие эльфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

        Об обитателях волшебного мира  создано и может быть еще  написано множество красивых  и поучительных историй. И вот одна из сказок, поведанных Андреем Гнездиловым. Она носит название «Цветок эльфа».

 

        Жили-были в городе Санкт-Петербурге  двое людей. Его звали Лед,  а ее Диала. Он был садовник, а она музыкант. Лед любил музыку ,особенно, когда ее исполняла  Диала ,а она любила цветы,  особенно те, что вырастил  Лед. Все было хорошо, пока однажды они не поссорились. Причина была пустяковая, но день оказался страшно неудачливым для всех. И вот Диала одна отправилась в Павловский парк, чтобы развеять свое настроение.

        Была осень, и среди трав и листьев она вдруг увидела незнакомые цветы. Они так нежно благоухали и, словно, сами просились в руки… Будь рядом Лед, Диала поддалась бы искушению. Он всегда был против того, чтобы рвать цветы.

        - Им может быть так же больно, как и нам, - говорил он. – К тому же мы не знаем их жизни. А вдруг у них есть дела поважнее, чем просто служить нам украшением.

        Но Лед остался в городе, а  досада на него заставила Диалу  поступить по-своему. Она сорвала  цветы поспешила домой, так  как на небе собирались тучи. И надо же было, чтобы в одном из цветков сладко спал маленький Эльф! Когда он проснулся, то не сразу понял, где находится. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что невольно попал в плен к людям. А ведь именно в этот день его близкие эльфы собирались улететь вместе с птицами в жаркие страны.

        Возвращаться в парк было слишком  далеко, да он и не смог бы  найти дороги. К счастью, в дом  пришел Лед и принес гладиолусы. Эльф кинулся к ним, чтобы  утолить голод цветочным нектаром  и немного успокоиться. Меж тем, проходило время. Последние листья облетели с деревьев. Диала была слишком занята, чтобы выезжать в парк, и только ее игра на рояле отвлекала Эльфа от самых печальных мыслей. Ведь все реже Лед приносил цветы, их время проходило, и Эльфу грозил настоящий город, если бы не старый кактус, что жил на подоконнике. Приходилось питаться его горьким соком. Увы, столь однообразная диета заставила Эльфа быстро осунуться. Он похудел, у него выросла борода, и странно испортился характер.

        Всю долгую зиму Эльф проклинал  свою судьбу и негодовал на  Диалу. Лед вызывал в нем  более добрые чувства. Ведь  он время от времени умудрялся  приносить цветы, хотя за окном  лежали сугробы, и завывали  вьюги. И вот наконец наступила  весна. Эльф забрался в шляпу Диалы, когда она снова собралась в Павловск. Первая трава пробилась на поверхность земли, подснежники и одуванчики робко  улыбались теплым солнечным лучам. Эльф радостно кинулся к знакомым дорожкам. В чашечках цветов он встретился с первыми эльфами, что вернулись в парк, но они едва узнали его.

        - Что с тобой случилось? Ты  превратился в старика и весь  позеленел как кузнечик. Бедняга  Эльф расплакался и рассказал  о своей несчастной судьбе. Увы,  его история вызвала больше  смеха, чем сочувствия.

        - Ты получил хороший урок, - сказали ему эльфы. – Твоя лень и постоянное желание поспать наказаны судьбой. В следующий раз ты уж не будешь опаздывать к отлету. Ты сам виноват в своей участи. Но эльф не мог смериться с этим.

        - Я-то лучше знаю, кто виноват, - пробормотал он, - и сумею наказать обидчицу.

Много волшебных  растений в парке, а Эльф еще знал немало наговоров. И вот, когда Диала  в очередной раз пришла в парк, кто-то кольнул ее в шею. Она хотела поднять руку – и вдруг превратилась в цветок. Это было ужасно: в одно мгновение потеряла способность двигаться, говорить, и конечно же, играть, а последнее было для нее самой большой потерей. Ведь она так любила музыку!

        К счастью, в парке время  от времени появлялись оркестры  или бродячие музыканты. Они хоть немного утешали ее. Да, месть Эльфа удалась на славу. Бедный  Лед много раз прибегал в парк и искал Диалу. Однажды, взгляд его остановился на ней. Она задрожала. Вот сейчас он сорвет ее и увезет в город! Но он лишь вздохнул и пошел дальше. Не в его правах было рвать цветы. Зато нашлись другие люди, которые увидели прекрасный цветок, сорвали и увезли в свой дом. Она стояла в вазе на старинном рояле, так напоминавшем ей собственный инструмент. Наступила ночь. Лунные лучи скользнули в комнату и коснулись Диалы. И вдруг она снова превратилась в человека. Забыв о всех горестях, она тотчас открыла рояль и стала играть. Мысли и чувства ее, стосковавшиеся по музыке, унесли ее так далеко, что она и не заметила, что пришло утро. И тут снова к ней вернулся образ цветка, и она застыла в вазе.

        Люди с тревогой вошли в комнату, где она стояла. Они слышали ее игру и думали, что их посетило привидение. Меж тем, цветы, которые стояли рядом, завяли, их выбросили. К хозяйке дома пришли гости, и один из них сыграл на рояле какой-то экспромт. В награду  ему подарили цветок Диалу.

        - Вы заслужили цветок, который  не вянет, как Ваш талант! –  сказала хозяйка. Молодой человек  принес Диалу домой, но забыл  поставить в воду. Если бы не  лунные лучи, она бы погибла. Но вновь они превратили ее в человека. Она вновь напилась воды и задумалась о том, что же ей делать. В любой момент она могла превратиться в цветок и стать пустой забавой в руках людей. А их небрежность может стоить ей жизни.

Информация о работе Сказкотерапия как метод коррекции