Сказкотерапия как метод коррекции

Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия как метод корекции.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Вот один из примеров: восьмилетние дети за столом хулиганят, пихают друг друга, бросают хлебом. Каждый учитель, проходит мимо , делает им замечание. Однако, стоит взрослым отвернуться, безобразие продолжается. Наверное, такую ситуацию могли наблюдать многие. Но что же делать? Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, столкнувшись с подобной ситуацией, обратилась к обычаю и поговорила об этом с детьми, вот как это было:

- Ребята, а знаете  ли вы, о таком старинном русском  обычае: во время обеда глава  семьи садился во главу стола с большой ложкой. Сам не ел, он следил за тем, как ведут себя члены его семьи за столом. И если кто-то начинал себя плохо вести, что он делал?

- Давал ложкой  по лбу, - отвечают ребята.

- Правильно,  значит, вы знаете этот старинный  обычай.

- Это непедагогично, - замечает один из «продвинутых» мальчишек.

- Почему «непедагогично»? 

- Потому что  детей бить нельзя, - уверенно  заявил молодой человек. 

- Это верно.  Но ведь обычай-то был. Значит, он был зачем-то нужен. Зачем?

- Чтобы дети  вели себя нормально за столом.

-Безусловно! Но  зачем бить ложкой по лбу?

-Чтобы было  больно, и в следующий раз дети  вели себя хорошо, - предлагают  ребята.

- То есть, вы  считаете, что дети будут вести  себя хорошо, потому что боятся  получить по лбу?

-Да.

-Это значит, что обычай держится на страхе. Но это не совсем так. Давайте подумаем, что может произойти, если ребенок будет за столом кривляться, громко разговаривать, петь песни, толкаться и так далее?

- В лоб получит. 

- А если некому  будет в тот момент дать  в лоб?

- Тогда подавиться может.

- А если серьезно  подавиться, что может произойти? 

- Попадет не  в то горло, и умрет.

- Может быть  и так. Что же у нас получается? Зачем же отец сидел во главе  стола с большой ложкой?

- Чтоб в не  то горло не попало, что ли?

- Получается, что и для этого тоже. Получается, что обычай построен не на страхе, а на чем?

- ???

- Это называют  заботой. Глава семьи, заботясь  о свих шаловливых детях, сидел  с большой ложкой. Он не был  зол на детей, он понимал,  что уберечь ребенка от опасности  можно только с помощью моментально действия. Раз – и готово. И не нужно тратить столько лишних слов. Ведь пока объяснишь ребенку, что это для его же блага, может случиться непоправимое. Сигнал ложкой был в далекие времена предупреждением отца -  ты в опасности, если не изменишь поведение, попадешь в беду. Сегодня многие забыли о смысле этого, да и других обычаев, хотя они объясняют многое в жизни. Так что, ребята, то, что учителя уже несколько раз строго советовали вам прекратить, продиктовано именно заботой о вас. Кстати, и многие запреты родителей связанны с заботой…  

«Теория»  волшебства. 

        Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сразу вспоминают волшебные  истории. «Сказка – это что-то  волшебное!» - говорят многие. А  что такое волшебство? Чудо; то, чего не может быть в реальности; проявление необычных сил, - скажите вы. Удивительно, но сам слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница», - говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то созидательные способности. Похоже, волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще всего именуют колдунами, чернокнижниками. Итак, согласно нашей идее, волшебники выступают преимущественно в качестве Созидателей, а колдуны – в качестве Разрушителей.

        Давайте попробуем подойти к волшебству с «научной точки зрения» (при этом мы не имеем в виду практическую магию!)  

  1. Первый  аспект волшебства – искусство формирования особого состояния души.

 

Есть люди, которые  без специальных психологических  упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Какие бы обстоятельства и ситуации не охватывали их тесным кольцом, эти люди удивительным образом решают трудности. Может, это происходит благодаря тому, то они не поддаются панике и суете, верят в созидательную природу человека, и живут в соответствии с этими ценностями. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все в «руках спорится». Не это ли можно назвать волшебством?

        У замечательного петербургского  сказочника Андрея Владимировича Гнездилова есть чудесная сказка о таких людях. Называется эта история «Дворник».

 

        В одной небольшой стране был  зимний вечер. А в ее самом большом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в первую очередь – дворников. Они считали себя обиженными и не собирались работать на весь город. – Нам слишком мало платят за наш тяжелый труд, - говорили они. – Всех детей, кто плохо учится, стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-то требовать, не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получаем одну и ту же зарплату.

        Итак, город засыпало снегом. И  лишь на одной улице работал  единственный дворник. Он старательно  расчищал тротуары, проделывал дорожки  среди сугробов и, даже справившись  со своим участком, переходил  на следующий. Короче говоря, это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И, конечно же, он вызывал самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гулять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них все остальные дворники, - ругали. Объяснений его поведению находилось множество.

        - Чего ж ему работать, если  он побогаче нас с вами? –  говорили одни. – Посмотрели бы  вы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает денег,  сунет их в карман и идет  дальше.

        - Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые постоянно теряют деньги, - утверждали другие.

        - Неспроста он завлекает жителей  гулять по своей улице. Они  гуляют, а денежки у них так и падают, так и падают, - заявили третьи.

        - Да ему больше делать нечего, как работать, - твердили четвертые.  – Здоров, всем доволен, самый  счастливый. Вот и все дела. 

        Но самое печальное, что все эти сплетни никто не брался опровергать. Даже те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его вполне нормальным. А может, и впрямь он был чудаком.… Ведь когда его спрашивали, он никогда не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и самый богатый, и саамы здоровый, и самый счастливый человек в городе. Меж тем, именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы помолчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он рассердил метель, и он не кончалась, чтобы проверить его терпение. 

        Так до утра они и боролись, а в результате весь город  засыпало снегом до самых крыш.

        Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому  что не зачем рисковать здоровьем  и жизнью, пробираясь через сугробы. А главное – не их дело расчищать город от снега, а дворников. 

        Так прошел не один день,  и жители стали замерзать, голодать. Они умирали, проклиная двориков. Но никому не пришло в голову взять лопату и выйти на улицу. Ведь это не их дело.

        А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собирались вместе, чтобы составить заговор.

        - Пришел нас час! – торжественно  решили они. – Весь город  и его судьба в наших руках.  Всю свою жизнь мы были самыми униженными среди всех. Теперь мы станет выше всех.

        И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали  от правительства отдать им  всю власть в государстве. Что  был делать городским советникам, как не подчинится? Один за  другим откапывали дворники дома  и тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.

        Первый указ нового правительства  гласил, что всем жителям страны  вменяется в первейшую обязанность  соблюдать чистоту, дабы облегчить  работу дворникам. Правда, после  этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь долго попирали. Второй указ был направлен против того чудака, который был бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника и заодно той высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд.

        Чудак не противился. Лишь спросил,  можно ли ему стать строителем  и, получив согласие, удалился  из города.

        Прошло немного времени. Как-то  через эту страну проезжала  прекрасная принцесса. Только один взгляд на нее вызывал самые пылкие восторги. Воистину, она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.

        - О, если б она осталась жить  у нас, - говорили люди, - мы могли  бы гордиться своей страной. Она прославила ее на весь мир!

        Да, в присутствии принцессы все  ощутили свою бедность. В стране  была только чистота, а кроме  нее, ничего больше не было. С тех пор, как все стали  наводить порядок и заниматься  уборкой, государство опустело. Все старое сносили и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и мусора, животные загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.

        И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, она удивленно спросила:

        - А что же у вас есть, ради чего можно жить?

Никто не мог  ответить на это вопрос. Для всех это и была бы принцесса. Ради нее  они хотели бы жить в своей стране. Вдруг кто-то случайно вспомнил про  чудака-дворника. Воистину, только его  и могли они показать красавице-принцессе.

        - У нас живет самый счастливый  человек! – закричали они. 

        - Он единственный в мире, так  же, как и вы! Вспомнив в какую строну ушел чудак, они немедленно собрались в путь за ним. И тут пришлось удивляться не одной принцессе, но и жителям страны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства, но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец, окруженный лесным парком. Не нужно было задавать вопрос, чтобы увидеть, что чудак опять чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди бросились к нему, и предложили немедленно стать принцем. – А что я должен буду делать? – спросил он.

        - Ничего! Ты просто будешь принцем  и мужем прекрасной принцессы!  – отвечали ему. 

        - Но я не умею ничего делать! – заявил чудак.

        - Ну … повелевай  нами!

        - И это я не умею.

        - Ну. Делай, что хочется, и еще  будь нашим принцем. А мы  будем брать с тебя пример.

Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут принцесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки. И вот красота и счастье стили править страной. Принц нашел себе дело и заботился обо всех подданных. Он вставал раньше всех, брал в руки метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу дел. И его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о друге. Поэтому вся страна благоденствовала.  

Каковы источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к этому состоянию души чудака из сказки все стремятся. Как много дел, забот, проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто его пережил однажды, всю жизнь «подпитывается» этой энергией.  

  1. Второй  аспект волшебства –  проявление созидательно творческой преобразующей силы человека.
 

        Мэри Дейли в своих философских работах использовала термин «психологический активизм». Идея этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события. Инструменты влияния на реальность – метафоры. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира». 

        Если следовать этой логике  и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет  на нашу судьбу. А что значит  «использовать метафоры» в нашем  понимании? Сочинять сказки!

        Сочиняя сказки о своей пошлой, настоящей и будущей жизни, мы метаморфически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства, приводим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Чекмаревой Надежды Даниловны:

        «…Я работаю с разными людьми: в центр приходят инвалиды  и после серьезных травм, и  инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15-29 лет заключения. Но всех их, таких разных, работа со сказкой увлекала, всем им она изменила жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. – инвалид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла за муж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»…

Информация о работе Сказкотерапия как метод коррекции