Сказкотерапия как метод коррекции

Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия как метод корекции.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

        - Ах, мама! А если они меня просто  прогонят или так опорочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то еще с презрением забросят и позабудут в углу?

        - Если взрослые, обольщенные Молодой, пренебрегут тобой, обратись к детям, - вот поистине  мои любимцы; твои братья сны, приносят им от меня светлые видения; да и сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры; они хорошо меня знают, хотя имя мое им не знакомо, но я часто замечала, как по ночам они улыбаются моим звездам, а утром, когда сияющие барашки тянутся по небу, они от радости хлопают в ладоши. И, подрастая, они все еще любят меня; я помогаю милым девушкам плести пестрые венки, а резвые юноши задумываются, когда я подсаживаюсь к ним на высокой вершине скалы, воздвигаю из туманного мира далеких синих гор высокие замки, блистательные дворцы, создаю из пурпурных вечерних облаков отряды отважных всадников и причудливые шествия пилигримов.

        - О милые детки!  - растроганно  воскликнула Сказка. – Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним. 

       - Да, дорогая моя дочка, - сказала королева, - пойди к ним; только я тебя как следует приодену, чтобы ты понравилась малюткам и чтобы взрослые тебя не прогнали; знаешь, я наряжу тебя альманахом.

        - Альманахом, мама? Ах! Мне стыдно в таком виде щеголять перед людьми.

Королева кивнула, и служанки принесли изящный яркий  наряд альманаха, затканный прекрасными  узорами. Прислужницы заплели в  косы чудные волосы девочки; они подвязали  ей к ногам золотые сандалии, а  затем набросили на нее прекрасное одеяние. Скромная Сказка не смела поднять глаза, но мать оглядела ее с удовлетворением и заключила в объятия.

        _ Ступай, - сказала она дочке, - благословляю  тебя. А если они станут глумиться  и насмехаться над тобой, вернись  ко мне; может быть, позднейшие поколения, более близкие к природе, снова обратятся сердцем к тебе.

        Так говорила королева Фантазия. И сказка спустилась на землю.  Сердце колотилось у нее, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила голову, плотнее запахнула в свой прекрасный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.

        - Стой! – крикнул хриплый грубый  голос. – Стража, сюда! Явился  новый альманах!

Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей, потрясая остро  отточенными перьями, ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошел к Сказке и схватил ее за подбородок.

        - Голову кверху, господин альманах! – закричал он. – Мы по глазам  прочтем, чего ты стоишь.

        Покраснев, подняла Сказка голову  кверху и раскрыла темные глаза.

        - Сказка! - закричали стражи и  громко расхохотались. – Сказка! А мы-то думали, невесть какое  чудо явилось. Откуда на тебе этот костюм?

        - Его надела на меня мать, - отвечает Сказка.

        - Вот как? Она хочет протащить  тебя к нам контрабандой? Нет, шалишь, убирайся отсюда! – закричали стражи и подняли острые перья.

        - Я хочу только к детям, - умоляюще  произнесла Сказка, - ведь к ним  вы можете меня пустить? 

        - И без того довольно сброда  шатается по земле, - воскликнул один из стражей, - и вбивает нашим детям в голову разный вздор.

        - Посмотрим, что она знает на  этот раз, - сказал другой.

        - Верно! – воскликнули все. – Расскажи-ка, что ты знаешь, но поторопись, мы не станем терять на тебя время.

        Сказка вытянула руку и принялась  указательным пальцем чертить  в воздухе какие-то знаки. И  перед зрителями замелькали пестрые  картины: караваны, прекрасные кони, раздраженные всадники; бесчисленные  шатры а песках пустыни; птицы  и рыбы в бурных морях; тихие леса и многолюдные площади и улицы; битвы и мирные кочевья, - все они пестрой вереницей, в живых образах, проносились мимо. Сказка с таким усердием вызывала к жизни легки видения, что и не заметила, как стражи, охраняющие ворота, уснули один за другим. Но когда она собралась чертить новые знаки, к ней подошел какой-то приветливый человек и взял ее за руку.

        - Взгляни-ка, милая Сказка, - сказал  он, указывая на спящих, - им твои  пестрые картинки не нужны;  проскользни скорей в ворота; они не узнают, что ты не Земле, и ты мирно и незаметно пойдешь, куда пожелаешь. Если хочешь, я поведу тебя к своим детям; у меня в доме я найду тебе тихое и уютное местечко, там ты можешь поселиться и жить спокойно. Если дети будут прилежно учиться, они после занятий станут приходить к тебе со своими сверстниками и слушать тебя. Хочешь?

        - О, как охотно последую я  за тобой к твоим детям, как  я буду стараться дарить им  порой часок веселья! 

        Добрый человек ласково кивнул  ей и помог перешагнуть через ноги спящих стражей. Улыбаясь, оглянулась Сказка и быстро скользнула в ворота.  

        Вот так «усыпляет» сказка  бдительность социального сознания. И если находится добрый человек  (педагог, родитель, сказкотерапевт), он открывает ворота души для  чудесной сказочной истории с хорошим концом. Похоже, что сегодня именно этого многим не хватает. Булат Окуджава призывал говорить друг другу комплименты. Пришло время дополнить его пожелание: «Давайте рассказывать друг другу добрые и мудрые сказки!». Тогда сердца людей станут тоньше и добрее, а окружающий мир – ярче.  

Предмет сказкотерапии. 

Термин «сказкотерапия»  вызывает неоднозначную реакцию. У  психологов и педагогов она имеет  преимущественно положительную  окраску. Деловые люди сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему, и только узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности метода. Почему?

        Может быть, потому, что  сказкотерапия  является самым древним психологическим  и педагогическим методом. Знания  о мире, о философии жизни передавались из уст в уста,  переписывались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин «сказкотерапия», понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем  сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

        Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям. Прочем, дошкольного возраста. Да, это так, однако возрастной  диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому. Что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Есть древняя история о том, как человек в своем развитии проходит три стадии: Верблюд, Лев и Ребенок. Находясь на стадии Верблюда, он подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда ресурс терпения и сил Верблюда иссякает, человек переходит на стадию Льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных высот социального положения. Но приходит момент, когда Лев понимает, что все, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины. Погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его, несмотря на блеск достижений и видимый смысл, лишена чего-то простого и  гармоничного. И вот тогда происходит переход человека на следующую стадию развития – стадию Ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытыми счастливыми глазами, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнать то, что ранее казалось очевидным. У него за спиной большой жизненный путь, однако нет от него усталости и пессимизма. Есть желание открывать мир заново. Постигая Истину…

        Если мы будем помнить об  этой притче, можно смело называть  сказкотерапию «детским» методом.  Тем более, сто ребенок –  самый главный на земле. Именно  к такому выводу пришли в  XVI веке великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал…  

        Как-то раз прохладным вечером  падишах и Бирбал гуляли по  саду, радуясь весенней благодати.  Вдруг падишах спросил:

        - Скажи. Бирбал, кто, по-твоему, на  свете самый главный?  Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно, возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было!» - Подумал Бирбал.

        - Думаю, государь, что главнее  всех малое дитя. С ребенком  никто не справится – ни  раджа, ни сам падишах.

        - Как же это неразумный ребенок  может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, - отозвался падишах.

        - Что ж, и докажу. Только это  не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.

        На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках. Малыш сразу понравился падишаху, он посадил его на колени и стал играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

        - Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!

        А Бирбалу только того и надо:

        - Вот видите, владыка мира, никто  не смеет до вас даже пальцем  дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок – самый главный на свете! 

        Итак, самый главный на свете – Ребенок. А мы будем понимать это шире – и Внутренний Ребенок тоже. Поэтому определим предмет сказкотерапии как воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

        Метафорически предмет сказкотерапии  можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла. Шкала Разрушитель – Созидатель становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта. Это не значит, что принижается роль психодиагностики. Наоборот, современные методы психодиагностики помогут понять истинное «положение дел» по этой шкале.

        Как ведет себя человек, что  он чувствует, что мыслит –  все это можно проанализировать  с точки зрения критерия «разрушения  – созидания», проявляющегося по отношению к внешнему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

        Важно отметить, что идея «разрушения  – созидания» является одной  из главных философских и психологических  идей.  

Задачи  сказкотерапевта. 

Как же растить  Созидателя в гиперактивном и  агрессивном ребенке, тем более, что он вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой …» Кажется, что это нереально. И часто мы оказываемся в положении героев старой суфийской притчи.

       

        Когда-то давным-давно один человек,  сосредоточенно и упорно размышляя  над тайнами природы, раскрыл  секрет добывания огня. Он решил поделиться с людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине. Он передал свой секрет многим группам людей. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе времени подумали о пользе знания, сочли учителя опасным и прогнали его. В конце концов люди какого-то племени, перед которыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем исчадье ада.

        Прошли века. В первой общине  знание о добывании огня сохранились  только у особых жрецов. Только  они пользовались властью, богатством  и теплом, тогда как их соплеменники замерзали от холода. Вторая община забыла искусство добывания огня и стала поклоняться орудиям его добычи. Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их предков добывать удивительный огонь. В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах и преданиях. Одни верили в них, другие нет. Это не меняло дела. Пятая община действительно использовала огонь по назначению. Это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные полезные вещи.

        И вот, спустя много-много лет,  один мудрец с небольшой группой  учеников путешествовал по землям  этих племен. Ученики пришли в  изумление при виде множества различных ритуалов, с которыми они здесь столкнулись. Они сказали учителю:

Информация о работе Сказкотерапия как метод коррекции