Автор работы: m*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:57, реферат
«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.
- Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опорочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то еще с презрением забросят и позабудут в углу?
- Если взрослые, обольщенные Молодой, пренебрегут тобой, обратись к детям, - вот поистине мои любимцы; твои братья сны, приносят им от меня светлые видения; да и сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры; они хорошо меня знают, хотя имя мое им не знакомо, но я часто замечала, как по ночам они улыбаются моим звездам, а утром, когда сияющие барашки тянутся по небу, они от радости хлопают в ладоши. И, подрастая, они все еще любят меня; я помогаю милым девушкам плести пестрые венки, а резвые юноши задумываются, когда я подсаживаюсь к ним на высокой вершине скалы, воздвигаю из туманного мира далеких синих гор высокие замки, блистательные дворцы, создаю из пурпурных вечерних облаков отряды отважных всадников и причудливые шествия пилигримов.
- О милые детки! - растроганно воскликнула Сказка. – Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним.
- Да, дорогая моя дочка, - сказала королева, - пойди к ним; только я тебя как следует приодену, чтобы ты понравилась малюткам и чтобы взрослые тебя не прогнали; знаешь, я наряжу тебя альманахом.
- Альманахом, мама? Ах! Мне стыдно в таком виде щеголять перед людьми.
Королева кивнула, и служанки принесли изящный яркий наряд альманаха, затканный прекрасными узорами. Прислужницы заплели в косы чудные волосы девочки; они подвязали ей к ногам золотые сандалии, а затем набросили на нее прекрасное одеяние. Скромная Сказка не смела поднять глаза, но мать оглядела ее с удовлетворением и заключила в объятия.
_ Ступай, - сказала она дочке, - благословляю
тебя. А если они станут глумиться
и насмехаться над тобой,
Так говорила королева
- Стой! – крикнул хриплый грубый голос. – Стража, сюда! Явился новый альманах!
Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей, потрясая остро отточенными перьями, ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошел к Сказке и схватил ее за подбородок.
- Голову кверху, господин альманах! – закричал он. – Мы по глазам прочтем, чего ты стоишь.
Покраснев, подняла Сказка
- Сказка! - закричали стражи и
громко расхохотались. –
- Его надела на меня мать, - отвечает Сказка.
- Вот как? Она хочет протащить тебя к нам контрабандой? Нет, шалишь, убирайся отсюда! – закричали стражи и подняли острые перья.
- Я хочу только к детям, - умоляюще произнесла Сказка, - ведь к ним вы можете меня пустить?
- И без того довольно сброда шатается по земле, - воскликнул один из стражей, - и вбивает нашим детям в голову разный вздор.
- Посмотрим, что она знает на этот раз, - сказал другой.
- Верно! – воскликнули все. – Расскажи-ка, что ты знаешь, но поторопись, мы не станем терять на тебя время.
Сказка вытянула руку и
- Взгляни-ка, милая Сказка, - сказал он, указывая на спящих, - им твои пестрые картинки не нужны; проскользни скорей в ворота; они не узнают, что ты не Земле, и ты мирно и незаметно пойдешь, куда пожелаешь. Если хочешь, я поведу тебя к своим детям; у меня в доме я найду тебе тихое и уютное местечко, там ты можешь поселиться и жить спокойно. Если дети будут прилежно учиться, они после занятий станут приходить к тебе со своими сверстниками и слушать тебя. Хочешь?
- О, как охотно последую я за тобой к твоим детям, как я буду стараться дарить им порой часок веселья!
Добрый человек ласково кивнул
ей и помог перешагнуть через
ноги спящих стражей. Улыбаясь, оглянулась
Сказка и быстро скользнула в ворота.
Вот так «усыпляет» сказка
бдительность социального
Предмет
сказкотерапии.
Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов она имеет преимущественно положительную окраску. Деловые люди сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему, и только узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности метода. Почему?
Может быть, потому, что сказкотерапия
является самым древним
Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям. Прочем, дошкольного возраста. Да, это так, однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому. Что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Есть древняя история о том, как человек в своем развитии проходит три стадии: Верблюд, Лев и Ребенок. Находясь на стадии Верблюда, он подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда ресурс терпения и сил Верблюда иссякает, человек переходит на стадию Льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных высот социального положения. Но приходит момент, когда Лев понимает, что все, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины. Погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его, несмотря на блеск достижений и видимый смысл, лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход человека на следующую стадию развития – стадию Ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытыми счастливыми глазами, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнать то, что ранее казалось очевидным. У него за спиной большой жизненный путь, однако нет от него усталости и пессимизма. Есть желание открывать мир заново. Постигая Истину…
Если мы будем помнить об
этой притче, можно смело называть
сказкотерапию «детским»
Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:
- Скажи. Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный? Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно, возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было!» - Подумал Бирбал.
- Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится – ни раджа, ни сам падишах.
- Как же это неразумный ребенок
может быть всех главнее?
- Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.
На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках. Малыш сразу понравился падишаху, он посадил его на колени и стал играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:
- Ты зачем принес такого
А Бирбалу только того и надо:
- Вот видите, владыка мира, никто
не смеет до вас даже пальцем
дотронуться, а этот малыш дергает
за бороду. Да так, что даже волоски выдрал.
Вот и выходит, что ребенок – самый главный
на свете!
Итак, самый главный на свете – Ребенок. А мы будем понимать это шире – и Внутренний Ребенок тоже. Поэтому определим предмет сказкотерапии как воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Метафорически предмет
Как ведет себя человек, что
он чувствует, что мыслит –
все это можно
Важно отметить, что идея «разрушения
– созидания» является одной
из главных философских и
Задачи
сказкотерапевта.
Как же растить Созидателя в гиперактивном и агрессивном ребенке, тем более, что он вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой …» Кажется, что это нереально. И часто мы оказываемся в положении героев старой суфийской притчи.
Когда-то давным-давно один
Прошли века. В первой общине
знание о добывании огня
И вот, спустя много-много лет,