Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат
Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10
Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27
Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33
Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37
Нью-йоркская
молодежь имеет большие возможности
в реализации накопившегося потенциала.
Город обеспечивает хороший пакет услуг,
способствующий благополучной социализации
подростков.
I.2.
Москва: мегаполис, дающий
перспективы получения
работы и образования
Москва – большой мегаполис, дающий необыкновенные перспективы получения работы и образования. В этот город стремится огромное количество молодежи, которое желает найти свое место в жизни. Мегаполис, в свою очередь, не отказывает в данной возможности, но при этом ставит все новые условия. Каждый подросток, находящийся на пути своей социализации в обществе, стремится получить образование для дальнейшей работы и жизни в мегаполисе.
Москва является одним из важнейших образовательных центров России, с момента образования первого высшего учебного заведения страны — Славяно-греко-латинской академии — в городе сосредоточилось значительное число объектов просвещения. В наше время в городе действует 103 учреждения высшего профессионального образования, среди которых старейший и самый известный в России МГУ, основанный по инициативе Шувалова и Ломоносова в 1755 году. В числе наиболее известных московских вузов — МГТУ имени Баумана, РЭУ имени Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная юридическая академия, Московский государственный лингвистический университет, Всероссийский государственный университет кинематографии и многие другие [9].
Закончив то или иное образовательное учреждение, молодой человек выходит во взрослую, реальную жизнь.
Давайте посмотрим, какие вакансии Москвы предлагает рынок труда для вчерашних школьников. В первую очередь, это: курьеры, распространители рекламной продукции, расклейщики объявлений, торговые агенты, промоутеры и экспедиторы. Привлекают молодежи к проведению различных социологических опросов. В большом количестве вакансии Москвы содержат такие позиции, как работник раздачи в ресторанах и точках быстрого питания (Макдоналдс, Ростик'с, Сбарро). Молодые люди могут работать в строительных бригадах. Власти столицы активно привлекают их к работам по озеленению и уборке территорий.
Сулят вакансии Москвы за такой малоквалифицированный и часто не постоянный труд от 2000 до 7000 рублей в месяц. А при постоянной занятости зарплата вчерашнего выпускника школы может доходить до 10-12 тысяч рублей. Прекрасная возможность для молодежи наконец-то слезть с родительской шеи и позволить себе потратить деньги так, как хочется. А то и помочь родителям, внеся свои заработанные деньги в семейный бюджет.
Где же нужно искать вакансии Москвы для студентов? В первую очередь - в самом ВУЗе: на досках объявлений или в студенческих центрах занятости, которые с недавних пор работают во многих столичных институтах и университетах.
Найдутся вакансии Москвы для молодежи и в специализированных изданиях по трудоустройству. В некоторых из них все предложения для молодых людей выделены в отдельную рубрику, учитывая потребность студентов в работе по гибкому графику.
Есть студенческие вакансии Москвы и на биржах труда. Узнать о них можно так же, придя на окружную ярмарку вакансий.
Для активных пользователей Интернет вакансии Москвы вообще не должны составлять какой-то проблемы. В сети вакансий для студентов - множество. В том числе и по таким специальностям, как веб-дизайн, копирайтинг, программирование, журналистика. Если есть талант к творческим профессиям, молодой человек может работать удаленно. То есть стать фрилансером.
Мир,
ранее наполненный мечтами из детства,
перестаёт быть таким сказочным и «взрослый
подросток» окунается в бытовую суету.
Каждый вынужден адаптироваться к окружающей
среде, то есть проходить этап социализации.
I.3.
Нижний Новгород
Нижний Новгород также как и Москва обладает достаточными перспективами и возможностями для нынешней молодёжи, в этом плане практически не уступая главному мегаполису России.
В городе сохранилось немало уникальных памятников истории, архитектуры и культуры, что дало основание ЮНЕСКО включить Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих мировую историческую и культурную ценность.
Нижегородский
регион и его областной центр
- это территория с преобладанием
русского населения, по последней переписи
составившего 95% всех жителей. Однако в
Нижнем Новгороде живет около 100
различных национальностей. В настоящее
время в городе официально зарегистрировано
28 национально-культурных обществ [11].
Необходимо представить молодежные организации
Нижнего Новгорода:
Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1.
Социализация личности.
Общее понятие
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [4].
К
середине XX в. социализация превратилась
в самостоятельную
Социализация
человека в современном мире, имея
более или менее явные
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения [4].
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы [2].
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие[4].
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.